Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

«Я – мама» ДОБРЫЕ ИГРУШКИ

КАК В СТАРИНУ, ТАК И В НАШИ ДНИ РЕБЕНКА ТРУДНО ПРЕДСТАВИТЬ БЕЗ ИГРУШКИ. ПОГРЕМУШКИ, МЯЧИ, МАШИНКИ И КУКЛЫ – С НИМИ МАЛЫШИ НАЧИНАЮТ ПОЗНАВАТЬ МИР, ОБЩАТЬСЯ, ОБРЕТАТЬ ПЕРВЫЕ НАВЫКИ, УДИВЛЯТЬСЯ И РАДОВАТЬСЯ. С ИГРЫ НАЧИНАЕТСЯ ПУТЬ РЕБЕНКА В БОЛЬШОЙ МИР.

Выбираем игрушки
У каждого времени свои игрушки, только назначение их всегда одинаково: сначала они развлекают, радуют, не дают заскучать, потом приучают к труду, учат жизни, воспитывают. Глядя на то, в какие игрушки играют малыши, вполне можно предположить, какими они вырастут. Например, сейчас детские магазины заполнены игрушечными монстрами, троллями. Какое представление о мире сложится у ребенка, когда он привяжется к такому «герою», начнет его любить? Скорее всего, он будет видеть в безобразии что-то привлекательное, считать зло добром. У него начнут размываться понятия добра и зла, не успев толком оформиться. У малышей, которых безобразное или страшное притягивает, повреждается инстинкт самосохранения. Немного повзрослев, они могут потянуться, например, к наркотикам, вполне осознавая их опасность. Дело в том, что сработает усвоенный с детства стереотип: опасное будет их притягивать, а не отталкивать.
Важно не только то, в какие игрушки играет ребенок, но и как он играет. Вот пример из жизни. В детском саду в один из осенних дней дворник собирал опавшую листву в большие мешки. К тому времени, когда детей вывели на прогулку, наполненные мешки стояли вдоль дорожки. Один мальчик подошел к мешку и стал тыкать в него палкой. К нему подходит другой ребенок и говорит: «Ты не так его убиваешь, давай покажу, как надо». Комментарии, думается, излишни.
Поэтому, прежде чем купить игрушку, надо серьезно задуматься над тем, чему она научит и какие чувства пробудит в ребенке. В игре маленький человечек примеряет на себя разные роли, которые затем опробует в жизни. Поэтому родителям, а также воспитателям и учителям, надо постараться, чтобы ему с детства нравилась роль доброго, заботливого, благородного человека.

Игрушки для самых маленьких
Малыш еще не появился на свет, а мама с папой уже покупают ему первые игрушки. Чаще всего это погремушки. Их вешают на кроватку, в коляску, к трем месяцам дают ребенку в руки. В магазинах сегодня представлен огромный выбор игрушек, но нередко малыша заинтересовывают совершенно неожиданные предметы. Ведь у него один интерес: исследование всего, что его окружает. Поэтому «игрушечный парк» может увеличиться за счет самых неожиданных вещей. Например, ребенок до года способен долго возиться с обыкновенным смятым листом бумаги или целлофановым пакетом: шуршать им, махать, рвать, мять. Масса новых впечатлений! Еще одно любимое занятие – бросать что-то на пол из кроватки, манежа и комментировать падение, например, выражением: «бах!». Это же так интересно: надо ухватить рукой, поднять, бросить, послушать, как это нечто шлепнется, взять следующую вещь. Поэтому наряду с обычными игрушками (яркими кубиками и кольцами, мячиками, погремушками) для этой цели подойдут и пластмассовый флакончик из-под витаминов, и картонная коробочка из-под духов. Конечно, проследите, чтобы предмет был безопасен. И еще один совет: не покупайте малышу всё, что радует глаз в детском магазине. Ребенок изучает новую игрушку несколько минут, а затем она сливается со всеми остальными. Лучше давать ребенку по одной-две игрушки и менять их время от времени, убирая в шкаф.
Чуть позже к погремушкам присоединяются резиновые игрушки и различные колечки, которые ребенок «грызет» деснами, особенно во время прорезывания зубов. Покупая резиновую или пластмассовую игрушку, проследите, чтобы они были сделаны из качественных материалов, без едкого запаха и остающейся на руках краски.
К полутора годам ребенок уже учится разбирать и собирать игрушки по деталям: пирамидки из формочек, бочонки, матрешки. Особенно хороши матрешки, сделанные из дерева и раскрашенные в русском стиле, они не только развивают моторику, дают понятие формы, но и знакомят с родной традицией.
В первый год жизни ребенок любит брать в рот всё, что попадет ему в ручки, так он познает окружающий мир, поэтому в этот период с мягкими игрушками нужно быть очень осторожными. А вот к двум годам и позже дети начинают по-новому воспринимать мишек, львов и собачек. В этом возрасте мягкие игрушки становятся у детей любимыми, и это очень важно. Ведь такие же любовь, заботу и нежность малыши будут проявлять и к настоящим животным.

