Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Вход Господень в Иерусалим — праздник детский

Шестая седмица Великого поста закончилась, прошло Вербное воскресенье, теперь и пост подходит к завершению. По-славянски шестая неделя – Неделя ваий, то есть веток, а еще одно ее название – Цветоносная. Такой особенный великопостный праздник, ведь уже началась Страстная седмица и скоро Пасха.

Все наши церковные праздники особенные. И, конечно, они много значат для каждого человека – для семейного и монаха, для взрослого и ребенка. Но именно этот праздник – Вход Господень во Иерусалим – наиболее «детский».
Еще в предыдущее занятие в воскресной школе Свято-Никольского храма преподаватели рассказывали детям про то, как люди встречали Царя-Христа криками: «Осанна в вышних», а дети под руководством Елизаветы Ушаковой изготовили поделку – вербу.

Так мы готовили детей ко встрече этого праздника, двунадесятого – одного из двенадцати самых больших церковных праздников.

Это детский праздник, еще и из-за малышей на праздничных иконах. Ведь эти дети – одно из чудес Священного Писания.

Праздник, новости

В толкованиях Иоанна Златоуста на псалмы он подробно останавливается на всем известных словах царя Давида: «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу» (Пс. 8: 3). То есть младенцы и грудные, сосущие материнское молоко, прославили Бога. Эти слова воспринимаются абстрактно, а оказывается, речь идет действительно о чуде, причем чуде, которое произошло один раз за всю историю человечества. Произошло именно во время входа Господня во Иерусалим, и его за несколько тысяч лет до этого как раз и предсказал царь-псалмопевец. Это не образ, это реальность: когда Христос въезжал на ослике в Иерусалим, новорожденные дети, еще не умеющие говорить, – заговорили. Произносили слова, понятные и ясные для всех.

В самом деле, удивительно не только то, что они произносили слова, и слова ясные, но и то, что этими словами выразили бесчисленные блага. Чего еще не знали апостолы, то воспевали дети.

Праздник, новости

Кроме того, пророк здесь внушает и нечто другое, именно то, что приступающие к Божественному учению должны быть детьми в душе своей. Подлинно, кто не обратится к Царству Небесному, как дитя, говорит Господь, тот не может войти в него (Мф. 28: 3)» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на псалмы. Беседа на псалом 8)[1].

Праздник, новости

Так что этот праздник – действительно праздник малышей. И мы обязательно обращаем особенное внимание наших детей на этот факт.

Праздник, новости

И тем мы делаем этот праздник более близким, более понятным для детей. А скорее всего, не только для детей.

А еще мы можем обратить внимание на другие важные моменты. Например, что народ встречал Спасителя, прославляя Его как Царя. А всего через несколько дней люди кричали: «Распни, распни Его» и «Нет у нас царя, кроме кесаря» (Иоан.19:15), – призывая казнить мучительной смертью Того, Кого они так восторженно приветствовали. Это история торжественная, праздничная – и история неверности, история предательства.
Встреча с праздником – это не результат наших «правильных» трудов, а скорее милость, благословение Божие. Потому и бывает: все сделали вроде бы «правильно», а в душе нет радости, нет встречи с Богом…

Праздник, новости

А это только Господь может нам дать. И вряд ли за то только, что мы привели детей на службу. Важно скорее то, как мы сами встречаем Спасителя – и сегодня, и всегда. И приходится напоминать себе, что не вербочки, не куличи и крашеные яички, не праздничные платочки и даже не вычитанные правила нужны нашему Спасителю, а сердце наше, сокрушенное и смиренное, которое Бог не уничижит и которому даст Свою благодать. Благодать, которая и наших деток покроет, и нас вразумит. Ведь только с Божией помощью мы сможем действительно войти в праздник, войти в Церковь и привести к Богу наших деток.

Праздник, новостиПрихожане принесли вербочки, с которыми, как наши деды и прадеды, приветствовали вхождение Спасителя в Иерусалим.

Праздник, новости

Эти ветки освящаются в храме во время всенощной (вечером в субботу), а также в самый день праздника. Когда вербы освящают, все поднимают их над головами – как будто сад получается. Почти как на Троицу: в храме – деревья.

Иван Шмелев так описывает путь вербы в этот день: «Будут ее кропить, будет светиться в свечках, и разберут ее по рукам, разнесут ее по домам… – поставят за образа и будут помнить». Кстати, воспоминания Шмелева можно почитать детям на ночь, вечером в субботу.
Как Шмелев, как и наш русский народ, мы ставим дома эти вербочки к иконам. Потом, на Пасху, украшаем этими вербами наши праздничные инсталляции: ставим на окошко, где выкладываем на травку крашеные яички, к нашему пасхальному дереву.

А главное – так мы будем постоянно возвращаться к памяти о том, что за события мы празднуем, чем живет сейчас наша Церковь. Вот так и получается, что церковный праздник приходит в наш дом и становится частью жизни, частью быта-бытия семьи. И любая семья, заранее выучив праздничный тропарь, поет со всей Церковью:

«Общее воскресение/ прежде Твоея Страсти уверяя,/ из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже./ Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще,/ Тебе победителю смерти вопием:/ осанна в вышних,/ благословен Грядый во имя Господне».

Свято-Никольский приход  отпраздновал чудесный праздник Входа Господня в Иерусалим, преддверие страданий и воскресения Христова. Отпраздновал его своими семьями, вместе с детьми. Чтобы потом вместе прожить и пережить великие дни страстей и смерти Спасителя. Чтобы потом вместе прийти к самому главному празднику года, к самому главному событию в нашей жизни и в жизни всего человечества – к Воскресению Христову.

(202)

Одно мнение на “Вход Господень в Иерусалим — праздник детский

  1. Сергей

    Молодцы, а всем постящимся легко пройти эту страстную седьмицу до конца!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели