Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Разговор о молитве.

Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, выраженное благоговейным словом человека к Богу.

Никто не будет отрицать значимость молитвы для любого человека. Апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17). Святитель Григорий Богослов пишет: «Вспоминать о Боге нужно чаще, чем дышать». В идеале вся жизнь христианина должна быть пронизана молитвой. Молитва должна стать стержнем нашей жизни. И это неудивительно, т.к. в молитве мы говорим с Богом. Вот это предстояние Богу, эта встреча с ним должна быть главным в нашей молитве. Бог слышит каждое слово нашей искренней молитвы.

Все Божии доб­ро­де­те­ли и ка­чес­т­ва приходят, преж­де всего, че­рез мо­лит­ву. Как ска­зал еп. Фе­офан Зат­вор­ник: «Молитва — про­ба все­го; молитва — и ис­точ­ник все­го; молитва — и дви­га­тель все­го; молитва — и нап­ра­ви­тель все­го. Коль ско­ро мо­лит­ва ис­п­рав­на, все ис­п­рав­но. Ибо она не до­пус­тит быть че­му-ли­бо не­ис­п­рав­ным»

    «И, ког­да мо­лишь­ся, не будь, как ли­це­ме­ры, ко­то­рые лю­бят в си­на­го­гах и на уг­лах улиц, ос­та­нав­ли­ва­ясь, мо­лить­ся, что­бы по­ка­зать­ся пе­ред людь­ми. Ис­тин­но го­во­рю вам, что они уже по­лу­ча­ют наг­ра­ду свою. Ты же, ког­да мо­лишь­ся, вой­ди в ком­на­ту твою и, зат­во­рив дверь твою, по­мо­лись От­цу тво­ему, Ко­то­рый втай­не; и Отец твой, ви­дя­щий тай­ное, воз­даст те­бе яв­но». (Мф. 6.5-6). Духовное Пре­да­ние Цер­к­ви  сло­ва Хрис­та  «вой­ди в ком­на­ту твою» объ­яс­ня­ет дву­мя спо­со­ба­ми. Во-пер­вых, как бук­валь­ную за­по­ведь, что мо­ля­щий­ся дол­жен зам­к­нуть­ся фи­зи­чес­ки во вре­мя мо­лит­вы, что­бы мо­лит­ва его бы­ла тай­ной. Во-вто­рых, что мо­ля­щий­ся дол­жен вой­ти в се­бя, пос­то­ян­но мо­лясь в уме и сер­д­це, и не по­ка­зы­вая это­го дру­гим. Ины­ми сло­ва­ми, «ком­на­та», в ко­то­рую че­ло­век при­зы­ва­ет­ся вой­ти, по­ни­ма­ет­ся как «ком­на­та ду­ши».

    Итак, хрис­ти­ан­с­кие учи­те­ля мо­лит­вы по­ни­ма­ли объ­еди­не­ние ума и сер­д­ца в ду­ше, как ис­пол­не­ние глав­но­го ус­ло­вия мо­лит­вы.

    «А мо­лясь, не го­во­ри­те лиш­не­го, как языч­ни­ки; ибо они ду­ма­ют, что в мно­гос­ло­вии сво­ем бу­дут ус­лы­ша­ны. Не упо­доб­ляй­тесь им; ибо зна­ет Отец ваш, в чем вы име­ете нуж­ду, преж­де ва­ше­го про­ше­ния у Не­го». (Мф. 6.7-8)

    Бог зна­ет нуж­ды лю­дей Сво­их. Че­ло­век же мо­лит­ся, что­бы сос­ре­до­то­чить свои ум и сер­д­це в Бо­ге, что­бы ис­пол­нить во­лю Божью в сво­ей жиз­ни. Он мо­лит­ся соз­на­тель­но и убеж­ден­но, вы­ра­жая мо­лит­вой ве­ру, что он сам и все, что он де­ла­ет, за­ви­сит от Бо­га. Не Бог нуж­да­ет­ся в че­ло­ве­чес­ких мо­лит­вах, но сам че­ло­век.

