Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Ритуальный пафос олимпийской молитвы — зачем это нам?

источник

Молитва Зевсу об Олимпийском огне: отречение от веры или формальность?

Ритуальный пафос олимпийской молитвы — зачем это нам?

29 сентября в греческой Олимпии, на родине античных Олимпиад, был торжественно зажжен огонь зимних Игр Сочи-2014. Выступившая в роли верховной жрицы греческая актриса Ино Менегаки, прочитав символическую молитву богам Аполлону и Зевсу с просьбой «подарить мир всем народам земли и увенчать победителей священных состязаний», и зажгла факел от солнечных лучей с помощью параболического зеркала. В ближайшую субботу на мраморном стадионе «Панатинаикос» в Афинах огонь будет передан российской стороне, а на следующий день, 6 октября, он прибудет в Москву.

Чем является чтение молитвы греческим богам: данью традиции или подлинной языческой молитвой? Ситуацию комментирует протодиакон Андрей Кураев:

Я думаю, что Россия и наша Церковь упустили очень важную возможность внести свой вклад в историю олимпийского движения. Россия как хозяйка Олимпиады могла бы обратиться к единоверной православной Греции и тем, чтобы изменить невесть когда и кем введенную новинку в ритуале зажжения олимпийского огня.

Да, прежде всего это именно новинка. Античные источники ничего не знают насчёт того, чтобы были какие-то церемонии зажжения и хранения олимпийского огня. Сама по себе эстафета огня – это идея доктора Геббельса для Берлинской олимпиады. Но, опять же, неизвестно, молились ли актрисы и жрицы языческим богам в 36-м году. Понятно, что оккультному духу нацизма это очень соответствовало, но, тем не менее, даже в фильме Лени Рифеншталь, посвящённом Берлинской олимпиаде, этого не показано. Так что я полагаю, что это всё же некая современная новинка.

К тому же мы знаем, что на некоторых послевоенных олимпиадах никаких эстафет в принципе не было, и огонь зажигался в буквальном смысле в камине. К примеру, в 1952 году, когда была Олимпиада в Норвегии, огонь зажгли не в Олимпии, а в доме пионера-основоположника норвежского лыжного спорта Сондре Норхейма. На другую Олимпиаду огонь просто доставили самолётом, а вот сейчас для него почему-то придумали самый длинный и самый сложный маршрут. На мой взгляд, вокруг этого сейчас нагнетается слишком много пафоса.

Второе. Организаторы утверждают, что это лишь спектакль. Но у нас как у православных церковных людей должна быть память о мученике Геласии. Геласий был профессиональным актёром, и в пародийном комическом представлении о христианах играл роль христианина-неофита. Геласий изображал христианина, принимающего Крещение. Коллеги-актёры бросили его в ванну с теплой водой, но Геласий вышел из воды действительно преображенным. Когда его одели в белые одежды, он воскликнул: «Я – христианин! Когда я был в купели, я видел сияние Божие, и теперь я готов умереть христианином».

Сначала все аплодировали тому, какая это интересная находка, но он начал доказывать, что это не шутка. В конце концов, Геласия насмерть забросали камнями, и христиане почитают его, как мученика. Соответственно, неизбежен и обратный вопрос: как далеко может зайти и к каким духовным последствиям может привести шуточное или игровое поклонение языческим богам? Как и в случае с идоложертвенной пищей, ответ будет зависеть от качества «духовной настройки» не только действователя, но и зрителя.

Вспомним советы апостола Павла – как поступать с идоложертвенной пищей. Я, например, пришел в гости к знакомому язычнику. А он по ходу беседы угощает меня каким-то мясом. Вполне возможно, что плов, поставленный передо мной, изготовлен из того ягненка, который был принесен в жертву перед статуей Аполлона, то есть является «идоложертвенным”. Как я должен вести себя? «Если кто из неверных позовет вас… то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования” (1 Кор. 10, 27).

Молитва Зевсу об Олимпийском огне.

Но среди христиан есть такие, что не очень твердо понимают правила христианского поведения. Есть люди, сохранившие «идольскую совесть» (1Кор. 8,7). Они «имеют об идолах такое же мнение, какое имели до обращения, почитая их за нечто и боясь их, как могущих нанести вред» (блаж. Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкования на Новый Завет. Спб.,1911, С. 445). Так что надо различать онтологию (или богословие) и педагогику. С точки зрения бытийной, реально-сущей, идол есть ничто и идоложертвенное не вредит человеку. «Нет в них никакой тайной силы», — пишет об идоложертвенных трапезах Климент Александрийский (Климент Александрийский. Педагог. М., 1996, с. 119). Поэтому, приобретая пищу для самого себя на рынке можно не интересоваться – идоложертвенная она или нет.

С точки же зрения педагогической – прежде чем самому пользоваться этим своим знанием, надо подумать: не повредит ли это тому человеку, у которого такого знания еще нет, не понудит ли это и его прикоснуться к пище, которую он же сам еще считает нечистой, и не смутит ли это тем самым его совесть. «Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью” (1 Кор. 10,29). Апостол Павел, сказавши: «Идол в мире ничто” (1 Кор. 8, 4), тут же с сокрушением добавляет: «Но не у всех такое знание” (1 Кор, 8, 7). И если такой, немощный в вере, христианин станет подражать поступку христианина более совершенного, – то он поступит против веления своей собственной совести.

