Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

МЕРА ДАРА ХРИСТОВА. Неделя по Богоявлении

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Каждый из нас, кто во младенчестве, кто в зрелом возрасте, пережил погружение в крещальную купель. Каждый из нас таким образом приобщился к смерти Христовой, потому что «все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились» (Рим.6.3). Каждый из нас, крещёных во Христову смерть, чает «воскресения мертвых и жизни будущаго века», как мы поём об этом в Символе веры нашей во время служения божественной литургии. И наконец, каждому из нас, по слову апостола Павла из его Послания к Ефесянам, «дана благодать по мере дара Христова» (Еф.4.7).

Грешный человек, снедаемый завистью и неспособный довольствоваться тем, что есть, постоянно скорбит о том, что «дар», данный ему, меньше и плоше того, который достался соседу. Всё оттого, что дар этот представляется ему не талантами, за умножение которых неизбежно придётся отчитываться на Страшном Суде, а почётной медалью, некой сладостной наградой за понесённые труды. Если бы мы почаще вспоминали о том, что получивший один талант должен принести своему Господину по крайней мере два, а тот, кому досталось пять, – отчитаться десятью, тогда едва ли бы в нашей душе возникло завистливое чувство к обладающему большим. С него ведь и спрос больше!

Если даже за деньги, взятые в долг, рано или поздно приходится отчитываться, да ещё и с процентами, то насколько же труднее дать отчёт в том, чего ни на какие деньги не купишь! Как умножить Богом данные ум, телесную красоту, лёгкий характер? Всю жизнь читать умные книжки, с утра до вечера вертеться перед зеркалом или, подобно профессиональному сатирику и юмористу, непрестанно веселить окружающих забавными байками? Очевидно, что таким способом таланты, подаренные Господом, не умножишь и Вечной Жизни не заработаешь. Что же делать, к чему стремиться христианину, получившему в таинстве Миропомазания «печать дара Духа Святого»? Что делать мне и тебе, чтобы на Страшном Суде Господнем не оказаться вместе с негодным рабом во «тьме внешней», где будет «плач и скрежет зубов» (Мф.25.30)?

В эти крещенские дни, когда мы со всей Церковью вновь и вновь вспоминаем величественные и таинственные события, совершившиеся в начале эры Христовой на пустынном Иорданском берегу, неотступно преследует нас тот же самый вопрос, который задавали Иоанну Предтече те, кого он назвал «порождениями ехидны»: «…учитель! что нам делать?» (Лк.3.12). Поразительно, что люди, которым досталась от пророка Божия такое уничижительное именование, не обиделись, не озлились, не обрушились с яростными нападками на Крестителя Господня, но смиренно приняли и его нелицеприятный суд о себе, и горькое врачевство, им же предложенное.

Ответ Предтечи, способ спасения, указанный им, универсален. «Сотворите же достойные плоды покаяния» (Лк.3.8), – отвечает он вопрошающим, пророчески предвосхищая призыв Христов, прозвучавший после того как «Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк.3.22). Погружение кающихся в воды иорданские теряет свой очистительный смысл, если крестившиеся не возгревают в себе покаянный дар, если они воспринимают совершившееся над ними таинство только как почётный знак своего избранничества. Недаром Иоанн строго предупреждает и тех, кто принимал от него крещение в Иордане, и тех, кто дерзает приступать к таинству в купели Церкви Христовой: «…и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Лк.3.8).

«Не мерою даёт Бог Духа» (Ин.3.34), а потому не может наступить в жизни христианина момент, когда станет возможно сложить натруженные руки и облегчённо вздохнуть: «Кончено, наработался!» Подобно Сисою Великому, православному аскету и подвижнику V века, нам надо бы быть готовыми на смертном одре сказать и себе, и Богу: «Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего». Потому что не наше дело – ставить себе оценки, не наше дело – требовать себе награды, не наше дело – отличать собственное пораженье от победы! Наше дело – в ответ на тот Свет, который воссиял «сидящим в стране и тени смертной» (Мф.4.16), – воссиять этим же светом. Наше дело – отразить Свет Христов в душах своих так, чтобы окружающим нас людям стало светлее и легче жить. Наше дело – обрадоваться предоставленной нам возможности покаяния как таланту благодати, подаренному нам «по мере дара Христова» (Еф.4.7).

Если так случится, тогда наше давнее крещение «в смерть Христову» сделается крещением в Жизнь Вечную, тогда мы с вами, как бы трудна и временами беспросветна ни казалась нам наша теперешняя жизнь, обретём надежду вырасти когда-нибудь «в меру полного возраста Христова» (Еф.4.13). Аминь.

26 января 2003 г.

 

источник

Назад к списку

(40)

Перейти к верхней панели