    Настоящая хрис­ти­ан­с­кая мо­лит­ва дол­ж­на быть крат­кой­, прос­той и нем­но­гос­лов­ной. Она мо­жет быть да­же сов­сем бес­сло­вес­ной­, та­ким мол­ча­ли­вым, внут­рен­ним сто­яни­ем ду­ши пе­ред Гос­по­дом, как это вы­ра­зил псал­мо­пе­вец:

    

    «Размыслите в сер­д­цах ва­ших… и ути­ши­тесь… Ос­та­но­ви­тесь и поз­най­те, что Я Бог». (Пс. 4.5, 45.11).

    «Просите, и да­но бу­дет вам; ищи­те, и най­де­те; сту­чи­те, и от­во­рят вам. Ибо вся­кий про­ся­щий по­лу­ча­ет, и ищу­щий на­хо­дит, и сту­ча­ще­му от­во­рят… Ес­ли вы, бу­ду­чи злы, уме­ете да­яния бла­гие да­вать де­тям ва­шим, тем бо­лее Отец ваш не­бес­ный даст бла­га про­ся­щим у Не­го». (Мф. 7.7-11).

    Конечно, это не зна­чит, что мож­но про­сить у Бо­га о чем угодно — о ве­щах не­нуж­ных или гре­хов­ных, но мож­но, и да­же нуж­но, про­сить о «да­рах доб­рых», обо всем, что мож­но про­сить во имя Христово — что свя­то, без­г­реш­но и хо­ро­шо. Ес­ли че­ло­век про­сит о та­ком с ве­рой­, он не­сом­нен­но это по­лу­чит, так обе­ща­ет Гос­подь: « Если пре­бу­де­те во Мне и сло­ва Мои в вас пре­бу­дут, то, че­го ни по­же­ла­ете, про­си­те, и бу­дет вам». (Ин. 15.7);  «И все, че­го ни поп­ро­си­те в мо­лит­ве с ве­рою, по­лу­чи­те». (Мф. 21.22)

    Но свя­тые от­цы пре­дос­те­ре­га­ют про­тив длин­ных, нас­той­чи­вых и кон­к­рет­ных тре­бо­ва­ний в мо­лит­ве. Пос­коль­ку Бо­гу из­вес­т­ны луч­ше все че­ло­ве­чес­кие нуж­ды, то, что­бы по­ка­зать это, Он мо­жет иног­да и да­ро­вать про­си­мое, но не­нуж­ное для них, что­бы убе­дить их лиш­ний раз, что на­до ве­ро­вать в Его муд­рость. По­это­му луч­ше быть ти­хим и крат­ким в мо­лит­ве, и, не про­ся ни­че­го кон­к­рет­но­го, прос­то мо­лить­ся: «Гос­по­ди, дай нам не­об­хо­ди­мое. Да бу­дет во­ля Твоя».

Христианин, вознося ум и сердце к Богу, должен делать следующее: прославлять Его за Его Божественные совершенства; благодарить Его за Его благодеяния; просить Его о своих нуждах. Поэтому существуют три главных рода молитвословия: славословие, благодарение, прошение.

 

Господня молитва


Молитва, которая может быть общей христианской молитвой и образцом для всех молитв — молитва Господа.  Молитва Господа — молитва, которой Господь наш Иисус Христос научил апостолов и которую они передали всем верующим.

Молитва Господа читается так: Отче наш, Иже еси на небесех! 1. Да святится имя Твое; 2. Да приидет царствие Твое. 3. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. 4. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; 5. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. 6. И не введи нас во искушение. 7. Но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть царство, и сила и слава во веки. Аминь (Мф 6:9-13).

Чтобы удобнее рассматривать молитву Господа, её можно разделить на призывание, семь прошений и славословие.

О призывании: Отче наш, Иже еси на небесех!

По­доб­но­го об­ра­ще­ния не су­щес­т­во­ва­ло в Вет­хом За­ве­те, на­зы­вать Бо­га «Отцом» мог толь­ко Сам пред­веч­ный Сын; а  в ран­ней но­во­за­вет­ной Цер­к­ви про­из­но­сить мо­лит­ву «Отче наш» мог­ли толь­ко уже крес­тив­ши­еся «вер­ные». Мы осмеливаемся называть Бога Отцом по вере во Иисуса Христа и по благодати возрождения. Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими. Говорить Отче наш нужно всегда, хотя бы и молился кто-либо один.    Это мы делаем  потому, что по христианскому братолюбию следует призывать Бога и просить у Него благ не только для себя, но и для всех.  В призывании следует говорить Иже еси на небесех (Сущий на небесах) для того, чтобы, начиная молитву, оставить все земное и тленное и вознести ум и сердце к небесному, вечному и Божественному. Утверждение Иже еси на не­бе­сех  оз­на­ча­ет, что Отец на­хо­дит­ся всю­ду и над всем, ибо не­бе­са прос­ти­ра­ют­ся над всей Все­лен­ной и всю ее об­ни­ма­ют.    

О первом прошении. Да святится имя Твое

Имя Божие свято и, без сомнения, свято само в себе. Свято имя Его (Лк 1:49).
Имя Божие может святиться в людях, т.е. Его вечная святость в них может являться.  Имя Божие может святиться в людях тогда,  когда мы, имея в мыслях и в сердце имя Божие, живем так, как требует Его святость, и такой жизнью прославляем Бога; когда, видя нашу добрую жизнь, и другие прославляют Бога. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного (Мф 5:16).

О втором прошении. Да приидет царствие Твое.

Во втором прошении молитвы Господа говорится о царствии Божием, т.е. о царстве благодатном, которое, по апостолу, есть праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим 14:17).  Царство Божие для одних отчасти пришло, а для других совсем не пришло, поскольку ещё царствует грех в смертном… (их) теле, чтобы… (им) повиноваться ему в похотях его (Рим 6:12).  Оно приходит сокровенно и внутренно. Не придет царствие Божие приметным образом… Ибо… царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17:20-21).

    Да при­идет Цар­с­т­вие Твое — преж­де все­го,  это мо­лит­ва о кон­це ве­ков. Хрис­ти­ане ожи­да­ют кон­ца ми­ра, что­бы Цар­с­т­во Божье на­пол­ни­ло бы все тво­ре­ние Его бо­жес­т­вен­ной сла­вой и бо­жес­т­вен­ным све­том.    Духовное Пре­да­ние по­ни­ма­ет сло­ва «да при­идет Цар­с­т­вие Твое» так­же как и при­зы­ва­ние Свя­то­го Ду­ха всег­да пре­бы­вать в лю­дях Божь­их.    

О третьем прошении.  Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Прошение да будет воля Твоя означает, что мы просим Бога, чтобы всё, что мы делаем и что с нами случается, происходило не так, как желаем мы, а как угодно Богу. Мы часто грешим в наших желаниях, а Бог непогрешительно и больше, чем мы сами, желает нам всякого блага и всегда готов его даровать, если этому не препятствует наше своеволие и упрямство. Мы просим исполнения воли Божией на земли так, яко (как) на небеси, потому что на небе святые ангелы и блаженные люди, все без исключения, всегда и во всем исполняют волю Божию.

    Прошение: да бу­дет во­ля Твоя, яко на не­бе­си и на земли — центр Гос­под­ней мо­лит­вы, глав­ное же­ла­ние хрис­ти­ан. Об этом мо­лил­ся и это ис­пол­нял Иисус Хрис­тос, об этом же дол­ж­ны мо­лить­ся и ста­рать­ся ис­пол­нять Его пос­ле­до­ва­те­ли. Есть толь­ко од­на цель мо­лит­вы, го­во­рят ду­хов­ные учителя, — это ис­пол­нять за­по­ве­ди Божьи.

О четвертом прошении. Хлеб наш насущный даждь нам днесь.

Хлеб насущный — это хлеб, необходимый для того, чтобы существовать или жить. Согласно наставлению Господа нашего Иисуса Христа, нужно просить не более как насущнаго хлеба, т.е. необходимого пропитания, а также необходимых для жизни одежды и жилья. Что сверх этого и не является необходимостью, а служит для удовольствия, — предать воле Божией и, если дано будет, благодарить Бога, а если не будет дано — не заботиться об этом.  Повелевается просить насущного хлеба только днесь (на сегодняшний день), для того, чтобы мы не заботились чрезмерно о будущем, а надеялись в этом на Бога. «Поскольку человек состоит из телесного и духовного существа, а существо души значительно важнее тела, то можно и нужно просить и для души насущного хлеба, без которого внутренний человек умирает от голода” ( Св. Кирилл Иерусалимский).