«Поступая так, он оскорбит свою совесть и согрешит перед Богом; ибо против совести ни в каком случае не должно поступать” Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Первое послание к Коринфянам. 20,2 // Творения св. Иоанна Златоуста. Т. 10. Кн. 1, Спб., 1904, с. 129). Не идол вредит человеку, а человек сам вредит себе, если придает какое-то значение идоложертвенной пище.

Еще недавно европеец мог быть убежден в том, что окружающее его люди чужды язычеству. Лишь полвека назад язычество было надёжно похоронено в европейском мире, и театр действительно равнялся театру. Сегодня я боюсь, что это далеко не так.

Современное сознание очень активно долбится оккультной пропагандой. Поэтому там, где один человек произносит слово «дух» даже в светском понимании – как некое настроение и пафос — весьма возможно, что кто-то из миллионов его слушателей слово «дух» воспринимает именно как некого персонажа, которого можно вызывать и к которому можно обращаться. А на церемонии в Олимпии позавчера как раз много говорилось о духе: мол, с этим огнём, дарованным богами, дух Олимпиады войдёт в каждое русское сердце и в каждый дом.

Словом, если учесть, в какое время мы живём, мне кажется, есть смысл нажать на тормоза и приостановить навязчивую языческую ритуализацию олимпийского движения. Нас (Церковь) постоянно обвиняют в том, что мы куда-то лезем. Но вот теперь у нас есть возможность спросить: а что вы со своей молитвой языческим богам лезете к нам? Мы же не требуем, чтобы православные священники освящали вашу церемонию. Кстати, на прошлом подобном ритуале присутствовал местный епископ. На этот раз, слава Богу, греческого епископа не было.


 

Молитва Зевсу – это отречение от веры

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Сам факт молитвы Зевсу – уже отречение от веры. Конечно, могут возразить, что молитва здесь была формальной, но как есть пристойные и непристойные игры, так и традиции есть хорошие, добрые, а есть – отвратительные. Например, в древности Олимпийские игры время от времени сопровождались человеческими жертвоприношениями. Может быть, нам и это возродить? Лично я не думаю, что спортивное соревнование пострадает от того, если не призывать бесовскую силу.

Допускаю, что «жрецы» на церемонии считают, что на самом деле они не молятся, а просто произносят слова, отдавая дань традиции. Но так можно и людей в жертву приносить по тому же принципу: ничего личного, мы их просто режем в дань традиции. Поэтому, на мой взгляд, это отвратительно.

 

Эти мифические божества давно уже потеряли своё значение

Протоиерей Артемий Владимиров:

Такие спортивные формы, как Олимпийские игры, несут, без сомнения, значение, далеко выходящее за рамки физическое, но имеют геополитическое значение. Об этом можно было судить и по тому, как Россия праздновала победу Сочи в конкурсе на место проведения игр. Безусловно, Олимпийские игры, зародившиеся в античной Греции, обставлены языческим декором, и пафос этих игр по их исторической традиции ничего общего не имел с христианской культурой.

Конечно, на мой взгляд, нет ничего более неудачного, чем читать заклинания Зевсу, Посейдону, Гермесу и так далее. Но сам факт приглашения для этой цели актрисы уже говорит о том, что это – клоунада, что это событие носит совершенно поверхностный и легкомысленный характер. К тому же нас с вами и нашу страну никто не спрашивал, как именно следует устраивать церемонию передачи Олимпийского огня, который будет доставлен в Россию. Поэтому для России сегодня главное – вовремя подготовиться к Олимпийским играм, не посрамить доверие Международного комитета, провести всё на надлежащем уровне, в соответствии с общепринятыми стандартами. Это помпезное мероприятие, требующее огромных капиталовложений.

Нам с вами, размышляя над данным событием, лучше обратить внимание на то, что Россия сегодня держит пальму первенства в отношении семейных ценностей. Вы помните, как мужественно наша Дума приняла закон, ограничивающий пропаганду растления и разврата. Сегодня весь мир стремительно отступает во тьму греха, в которую поневоле включились и спортсмены, и актрисы, обслуживающие будущую Олимпиаду. Кто-то, например, говорит о своём нежелании приезжать из-за мнимого угнетения развратных меньшинств, кто-то, напротив, говорит, что это не помешает ему приехать в Сочи.

Поэтому для нас с вами в первую очередь должен быть важен международный рейтинг России, тем более что сегодня спортивные мероприятия всегда сопровождаются определённым всплеском патриотизма, поскольку спортсмены представляют в первую очередь своё государство. Мы будем поддерживать наших спортсменов, чтобы они отстояли звание некогда ведущей спортивной державы мира.

Что же касается Зевса, то эти мифические божества давно уже потеряли своё значение как в Греции, так и в других странах. Конечно, я, как православный священник, знаю, что молиться нужно Творцу неба и земли, а не суетным произведениям человеческого вымысла. Видимо, мировой общественности угодно играть в бирюльки, обставляя политику, спорт и искусство подобной псевдоязыческой чепухой. Но мы с вами – люди серьёзные, и потому не будем подробно зацикливаться на подобных пустых мероприятиях вроде этой «молитвы». Лучше будем надеяться, что Олимпийские игры помогут нам укрепить Черноморское побережье, дать понять Турции, что Россия – держава, имеющая не только сильных спортсменов, но и хороший флот. А заодно нам не помешает и самим прийти к выводу, что нам рано сдавать свои позиции, нужно умножать коренное население России и возвращать утраченные в перестроечные годы позиции не только в спорте, но и в сфере промышленности, образования и медицины.

Подготовила Ксения Кириллова

Беседовала Ксения Кириллова

Источник: по материалам сайта Православие и мир.

Назад к списку

(98)

Перейти к верхней панели