Станция III класса — самая крупная станция Кругобайкальской железной дороги. Она расположена в Юго-западной части Байкала, у самого подножия Хамар-Дабана, около места, где в Байкал впадает речка Слюдянка.
Первые просеки под станцию вырублены в 1901 году. Не сразу становится понятно, почему местом для строительства одной из главных станций выбрали именно этот участок железной дороги. Здесь линию прижимают к берегу крутые склоны, да и рядом со станцией протекает своенравная горная речка, сильно поднимавшаяся от проливных дождей.
Один из первых сибирских руководителей советского времени Б. Шумятский так объясняет причину этого месторасположения станции: «Станция Слюдянка, как говорят, возникла капризной игрой случая и по милости барской затеи царского министра путей сообщения князя Хилкова. Понравилась, говорят, ему небольшая, но живописная долина, расположенная в пяти-шести верстах от большего и удобного для деповской станции плато, где ныне находится Култук, и обосновался со своим поездом, и заложил станцию, назвав ее Слюдянкой. Причем инженеры указывали сиятельному князю на ограниченность площадки, но он лаконично отвечал им: «в тесноте, да не в обиде».
Конечно с этим мнением можно не согласиться. Во-первых, потому, что строительство станции Слюдянка было не «барской затеей» князя Хилкова, а насущной потребностью. Во-вторых, на «удобном плато» уже были хозяева, култучане, а в то время, в отличие от советского, права на собственность охранялись государством. В-третьих, Хилков до окончания строительства железной дороги не мог со своим пройти, прежде, чем построят железную дорогу.
Первоначально, действительно, место для станции было выбрано в районе п. Култук, в местности болотистой и находящейся под действием постоянных непрекращающихся ветров. Существует мнение, что станция не могла разместиться вблизи Култука , так как она затрагивала бы жизненно важные интересы жителей села. Новое строительство расположилось бы на месте выгонов для скота и култучане лишились бы своих пастбищ.
В 1905 г. в восточной стороне станции было построено первое каменное здание паровозного депо, которое имело 12 стоил для ремонта паровозов. Также были возведены большие мастерские со станочным парком, паровым молотом и горном. Товарное хозяйство станции состояло из открытых и крытых платформ, складов, товарных контор. При станции построили 44 типовых деревянных домов для рабочих и служащих. В этом же году была построена больница на 20 коек и школа. В следующем году из пади Половиной в Слюдянку перенесли первую церковь.
Среди многочисленных железнодорожных построек Слюдян-ки композиционным завершением можно считать единственный в России, а, может быть, и в мире вокзал, построенный полностью из мрамора. В его строительстве принимал участие сам министр путей сообщения России князь Михаил Иванович Хилков. В «Восточном обозрении» сообщалось, что во второй половине мая 1903 г. министр присутствовал на молебне «по поводу закладки пассажирского здания станции Слюдянка, а после окончания молебна присутствующим было предложено шампанское».
В то время каменные здания вокзалов на Сибирской железной дороге строились на крупных станциях, таких как Омск, Красноярск, Иркутск и других, и среди них Слюдянка.
Считается, что зодчим вокзала был итальянец. Строил вокзал подрядчик Гессель Моисеевич Шмерлинг. Рядчик Рейхбаум делал внутренние перегородки, а рядчик Андрюшкин выполнял штукатурные работы и внутреннюю окраску.
Благодаря байкальскому мрамору отделка стала принципиально иной, чем на всей Сибирской дороге. Мрамор для облицовки вокзала добывался здесь же, в карьере. Вокзал станции Слюдянка поражал ослепительной белизной стен. Блеск ровных изломов камня превосходно отражал солнечные лучи и давал замечательную игру света. Фасад вокзала — образец ярко выраженной симметрии.
Архитектор до мельчайших подробностей продумал постройку, считаясь с удобствами. Вокзал имел один зал для пассажиров 1-го и 2-го классов и отдельно зал для пассажиров 3-го класса. Кроме того, был вестибюль, багажная комната, буфет с кухней, внутренние туалеты, почтовое отделение и внутренние комнаты для начальника станции, жандарма и телеграфа. Отопление предусматривалось печное. Кроме того, в здании вокзала существовало внутреннее водоснабжение. Залы и комнаты освещались фонарями. Вокзал был обнесен традиционным деревянным палисадником. Завершилось строительство в 1904 году. Стоимость здания составила 89218 руб.
В настоящее время здание вокзала снаружи сохранилось почти в первозданном виде. Слюдянский вокзал, благодаря, главным образом, материалу, из которого он сооружен, является, без всякого сомнения, историко-культурной достопримечательностью Транссиба и памятником железнодорожной архитектуры начала XX века.
Население ст. Слюдянка пополнялось очень быстро. Подавляющая часть населения была представлена Православной конфессией. По сведениям губернской власти, в начале ХХ в. В Слюдянке проживало 4589 православных, 30 лютеран, 79 католиков, 20 армян-григорианцев, 72 иудея и 70 мусульман.23 Представители каждой конфессии старались построить свои культовые сооружения. В декабре 1912 г. жители Слюдянки римо-католического вероисповедания подали прошение в Управление Иркутской губернии, в котором писали, что «испытывают крайнюю нужду в устройстве церкви-часовни и школы, где бы можно было, при посещении пастырем… совершать таинства и церковные богослужения».24 Мещанкой Завадской им был подарен для этой цели дом. Тогда же мусульманская диаспора стала ходатайствовать остроительстве молитвенного дома и школы.
