Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

7. Путь святых праздников. Крестовоздвижение. Честное Древо


Итак, мы вошли в торжество Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.

Слова и поучения отцов церкви на этот день содержат в себе историю судьбы Честного Древа, триста лет пролежавшего спрятанным от глаз людей под холмом, на коем воздвигнуто было капище Венеры.

Рассказывается, как царица Елена обрела Честное Древо. Вспоминается чудо исцеления благочестивой женщины, лежащей на смертном одре, и воскрешение умершего от приложения к ним Честного Древа.  И Церковь впервые в этот день запела: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение твое славим!» В этот же день вспоминается еще одно событие, связанное с жизнью Креста Господня. С 614 года по 628 год Честное Древо претерпевало пленение от персов… Победа греческого императора Ираклия над персами вернула Крест в Иерусалим.

Разумеется, каждый отец Церкви по-своему повествует о событиях, связанных с «жизнью» (как выразился архимандрит Иоанн) Креста Господня, но никто из них не ограничивается хроникой. Один желает вызвать у нас чувство благоговения к величайшей христианской святыне; другой пытается расшевелить наши сердца сочувствием к страданиям Господа, кровью окропившего это страшное орудие казни; третий старается пробудить нашу совесть, доказывая, что за каждого из нас претерпел Господь весь ужас крестного умирания и смерти.

Но и на этом они не успокаиваются. Православное религиозное сознание живет мировосприятием, преподанным миру Христом. Живет преломлением видимой земной реальности в невидимую Небесную. Преломлением пространства-времени в бесконечную вечность. Что открывает не только способность осознавать себя участником древнейших событий, но и возможность в земных событиях, в предметах видимых познавать слово Божие, высший, Богом заложенный в них смысл.

Потому-то, созерцая Честное Древо, св. Иоанн Дамаскин видит его «Древом жизни, насажденным Богом в раю, предызобразившем этот Честный Крест». А св. Димитрий Ростовский видит другое древо райское, древо, с которого Ева сняла плод, и делает вывод: «Древом райским мы были умерщвлены, а Древом Крестным оживотворены; первым изгнаны из рая, вторым восходим на Небо; первым нас победил враг, вторым мы побеждаем врагов».

Митрополит Антоний в проповеди на Воздвижение Креста Господня, минуя все исторические факты и даже само упоминание о Честном Древе, раскрывает идею Креста в обычном нашем крестном знамении. «Как благоговейно должны мы совершать крестное знамение и относиться к тому, что оно значит для нас. Когда мы кладем на себя крест, мы кладем на себя знак, перед которым дрожат все темные силы, раз сразившиеся с Богом Крестом и побежденные этим Крестом. Мы этого не умеем ощутить; но темные силы трепещут и отходят от Креста Господня. Но вместе с тем, когда мы совершаем крестное знамение, мы как бы на себя берем Крест Христов; мы решаемся следовать за Ним; а путь нам Христос указал: «Отвергнись себя, возьми крест и иди за Мной»…

Поэтому, когда будете подходить ко кресту сегодня на прощание, — поклонитесь ему благоговейно, любовно, трепетно, но, приложившись к нему, отдавая ему поцелуй веры и поцелуй любви, примите заповедь Господню: Отвергнись себя! Возьми крест свой и последуй за Мной – куда бы Я ни пошел».

Назад к списку

(28)

Перейти к верхней панели