Будущий взрослый
Подрастая, ребенок всё больше и больше включается в мир взрослых. И помогают ему в этом именно игрушки. Для мальчиков это инструменты: пластмассовые и деревянные топорики, пилочки, лопатки, молоточки, дрели. Для девочек – конечно, куклы. Игра с ними является своеобразной репетицией будущего материнства. Кукол и пупсов можно пеленать, петь им колыбельные, укачивать, кормить. Но не забывайте, что кукла кукле рознь. Например, к чему готовит девчушек кукла Барби? Традиционная «русская» кукла недаром лишена взрослых форм – это прообраз ребенка. С Барби же в «дочки-матери» толком не поиграешь. Какая из нее дочка? Это скорее игра во «взрослую жизнь». Но совсем не ту реальную жизнь, с которой потом столкнется ребенок, а жизнь голливудских звезд, для которых необходима масса атрибутов: особняки и машины, кареты, бассейны с зонтиками. И ребенок подсознательно нацеливается на жизнь в праздности, роскоши, где нет места традиционным семейным ценностям.
Особое место в арсенале игрушек для девочек занимает посуда. Сейчас в магазинах есть разнообразные наборы и сервизы из пластмассы, дерева, глины, металла, большие и маленькие. Какая девочка не мечтала о такой посуде! Ведь в ней можно готовить различные «кушанья». Ну и пусть приготовленная еда будет из травы, цветочков, камешков, веточек, с водичкой из лужицы! Зато так девочка полюбит готовить, у нее появится интерес к домашнему хозяйству.
Уделим внимание и мальчишечьим игрушкам. В первую очередь это, конечно, машинки. Лучше покупать мальчикам машинки с открывающимися дверями и капотом, кузовом, подъемные краны и пр. Ведь их можно не только катать, но и сажать внутрь водителя и пассажиров, «чинить» мотор, поднимать и перевозить груз – да мало ли на что способна детская фантазия! Многие мальчишки буквально часами возятся в своих «гаражах». Будущие мужчины стараются в игре повторять поведение своих близких – рулить, как папа, или строить с помощью крана домик, как дедушка. Так малыш проникается чувством уважения к своим родным, их профессии.
Еще одна традиционная «мужская» игрушка – солдатики. Вспоминаю, как мой старший брат в детстве с удовольствием в них играл вместе с папой. Они делили всех солдатиков на две равные части (два войска), расходились подальше и расставляли своих солдатиков так, чтобы их удалось меньше сбить. Сбивали же они их по очереди кубиками. Если в солдатика попадал кубик и солдатик падал, то он убирался с «поля боя», если же оставался стоять, то «убитым» его не считали. Побеждал тот, у кого оставался хотя бы один солдатик. Солдатиков и целые армии из них можно лепить самим из пластилина, приспосабливая под военную технику спичечные коробки, катушки и пр.

Какие самые лучшие?
«Строго говоря, самые лучшие игрушки – простейшие, потому что они больше всего развивают воображение» – это мнение профессора Г.В. Лавреновой, автора книги «Энциклопедия молодой православной мамы». И с этим трудно не согласиться. Ребенку для гармоничного развития необходимо мыслить, фантазировать, учиться многое делать своими руками.
Такими простыми игрушками могут быть камушки, песок, шишки, палочки, лоскутки. Благодаря фантазии ребенка они легко перевоплощаются. Например, коробок из-под спичек вполне может быть машинкой, а если привязать к нему ниточку, то это уже не коробок, а собачка на поводке. А помните «телефон» из двух коробков, соединенных ниткой? Думаю, многим родителям доводилось наблюдать следующую картину: ребенок откладывает только что подаренную ему дорогую игрушку и часами играет с упаковочной коробкой, которая становится то крепостью, то поездом, то домом.
А если взять обычную табуретку? Она может быть космическим кораблем или замечательным конем, даже брыкаться умеет! А какой простор для творческой фантазии предоставляется детям, устраивающим дворец из кресел, покрывал и подушек! Вспомните, как мы любили в детстве строить «шалаши»! Ведь все это не что иное, как прообразы будущих квартир, семейных очагов будущих мам и пап. А чем может быть робот на батарейке? Только роботом…
Вспоминается отрывок из «Маленького принца» А.С. Экзюпери. Мальчик долго просил нарисовать ему барашка. Как только взрослый ни старался это сделать! И так рисовал, и так. Но мальчик всё был недоволен. И только когда взрослый нарисовал коробку, сказав, что барашек в ней спит, мальчик обрадовался. Вот она, загадка детской души!