Насущный хлеб для души — это слово Божие, и Тело и Кровь Христова.  И в первую очередь,  сог­лас­но Пре­да­нию Цер­к­ви, это про­ше­ние, го­во­ря­щее о на-сущ­ном, то есть, сверх-сущ­ном хле­бе, на­до по­ни­мать как мо­ле­ние о причастии Са­мо­му Хрис­ту, Ко­то­рый есть «хлеб жиз­ни», «хлеб Бо­жий­… Ко­то­рый схо­дит с не­бес и да­ет жизнь ми­ру» (Ин. 6.33-36).

О пятом прошении. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.

В молитве Господа под наименованием долгов наших следует понимать наши грехи. Грехи называются долгами, потому что мы всё получили от Бога и должны всё отдать Богу, т.е. подчинить Его воле и закону; если же не исполняем этого, то остаемся должниками перед Его правосудием.  Должники наши — это люди, которые не отдали нам того, что должны были отдать по закону Божию, например, проявили не любовь, а вражду.  На суде Божием мы можем надеяться на прощение долгов наших через ходатайство Господа Иисуса Христа. Если мы просим у Бога прощения наших грехов, а сами при этом других не прощаем, то не получим прощения. Слова молитвы Господа якоже и мы оставляем должником нашим требуют, чтобы молящийся не имел вражды и гнева, но имел со всеми мир и любовь. Если того, кто имеет что-либо против нас, нельзя найти в скором времени или если он не желает примирения, то в таком случае достаточно примириться с ним в сердце, перед очами всевидящего Бога. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим 12:18).    

О шестом прошении. И не введи нас во искушение

В молитве Господа под искушением следует понимать стечение обстоятельств, при котором есть близкая опасность потерять веру или впасть в тяжкий грех. Искушения приходят от нашей плоти, от мира, от других людей и от диавола.

Словами молитвы не введи нас во искушение мы просим: о том, чтобы Бог не допустил нас до искушения; о том, чтобы Он, если нужно нам быть испытанными и очищенными посредством искушения, не предал нас искушению совершенно и не допустил нас до падения.

    Мы про­сим Бо­га не дать нам по­пасть в та­кое по­ло­же­ние, где мы мо­жем под­дать­ся гре­ху. Мы мо­лим об ос­во­бож­де­нии от об­ма­на и су­еты на­ших умов и сер­дец, от плот­с­ких вож­де­ле­ний и страс­тей­, и что­бы Сам Бог сде­лал­ся на­шим при­бе­жи­щем и за­щит­ни­ком (Пс. 90).

О седьмом прошении.  Но избави нас от лукаваго.

Словами молитвы избави нас от лукаваго мы просим избавления от всякого зла, имеющегося в мире, который со времени первого греха весь во зле лежит (1 Ин 5:19); особенно же от зла и лукавых внушений и наветов духа злобы — диавола.

Избави нас от лукавого — бук­валь­но зна­чит: «Спа­си нас от дьяво­ла». Мы уже зна­ем, что для че­ло­ве­ка су­щес­т­ву­ет толь­ко два пу­ти: Бог-жизнь или дьявол-смерть, и что из­бав­ле­ние от дьяво­ла и зна­чит спа­се­ние от вся­кой неп­рав­ды, глу­пос­ти, об­ма­на, зла и без­за­ко­ния, ве­ду­щих к раз­ру­ше­нию и смер­ти.

    

О славословии. Яко Твое есть царство, и сила и слава во веки. Аминь

К молитве Господа присоединено славословие для того, чтобы: мы, прося себе у Отца небесного милостей, в то же время воздавали Ему справедливое почитание; чтобы мыслью о Его вечном царстве, силе и славе всё более и более утверждались в надежде, что Он дарует нам просимое, потому что это в Его власти и относится к Его славе.
         Слово аминь означает истинно или да будет. Присоединением слова аминь к славословию показывается то, что молитва приносится с верой и без всякого сомнения, как учит ап. Иаков (см. Иак 1:6).

