Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Священнослужители прихода

По церковным метрическим книгам установлено, какие священ­нослужители трудились в слюдянской Свято-Никольской церкви. Эти книги (с 1913 по 1923 гг.) были в свое время переданы в слюдянский ЗАГС, где они и находятся в настоящее время.

Как известно, до революции церковь выполняла регистрацию актов гражданского состояния, т.е. то, чем сейчас занимаются ЗАГСы. Мет­рические книги выдавались в Епархиальном управлении и делились на три части: «о родившихся», «о бракосочетавшихся» и «о умерших». Записи велись очень тщательно, подробно и скреплялись подписями священника и диакона. В конце года подводился итог. Вот, к примеру, такая запись: «28 июня 1917 года умер младенец Феодор, сын Андрея Васильевича Теремецкого, родившегося в Архангельской губернии, Шенкурского уезда, Шахановской волости, деревни Монастырская».Вот перед нами «адрес, откуда прибыли в Слюдянку Теремецкие, пода­рившие пламенного комсомольского вожака, ставшего впоследствии далеко не рядовыми деятелем НКВД».43 Кстати, это те самые Теремец­кие, которым Александр Вилков пожертвовал в 1922 году 210 тыс. руб­лей.

Из записей следует, что священнослужителями Слюдянской Свято-Никольской церкви были:

1. Священник Михаил Болдовский. Занимал должность настояте­ля сразу после окончания Иркутской Духовной Семинарии. Ему тог­да было 38 лет. Резолюцией согласно прошению он был направлен в Слюдянку. Найдено описание наград о. Михаила: «награжден набед­ренником ко дню святой Пасхи, награжден бархатной скуфьей ко дню Его Императорского Величества 27 марта 1914 года, награжден ками­лавкой, награжден благодарственной грамотой за усердие в изыска­нии способов и средств к расширению и переустройству церкви. Имел разрешение носить на груди серебряную медаль и двойную ленту Вла­димира и Александра. Постановлением главного управления Российс­кого общества Красного Креста от 18 мая 1906 года пожалован Высо­чайше утвержденной медалью Красного Креста в память об участии в деятельности общества во время Русско-Японской войны. Имел право носить бронзовую медаль в честь 300-х сотлетия дома Романовых».
Известно, что служил он с 1911 года до самого закрытия храма, т.е. до 1929 года, но в метриках упоминается о нем последний раз в 1919 году, а с 1920 г. по 1923 г. о нем нет ни единого слова. Можно предпо­ложить, что он был арестован, а потом, через несколько лет, был освобожден.

Интересно то, что Голдовский сменил фамилию на Востоков. В марте 1916 г. он уже подписывался новой фамилией. Какие у него были на то причины — неизвестно. В метрической книге за 1913 год найдена запись о рождении (10 апреля) и крещении (13 ап­реля) сына о. Михаила, которого назвали Георгием «в честь Великому­ченика и Победоносца Георгия, празднуемого церковью 23 апреля». В графе «Звание, имя, отчество и фамилия родителей и какого вероиспо­ведания» записано: «Никольской церкви ст. Слюдянка Забайкальской железной дороги священник Михаил Иоаннович Голдовский и закон­ная жена его Лидия Яковлева; оба православные». В графе «Звание, имя, отчество и фамилия восприемников» записано: «Мещанин гор. Харькова Василий Иванович Кузовский и дочь священника Александ­ра Яковлева Потоцкая».

Таким образом, из этих записей стали известны некоторые сведе­ния о семье священника Голдовского, который, несомненно, являлся главной фигурой среди слюдянских священнослужителей того време­ни.

2.  Священник Николай Вознесенский. Он исполнял требы вместо священника Михаила Голдовского с 12 июня по 10 августа.

3.  Протоиерей Автоном Ненадкевич. О нем упоминается с 9 июня 1918 года. Записи о требах с его участием крайне редки, они встречают­ся до 1922 года

2.  Священник Николай Любомудров. Его подписи стоят с 1920 по 1923 год.

5.Протоиерей Николай Шергин. Он появился с октября 1923 года и служил до конца этого года.

6.  Диакон Александр Попов. О нем упоминается в записях с 1913 года по 1918 год.

7.  Диакон Павел Кузнецов. Появляется с 1 октября 1918 года. Упо­минания о нем есть до 1921 года.

8.   Диакон Прилидиан Турышев Служит с 1921 года до марта 1922 года.

Известно также, что исполняющим обязанности псаломщика в 1922 году был монах Михаил, а в конце этого года был псаломщиком некто Уточкин.

Можно оформить эти записи в виде таблицы, прибавив к ним све­дения о количестве браков, рождений и смертей по итогам за каждый год.

 

Год

Рождений

Браков

Смертей

Священнослужители

1913

481

54

214

свящ. М. Болдовский диак. А. Попов

1914

424

35

221

свящ. М. Болдовский диак. А. Попов

1915

393

36

149

свящ. М. Болдовский диак. А. Попов

1916

321

35

145

свящ. М. Болдовский (Востоков) диак. А. Попов

1917

291

22

107

свящ. М. Болдовский (Востоков) диак. А. Попов

1918

276

32

196

свящ. М. Болдовский (Востоков) диак. А. Попов диак. П. Кузнецов

1919

278

33

202

свящ. М. Болдовский (Востоков) прот. А. Ненадкевич диак. П. Кузнецов

1920

368

25

136

Свящ. Н. Любомудров диак. П. Кузнецов

1921

421

16

148

Свящ. Н. Любомудров диак. П. Кузнецов

1922

222

21

151

Свящ. Н. Любомудров диак. П. Кузнецов

1923

305

14

201

Свящ. Н. Любомудров прот. Н. Шергин

Шла полным ходом и миссионерская деятельность. В метриках не­редко встречаются записи о крещении инородцев. Есть запись о при­соединении к Православной вере старообрядца Меркурия из Вотской (?) губернии в 1913 году, через миропомазание. Но более всего мне пон­равилось прошение на имя преосвященного Зосимы о принятии Пра­вославия подданного Китайской республики Цзоу Чжан Цюана, про­живающего в пределах Слюдянского прихода.

Назад к списку

(140)

Перейти к верхней панели