Играем вместе!
Вот что еще очень важно – надо самим играть в игрушки с детьми. В куклы, солдатики, лото или строительство шалаша – любая совместная игра увлечет и сблизит вас. О пользе совместных игр прекрасно знали в старину и даже изобретали для этого специальные забавы. Наверняка многие слышали выражение «играть в бирюльки», но не все знают, что оно обозначает. А это старинная русская настольная игра. Бирюльки – это набор игрушечных предметов малого размера (посуды, лесенок, шляпок, палочек и т. д.). Суть игры состоит в том, чтобы из кучки таких игрушек вытащить пальцами или специальным крючком одну игрушку за другой, не затронув и не рассыпав остальные. Чтобы бирюльки было удобно зацеплять, их изготавливают в форме предметов, имеющих ушки либо отверстия. Во время такой игры развивается глазомер, ловкость и терпение. А что самое главное – налаживается эмоциональный контакт ребенка с родителями. Играя вместе, вы дарите друг другу добрые моменты семейных радостей, которые будут вспоминаться впоследствии как незабываемые минуты детства.

Мария Угорская, психолог,
старший научный сотрудник Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея

Подверстка
Виды игрушек и их назначение
В грудном возрасте (до года) игрушка должна развивать движения (протягивание рук, хватание, бросание) и простейшую ориентировку у ребенка. Поэтому первыми игрушками должны быть подвесные шарики и музыкальные карусели, резиновые кольца, погремушки, которые привлекают детей звуком, формой, цветом.
Для малышей от 1 года до 3-4 лет игрушка усложняется. Дети учатся ходить и бегать, в этом им помогают мячи крупного размера, всевозможные каталки с изображением животных и птиц, бабочек (с подвижными крыльями), грузовики, автобусы, трамваи, кони на колесах и др. Эти игрушки развивают координацию движений, ориентировку, стимулируют активное действие.
В возрасте от 3-4 до 5-6 лет дети начинают отображать в играх окружающую действительность. Поэтому самыми любимыми игрушками становятся куклы, игрушечные посуда, животные, домашняя обстановка. Полезны для детей этого возраста дидактические игрушки, которые дают понятия о форме, величине, цвете.
В 6-7 лет развитие ребенка выходит на новый уровень – формируются мышление, логика, ребенок учится классифицировать предметы, поэтому большое значение приобретают тематические настольные игры.
В играх детей школьного возраста значительное место занимает разнообразная техническая игрушка. Это транспорт (машины, корабли, подъемные краны), оптика (детские фотоаппараты, микроскопы), строительные материалы и конструктор. Дети могут сами строить и мастерить игрушки.

          Рассказывают мамы
Елена и Оля (1,5 года)
Первая наша игрушка – это погремушка из бересты, самая простая, на деревянной палочке, зато она теплая и приятная на ощупь. Я шумела ею малышке где-то с двухнедельного возраста, она тогда уже хорошо реагировала на звук. Игрушка отвлекала от плача, а взяла она в ручку погремушку где-то в 2,5 месяца. Потом стали покупать мякиши (мышку, цветочек, грибок, утята на веревочке), был у нас и мобиль с лошадками, ей нравилось их хватать ручками и ножками, а также я сшила развивающий коврик с дугами. В основном все эти игрушки из хлопчатобумажных материалов, пластмассовые появились после 6 месяцев. Еще у нас есть игрушки из моего детства: это собачки, львы, мячи. Им всем около 25 лет, но ребенку и они интересны. Большой интерес Оля проявляет к развивающим игрушкам – это сортеры-домики на колесах, жираф, в который надо бросать кубики, сенсорные шарики и кубики, пирамидки с геометрическими фигурами. В год и 2 месяца она заинтересовалась куклами, стала их кормить, купать, целовать.
На улице мы в основном сейчас рассматриваем камушки и листочки, а летом играли в песочнице с ведерочком и лопаткой – «пекли куличи», в бассейне купали кукол, водичку переливали и «стирали свои вещи». Есть и народные игрушки – неваляшки, матрешки. Игрушек у нас много всяких разных, мы часть их убираем, а потом достаем и меняем со «старыми». Стараюсь приобретать наши российские игрушки.