    В зак­лю­че­ние, ис­поль­зуя мысль митр. Ан­то­ния Су­рож­с­ко­го, мож­но ска­зать, что Гос­под­ня мо­лит­ва со­дер­жит в се­бе смысл всей жиз­ни че­ло­ве­ка. «Избав­ля­ясь от лу­ка­во­го», че­ло­век из­бе­га­ет ис­ку­ше­ния, и по­это­му ис­пы­ты­ва­ет чув­с­т­во ми­ло­сер­дия ко всем и сам по­лу­ча­ет про­ще­ние гре­хов. Бу­ду­чи про­щен­ным че­рез ми­лость к дру­гим, он об­ре­та­ет все, в чем нуж­да­ет­ся для жиз­ни, свой «на­сущ­ный хлеб». Бу­ду­чи же пи­та­емым Бо­гом, че­ло­век ис­пол­ня­ет Его во­лю, в чем ре­аль­но и рас­к­ры­ва­ет­ся Божье Цар­с­т­во, ста­но­вит­ся свя­то Его имя, и че­ло­век, во­ис­ти­ну по­ка­зав­ший се­бя ча­дом Божь­им, мо­жет при­зы­вать «Отче наш».

 

Домашняя молитва

Дома мы молимся по молитвослову, так называются  книги для домашних молитв.  Отцы Церкви очень осторожно относились к тем молитвам, которые сочинены самими верующими. «Не дерзни приносить Богу многословных и красноречивых молитв, тобою сочиненных… они — произведение падшего разума и… не могут быть приняты на духовный жертвенник Божий», — писал святитель Игнатий (Брянчанинов).  

В молитвословах помещены молитвы на сон грядущим и молитвы утренние, акафист Сладчайшему Иисусу, акафист Пресвятой Богородице, акафист святителю Николаю Чудотворцу, канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии, канон Ангелу-хранителю, последование пред святым причащением и молитвы по святом причащении.

Молитвенное правило мирянина состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. Этот ритм необходим, ибо в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного вдохновения, настроения и импровизации недостаточно.

Существует три основных молитвенных правила:
1) полное молитвенное правило, рассчитанное на монахов и духовно опытных мирян, которое напечатано в Православном молитвослове;
2) краткое молитвенное правило, рассчитанное на всех верующих; утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя, Боже», «Верую», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших; вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»; эти молитвы содержатся в любом молитвослове;
3) краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского: три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и один раз «Верую» — для тех дней и обстоятельств, когда человек находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени.

Продолжительность молитв, их количество определяются верующим  вместе с  духовником, учитывая образ жизни и  духовный опыт молящегося.

Совсем опускать молитвенное правило нельзя. Даже  оно  читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие.

Особое молитвенное правило совершается во время приготовления к Таинствам исповеди и причащения. В эти дни (они называются говением и продолжаются как минимум три дня) принято более прилежно исполнять свое молитвенное правило.

Нужно стремиться выработать строгие правила молитвенной дисциплины и настоятельно придерживаться своего молитвенного правила.

Утренние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела. В крайнем случае, их произносят по дороге из дома. Вечернее молитвенное правило учителя  молитвы рекомендуют читать в свободные минуты до ужина или еще раньше — поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости.

Основные молитвы, составляющие утреннее и вечернее правило, следует  стремиться  изучить  наизусть, чтобы они глубже проникли в сердце,  и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах.

Прежде всего, в свободное время, желательно вчитаться в молитвы, входящие в наше правило, перевести текст молитв для себя с церковнославянского языка на русский, чтобы понимать значение каждого слова и ни одно слово не произносить бессмысленно или без точного осмысления. Это советуют Отцы Церкви.

 Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение, горечь.

Во время молитвы, как мы уже говорили,  рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. Многим людям помогает сосредоточиться произнесение молитв вслух или вполголоса.

