Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Краткий исторический обзор других церквей и часовен

Южная часть Прибайкалья с древнейших времен является местом компактного проживания людей и является связующим звеном между югом Восточной Сибири и Забайкальем. По этой причине в сей пог­раничной зоне сформировались своеобразные хозяйственные и куль­турные особенности. Население жило за счет рыбалки и охоты и имело весьма своеобразное мировоззрение — смесь христианства с язычес­ким верованием в силы природы. Произошло взаимопроникновение и смешение традиционных верований, культуры и промыслов русских, бурят и тунгусов. Одновременно с освоением края началась активная миссионерская деятельность. Способствовало привлечению инородцев в христианство постановление правительства об отмене уплаты ясака новокрещеными на трехлетний срок.

Из различных источников была собрана информация о церквях, существовавших в 19 — нач. 20 вв. на территории юго-западного При­байкалья. Всего было найдено сведений о 26 храмах и еще упоминания о четырех церквях, сведения о которых очень скудны. Все эти матери­алы, так же как и материалы о Култукской церкви, собирали краеведы центра «Лазурит» при Култукской школе №7.

Все эти церкви можно условно разделить на три группы:

1.   Церкви в населенных пунктах, в которых проживали преиму­щественно русские крестьяне и казаки (Тунка, Гужиры, Шимки, Туран, Тибельти, Быстрое, Култук, Утулик, Зактуй, Еловка, Монды, Николь­ское, Окинский караул);

2.   Миссионерские церкви в населенных пунктах с преимущест­венным проживанием бурят (Талая, Аршан, Торы, Жемчуг, Ниловка, Улан-Горхон, Туран, Харагун);

3.   Церкви, возникшие в начале 20 века в связи со строительством Кругобайкальской Ж/Д (Половинная, Маритуй, Слюдянка, Мурино).

Кроме церквей в юго-западном Прибайкалье было построено бо­лее двух десятков часовен. Известно, что четыре часовни были вблизи с. Тунка, две вблизи с. Гужиры, две вблизи с. Култук. Часовни строи­ли возле основных путей сообщения в значимых местах, например, на Бычьем камне (возле Гужир), на перевале Нуху-Дабан; в небольших населенных пунктах, пока не было церкви и на выезде из крупных на­селенных пунктов, где были церкви, например, Култук, Тунка, Гужиры и др.

Благодаря деятельности священнослужителей в юго-западном Прибайкалье впервые появляются церковно-приходские школы:

в 1871 году миссионерская — в Шимках,

в 1876 году миссионерская — в Жемчуге,

в 1885 году училище — в Мондах,

в 1885 году миссионерская — в Окинском,

в 1886 году — при Тункинской Николаевской церкви,

в 1889 году — в Култуке,

в 1894 году миссионерская — при Тункинской Покровской церкви,

в 1895 году — в Ниловой пустыни, в 1903 году — в Паранеевском стане, в 1915 году — в Туране.

По результатам поисковой работы юным краеведам удалось соста­вить хронологию строительства православных храмов в юго-западном Прибайкалье.

Таблица 1

 

Год возникн.

Населенный пункт

Название церкви

1.

конец 17 в.

станция Никольское

? «Казачья» церковь

2.

1744

село Тунка

Святителя и Чудотворца Николая

3.

1820

село Тунка

Покрова Пресвятой Богородицы

4.

1851

Нилова Пустынь

Преподобного Нила Столбенского

5.

1852

село Гужиры

Святителя Николая Чудотворца

6.

1852

село Култук

Святителя Николая Чудотворца

7.

1863

село Шимки

Михаило-Архангельская

8.

1868

Паронеевский стан Койморский улус селоТалое

Благовещения Пресвятой Богородицы

9.

1873

село Тибельти

Пророка Ильи (приписная к Култукской церкви)

10.

1874

село Торы

Думская Алексея митрополита Московского (приписная к Гужирской церкви)

11.

1875

Жимыгитский стан. село Жемчуг

Святителя Иннокентия Чудотворца

12.

1877

Окинский караул

Воскресения Христова

13.

1880

село Утулик

Святого Иоанна Предтечи (приписная к Култукской церкви)

14.

1882

село Еловка

Святых Петра и Павла (приписная к Тункинской Николаевской, а затем к Гужирской Николаевской церкви)

15.

1885

Мондинский караул

Святого князя Владимира

16.

1884

Паронеевский стан

Святителя Паронея епископа Ламасакийского

 

17.

1889

село Зактуй

Святой Троицы (приписная к Тункинской Николаевской церкви)

18.

1898

Паронеевский стан Койморский улус селоТалое

Во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

19.

1898

Паронеевский стан Койморский улус селоТалое

Вновь построенный храм Благовещения Пресвятой Богородицы

20.

1900

Окинский караул

Троице-Сергиевская

21.

1902

село Торы

Новый храм во имя Святителя Иннокентия

22.

1902

станция Падь Половинная

Не освящена (в 1906 г. перенесена на станцию Слюдянка)

23.

1906

станция Слюдянка

Святителя Николая Чудотворца

24.

1908

село Быстрое

Святого Духа (приписная к Култукской церкви)

25.

1910

село Мурино

Покровская

26.

1915

курорт Аршан

Святых Петра и Павла. (приписная к Кайморской Благовещенской)

 

27.

1916

станция Маритуй

Святых Петра и Павла

28.

?

село Улан-Горхон

?

29.

?

село Туран

?

30.

?

село Харагун

?

Есть интересные сведения о церкви-вагоне, курсировавшем по Ве­ликой Сибирской железной дороге. Он был сооружен в 1895-1896 гг. «на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге в ознаменование рожде­ния дочери императора Николая I Ольги », и назван в честь ее небесной покровительницы — равноапостольской княгини Ольги. На освяще­нии присутствовал сам император Николай I.

Вагон-церковь, вместимостью до 70 человек, был предназначен для поселков, не имеющих храма по линии железной дороги. Снаружи вагон был окрашен синим лаком и отделан позолоченной деревянной резьбой. Окна обрамлялись наличниками. Над входом возвышалась небольшая звонница с тремя колоколами. Стоимость внешней отделки оценивалась в 10000 рублей, а внутренняя отделка стоила 20000 рублей. Особенно роскошным был резной дубовый иконостас.18

Вагон был остановлен во время революции на станции Малый Баранчик Кругобайкальской железной дороги — в Слюдянском райо­не, где он нередко бывал. Часть имущества Свято-Ольгинской церкви была передана Свято-Никольской церкви поселка Листвянка на Бай­кале. Дальнейшая судьба вагона-церкви неизвестна.

В настоящее время нашим ближайшим соседом из действующих храмов является новый каменный однокупольный Свято-Троицкий храм в г. Байкальске, находящийся в 40 км от Слюдянки.

По книге протоиерея Алексея Подлосинского

(335)

Перейти к верхней панели