Алина и Сережа (2 года и 7 месяцев)
Игрушки мы стараемся выбирать такие, чтобы глаз радовали, приятно пахли, были прочными и желательно сделанными в России. Поскольку в семье мальчик растет, то преобладают у нас конструкторы, кубики, машинки, пазлы, мозаики, есть и мягкие игрушки и даже две куклы-мальчика. Для ванной у нас целый тазик всяческих вещичек – там есть кораблики, уточки, губки, воронки, контейнеры с крышками… Время от времени ассортимент меняется – часть уносим в кладовку, а из нее достаем другой набор. В последнее время сыну очень нравится ходить по дому с дрелью, топором, молотком, подражая взрослым мужчинам.
Во двор на прогулку выносим мячики, тачку и много-много ведерок и совочков. А дома лепим зверушек (а также машинки, паровозики), рисуем им домики и разыгрываем разные истории. Самое сложное в выборе игрушек – ограничить себя и не завалить ребенка тонной машинок, играет-то он одной-двумя любимыми. Конечно, легче отделаться игрушкой от малыша, но он ждет от нас неизмеримо большего – внимания! И играя с мамой в пластилиновых улиток, ребенок быстрее научится творить, размышлять и любить.
Настя и Николюшка (1 год и месяц)
Нашему малышу годик и месяц. Сейчас его любимые занятия – перекладывание вещей с места на место, купание и грызение, поэтому большинство наших игрушек – из пластмассы, силикона, резины или дерева. Мы даем малышу только те игрушки, которые не откусываются, легко чистятся и не линяют, от которых при падении ничего не отваливается, которые он не может полностью засунуть в рот. Временами малыш играет с несколькими мягкими игрушками. Их удобно брать, мять, перетаскивать и обнимать, что ребенок делает с огромным удовольствием.
Игрушка должна быть не только безопасна, но обязательно должна помогать духовному развитию. Любая игрушка должна прививать вкус к национальной культуре, то есть соответствовать православным традициям. По этому принципу в нашу детскую комнату не попадают змеи, динозавры, киборги, всякого рода мутанты-супергерои, создания в стиле анимэ и тому подобное. Причем не только в виде игрушек, но и в виде книжных иллюстраций. Ведь даже в символах темных сил скрыта их темная энергия.

Анна и Андрей (9 лет), Ксения (7лет), Димитрий (3 года)
Хочу поделиться, как мы справились с одной распространенной проблемой. Чтобы как-то занять нашего первенца, мы регулярно покупали ему разные игрушки, а он просил все время новые. Мы поняли, что попали в замкнутый круг. И просто перестали покупать игрушки, а стали придумывать игры с уже имеющимися! Брали картонные коробки в магазине, раскрашивали гуашью или обклеивали их, вырезали окошки, входы, въезды – так целые города сделать можно! Все старые машинки с радостью сын использовал теперь в новых «гаражах», «заправках», «магазинах».
После покупки холодильника осталась огромная коробка. Мы ее развернули, гуашью нарисовали на ней дворец, реку с мостом, дороги, тропинки, лес и луг. По дорогам ездили теперь его любимые маленькие машинки, ходили во дворец маленькие собачки и тигрята, в реке плавали резиновые уточки. Заваливая детей игрушками, мы пытаемся их занять, но таким образом снимаем с себя обязанность заниматься детьми. Мы только показали Андрюше, как можно играть на таком поле, и он целых полгода с радостью играл на нем! От нас потребовался только личный пример.
Выбираем игрушки тщательно: почти не покупаем пластик или берем только импортный. Дети играют во всё деревянное, что продается на православных ярмарках и на рынках стройматериалов. Матрешки, счеты, кубики, тележечка с кубиками, яички из дерева.

источник

Назад к списку

(230)

Перейти к верхней панели