В одном из своих  наставлений  святитель Феофан кратко систематизирует советы по прочтению молитвенного правила:
«а) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев…

б) во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте…
в) чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите — не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час… сколько обычно выстаиваете… и затем не заботьтесь… сколько прочитаете молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать…
г) положив это, однако ж, на часы не посматривайте, а так становитесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед…
д) чтобы способствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, знать, наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце…
е) никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своей личною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правило — самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного… Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте… так до самого конца положенного времени».

Молиться очень трудно. Молитва — это в первую очередь духовный труд, потому не следует ожидать от нее немедленной духовной услады. «Не ищи в молитве наслаждений, — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов),— они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить наслаждение есть уже самообольщение… Не ищи преждевременно высоких духовных состояний и молитвенных восторгов». Как правило, внимание на словах молитвы удается удержать несколько минут, а затем мысли начинают разбредаться, глаз скользит по словам молитвы — а наши сердце и ум далеки.

В эти моменты Отцы Церкви советуют быть особенно внимательными. Святитель Феофан Затворник пишет, что мы должны заранее приготовиться к тому, что при чтении молитв мы бываем рассеяны, часто машинально читаем слова молитвы. «Когда во время молитвы мысль отбежит — возврати ее. Опять отбежит — опять возврати. Так каждый раз. Всякий раз, что прочтено будет во время отбегания мысли и, следовательно, без внимания и чувства, не забывай перечитывать. И хоть бы твоя мысль несколько раз отбегала на одном месте, несколько раз читай его, пока не прочтешь с понятием и чувством. Одолеешь однажды это затруднение — в другой раз, может быть, оно и не повторится, или повторится не в такой силе».

Хорошо окончить молитвословие благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательности.

Окончив утренние молитвы, мы не должны думать, что в отношении к Богу все исполнено, и только вечером, во время вечернего правила, надо снова вернуться к молитве.

Добрые чувства, возникшие во время утренних молитв, заглушатюся в суете и занятости дня. Из-за этого и нет охоты становиться на вечернюю молитву. Надо стараться делать так, чтобы душа обращалась к Богу не только тогда, когда стоим на молитве, но и в продолжение всего дня.

Советы  святителя  Феофана Затворника:
1.  Необходимо в продолжение дня чаще взывать к Богу из сердца краткими словами, судя по нужде души и текущим делам: «Благослови, Господи!»; «Слава тебе, Господи!», и не языком только, но и чувством сердца.
2. Чтобы  душа так стала взывать, нужно  заставить ее все обращать во славу Божию, всякое свое дело, большое и малое. Ибо если положим себе в закон исполнять эту заповедь апостольскую, чтоб вся во славу Божию творить, то непременно при каждом деле вспомним о Боге, и вспомним не просто, а с опасливостью, как бы не поступить в каком случае неправо и не оскорбить Бога каким-либо делом. Это и заставит со страхом к Богу обратиться и молитвенно просить помощи и вразумления. Как мы почти непрестанно что-либо делаем, то почти непрестанно будем к Богу обращаться молитвенно, и, следовательно, почти непрерывно проходить науку молитвенного в душе к Богу возношения.
3. Но чтобы и это, то есть делание всего во славу Божию, душа исполняла как должно, надо настроить ее к этому с раннего утра. Настроение это производится богомыслием —  благоговейым  размышлением  о Божественных свойствах и действиях и о том, к чему ведение их и их к нам отношение нас обязывает, это размышление о благости Божией, правосудии, премудрости, всемогуществе, вездесущии, всеведении, о творении и промышлении, об устроении спасения в Господе Иисусе Христе, о благости и слове Божием, о святых таинствах, о Царстве Небесном.

О чем же должен просить Бога христианин в своих молитвах?  «Если нам заповедуется воздерживаться от житейских благ, даже когда они есть, то как оказываемся мы жалки и несчастны, если просим у Бога того, что Он повелел отвергать, — пишет святитель Иоанн Златоуст. — Бог нас услышит, если:
   во-первых, мы достойны получить просимое;
  во-вторых, если мы молимся согласно с заповедями Божиими;
  в-третьих, если молимся непрестанно;
  в-четвертых, если не просим ничего житейского;
  в-пятых, если просим полезного;
  в-шестых, если исполняем должное и со своей стороны и, по природе своей будучи смертными, через общение с Богом восходим к Бессмертной Жизни».
       