Станция развивалась очень стремительно. К 1914 году в городе уже насчитывалось 430 деревянных строений, 4 мануфактурных магазина, 6 бакалейных магазинов, 1 винный погреб, 3 гастрономических магазина, 46 мелочных лавок , 8 мясных лавок, 4 кондитерских, 4 булочных и пекарни, 3 колбасных заведения, 1 трактир с мебелированными комнатами, 3 пивных зала, 4 постоялых двора, 9 столовых и чайных, 4 бани.25 Действовало 3 министерских школы, 2 школы и почтовая контора. В этом же году построено новое здание железнодорожной Свято-Никольской церкви, так как старое уже не вмещало прихожан. Это был уже относительно большой промышленно-торговый центр.
В 1910 г. выстроили «Народный дом», где ставили спектакли любители-артисты из рабочих, гимназистов, служащих. Они играли Чехова, Островского. Тяга к сцене была массовой. Почта в Слюдянке работала на полную нагрузку, доставляя письма, открытки, подписные издания и посылки. Получить корреспонденцию можно было хоть из Парижа, хоть из Австралии. Подписные издания были самые разные. Целый штат телеграфистов обслуживал железнодорожный участок и станцию. Весть об отречении императора Николая II была известна в Слюдянке уже на вторые сутки. И такого уровня развития станция достигла в первое десятилетие с основания.
Большинство населения занималось не сельским хозяйством, а торговлей, промышленностью, звероловством и рыболовством, слесарным, кузнечным делом, многие работали на железной дороге. Изготавливался кирпич и добывался мрамор. Вообще, слюдянцы, как и другие жители Восточной Сибири, жили достаточно зажиточно. Кочегар, например, получал за месяц 60-65 рублей, а в то время лошадь стоила от 7 до 12 рублей. В то же время именно железнодорожники были самой революционно настроенной частью населения Слюдянки. Чего же им не хватало? Наверное, здесь «потрудились» политические ссыльные, старавшиеся возбудить рабочих, в то время как администрация железной дороги различными способами старалась улучшить условия труда и отдыха железнодорожников.
В 1917 году к власти пришли воинствущие безбожники. В Слюдян-ке революционеры и «передовая часть» рабочего класса с флагами и пением вышли на митинг. Зажиточная часть оставалась невозмутимой.
Далее все развивалось по обычному сценарию: захват власти, грабежи и убийства. Потом была гражданская война. Слюдянка перешла на военное положение, в ее окрестностях шли жестокие бои. Армия Колчака подступала к Иркутску. Слюдянка и Култук принимали и расквартировывали отступающие части красноармейцев. Они планировали взорвать все мосты Кругобайкальской железной дороги. Все байкальские пароходы и ледоколы были захвачены «красными». Из восьми судов была создана флотилия, остальные выведены из строя. В Слюдянке с переменным успехом хозяйничали то «красные», то «белые». Так продолжалось до 1920 года, когда власть окончательно перешла к «красным».
Борьба с Церковью в конце 20-х гг. вступила в новую стадию. Сносились и закрывались церкви и часовни. В слюдянском районе было закрыто 11 церквей.[1] Из них одни переделали под клубы, как, например, Слюдянскую Свято-Никольскую, другие под склады, третьи сожгли. Зимой 1938 года органами НКВД была проведена операция «Кругобай-кальская петля», в ходе которой были выявлены «участники повстанческой организации» в Слюдянке. В двадцать четыре часа со станции были выселены 145 семей арестованных «врагов народа». Все они были вынуждены бросить свои дома, имущество, скот.[2] И это лишь один из многих подобных эпизодов. Множество людских жизней в этот период было принесено в жертву «красному террору».
В 1930 году Слюдянка стала районным центром. Район имел в своем составе 5 сельсоветов, 1 горсовет, 2 поселковых совета и 60 населенных сельских пунктов. На этот момент население района составляло 26608 чел. Из них почти половина (12080) проживала в г. Слюдянке.
Во время Великой Отечественной войны район работал в жесточайшем режиме военного времени, обеспечивая надежный тыл. Практически все производство работало на фронт России. Кругобайкалка, да и вообще вся Восточно-Сибирская железная дорога, по которой шла переброска военных эшелонов с востока на запад и обратно, бесперебойно обслуживала и фронт, и тыл. После войны Слюдянка снова переживала бурное развитие.
К концу 50-х гг. Слюдянский район имел местную промышленность и производство областного значения. Здесь располагалось крупное железнодорожное депо и вагоноремонтный пункт, каменный карьер, где добывали байкальский мрамор, продкомбинат. В Слюдянке работали типография, рыбозавод, хлебокомбинат и многое другое. Район был неплохо электрифицирован.
В наше время территория Слюдянского района занимает 630111 гектаров. Население района составляет 46,2 тыс. человек. Большая часть сосредоточена в городах: в Слюдянке (20,9 тыс.) и в Байкальске (17,3 тыс.). В районе 2 города и 23 населенных пункта. Экономику района, кроме других, определяют лесная, деревообрабатывающая, целлюлозо-бумажная промышленность.
В Слюдянке и Слюдянском районе живут поэты, художники, кипит культурная жизнь. В настоящее время в районе работают 5 музеев, 12 библиотек, 3 детских школы искусств, дома детского и юношеского творчества.
И, наконец, в Слюдянском районе действуют две Православных церкви: в г. Байкальске и г. Слюдянке. О последнем подробнее в следующих главах.
(352)