Если просишь у Бога своего чего-нибудь, то проси не так, чтобы непременно получить от Него, но предоставляя это Ему и Его воле. Если просишь о чем-либо, не проси, чтобы получить это непременно. Мы, как грешные люди, нередко считаем  для себя полезным то, что бывает бесполезным. Но если оставишь волю свою и решишься ходить по Божией воле, то будешь в безопасности.

Неотъемлемая часть молитвословия — молитва за других людей.  Предстояние Богу не отдаляет человека от ближних, но связывает его с ними еще более тесными узами. «Молясь за живых и умерших и называя их по именам,— пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, — надобно от всего сердца, с любовию произносить эти имена, как бы нося в душе те лица, имена которых поминаешь.

Не следует ограничиваться только молитвой за близких и дорогих нам людей. Молитва за тех, кто причинил нам огорчение, вносит в душу мир, оказывает воздействие на этих людей и делает нашу молитву жертвенной.

В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник — небольшая книжка или тетрадка с записанными в ней для молитвенного поминовения именами живых и усопших.  Она называется еще синодиком.

Каждое имя знаменует собой человека: в списке живых — человеческую личность, в списке умерших — душу, ушедшую в другой мир — в неведомое нам бытие. Помянник  —  это то духовное поле, на котором мы невидимо встречаемся с душами живых и усопших, не только с ними, но и с их ангелами-хранителями.  

Помянник — это связь между живыми и мертвыми, между всеми, кто носит имя христианина, связь через благодать, где нет препятствий и расстояний, нет далеких и близких, нет разделения и различия между живущими на земле и теми, кто находится под землей, чьи тела пребывают в могилах, как на своих ложах до воскресения из мертвых.

Мы все находимся в духовном граде, имя которому  Церковь.

Две части помянника похожи на день и ночь. Живые находятся на земле, как бы при свете дня; мы можем их видеть, слышать и осязать. Усопшие ушли в тот мир, который для нас остается тайной: они живы, но мы не видим их, как в ночной темноте.

Помянник —  это символ того, что наши близкие всегда с нами. Помянник —  это память о смерти, с которой каждый из нас подписал договор в день своего рождения: те, кто находятся в списке живых, в свое время перейдут в список умерших, но нет ни одного имени, которое было бы перенесено обратно. Еще ни один человек на свете не обратился назад на этом пути, как не может волна реки пойти против потока. В тоже время, помянник — свидетельство о том, что смерти нет, что смерть это только разлука, но и ее преодолевает молитва.

 

Церковная молитва.


Домашняя молитва, как правило, не имеет такой благодатной силы как молитва общая, соборная, то есть молитва Церкви.
     Церковная молитва — эта та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20).
     В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм — дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву. 

Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу.

Наиболее распространенный способ испрашивания благодати Божией для своих родных и близких — молитвенное поминовение.

Церковная записка – разовый помянник  «О здравии»  или «О упокоении», подваемый для поминовения на проскомидии или ектении.

      В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещён в Православной Церкви.
     Первая записка, подаваемая нами, — «О здравии».   В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.
        В императорской России все молебны начинались с имени Государя Императора, от «здравия»  которого зависела судьба не только России, но и каждой семьи, каждого православного. Сейчас мы должны первым написать имя нашего Патриарха, а за ним — Архипастыря, Преосвященного Архиерея.     Так поступают многие христиане, так учит Священное Писание: «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 1-4).
     Затем пишется имя  духовного отца, священника, который нас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: «Поминайте наставников ваших».  (Евр. 13,7).
     Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5,8).
     За своей семьей и родными пишем  имена наших благодетелей.      Наконец, если у нас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).
     Молитва за врагов, за враждующих — великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем — и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

Вторая записка, подаваемая нами, — «Об  упокоении». В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог.
     Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших — и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.
     Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы»(Лк. 20, 38).
     Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках.

Как совершается поминовение по запискам?  Делать это священник начинает во время проскомидии — это начальной  части  литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для Таинства причастия. Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, — так же, как скрытно, не ведомо для мира произошло рождение Спасителя.

Для проскомидии употребляется пять особых просфор: «агничная» (служит собственно для причащения), «Богородичная», «девятичинная» (в честь святых), «о живых» (о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах) и «об усопших» (Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках).

Из каждой из этих просфор вынимаются частицы и кладутся на дискос — круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель.

Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими.

В это время и читаются поминания — записки, которые поданы нами на проскомидию.  После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)». Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор. Это  — первое, не видимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках.  Итак, частицы, вынутые по нашим запискам, лежат на дискосе, рядом с частицами, вынутыми из особых богослужебных просфор. Это — великое, святое место! Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову.  Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне, они не преподаются верующим в Таинстве причастия. Для чего же они приносятся? Для того чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на престоле очистительной жертвы. Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, исполняется святыни и духовных дарований и ниспосылает их тому, от имени которого возносится. В конце литургии, после того, как все причастники приобщатся Святых Таин, эти частицы погружаются в Чашу с Телом и Кровью Христовой; при этом священник произносит такие слова: «Отмый, Господи, грехи зде  поминавшихся Честною Твоею Кровию». Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом возрадовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Христовой, получили оставление грехов и жизнь вечную. Таким образом, душам поминавшихся о здравии и об упокоении подается особая Божия благодать.

Заказная записка. В некоторых храмах, кроме обычных записок о здравии и об упокоении, принимают заказные записки. Заказная обедня о здравии с молебном отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся на ектении.

Сугубая (то есть усиленная) ектения начинается по окончании чтения Евангелия. В двух прошениях мы усиленно просим Господа услышать нашу молитву и помиловать нас: «Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молитися, услыши и помилуй. — Помилуй нас, Боже…» Все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о священнослужебном братстве (притче церковном) и о всей «во Христе братии нашей», о властях и воинстве…

Во время ектении диакон произносит имена тех, кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает молитвы. Затем священник произносит молитву перед престолом, громко называя имена из записок. Но и на этом не оканчивается поминовение по заказной записке — после окончания литургии о них возносится молитва на молебне.

То же происходит и на заказной обедне об упокоении с панихидой — и здесь, после изъятия частиц с называнием имен усопших, диакон гласно произносит на ектении их имена, затем имена повторяет перед алтарем священнослужитель, а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания литургии.

Обычай чтения записок с именами во время сугубой ектении идет еще с апостольских времен. Тогда использовали диптихи — две таблички, сделанные из бумаги или пергамента, сложенные, как скрижали Моисея. На одной из них писались для чтения во время священнодействия имена живых, на другой — усопших.

Другие поминовения.  Записки  в храме можно подать и с тем, чтобы заказать молебен.

Молебен — это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются перед литургией и после нее, а также после утрени и вечерни. Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения отроков, при стихийных бедствиях, в нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождие и т.д. Другие молебны принадлежат к частному богослужению и совершаются по просьбам и нуждам отдельных верующих. Часто во время этих молебнов происходит малое освящение воды.

     Записка на молебен начинается с указания, какому святому возносится молебен, перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.
     Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, на полугодие, на год.   В некоторых храмах и монастырях принимаются записки на вечное поминовение.

Сорокоуст — это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры. «Сорокоусты, — пишет св.Симеон Солунский, — совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после воскресения, — и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся навстречу Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом».

Впрочем, сорокоусты заказываются не только об упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.

Панихида — заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминаются усопшие и в уповании на милосердие Божие испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь.

Совершаются панихиды как до погребения усопшего, так и после – в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства, в годовщину смерти.

Кроме панихид по отдельным усопшим Церковью совершаются еще т.н. вселенские или родительские панихиды. Они служатся в особые дни, называемые Родительскими субботами.

    

«Мы должны молиться так, как если бы всё зависело только от Бога, а действовать так, как если бы всё зависело от нас». Св. Фома Аквинский.

 

 

Назад к списку

(323)

Перейти к верхней панели