Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Крестное знамение

Чтобы правильно осенить Крестным знамением свою еду, например, надо правильно знать и уметь, как это сделать:

Крестное знамение есть не только один из важнейших наружных знаков молитвы, но вместе и символ воспринятого нами звания христиан, и первое, самое лучшее нравственное украшение каждого православного лица, подобно тому, как крест и изображение его составляют первое украшение нашего храма и всей Православной Церкви.


Крестное знамение должно совершать неспешно, с сердечным вниманием и глубоким сознанием того, что крест есть символ нашего искупления.
Каждое наше пробуждение от ночного сна должно сопровождаться немедленным наложением на себя крестного знамения: большой, указательный и средний пальцы правой руки складываем вместе, а безымянный и мизинец пригибаем к ладони.


Тремя сложенными пальцами прикасаемся ко лбу со словами: «Во имя Отца», потом на живот со словами:  «и Сына», затем к правому и левому плечам: «и Святого Духа!», опустив руку, заключаем: «Аминь».
Три первых сложенных пальца обозначают нашу веру во Святую Троицу, то есть, что Бог есть один, а в ипостасях (лицах) троичен. Два прочих пальца – вера наша в то, что в Господе нашем Иисусе Христе два естества – божественное и человеческое, что Он – Сын Божий – стал человеком во всей полноте (кроме греха), не переставая быть Богом, вочеловечился на земле (к ладони пригибаем эти два пальца).

Нет и не было в мире народа, который бы не веровал ни в какое божество. Люди простые и необразованные и без просвещения  чувствуют, что верховное существо – Бог – есть. Люди образованные, случается, доходят до веры в Бога через свои познания и размышления. Язычники, иудеи, магометане – так или иначе, но верят в Бога.


Но что Бог есть Отец, Сын и Святый Дух, что Он один по существу, а в лицах троичен – никто не может знать, если не принадлежит к христианству.
А мы, православные, твердо верим, что Бог Отец послал нам Сына Своего Иисуса Христа, Который, чтобы стать Спасителем нашим, сошел с небес, воплотился на земле, пострадал и умер на Кресте, воскрес из гроба, восшел на небеса и сидит ныне одесную Отца.


У нас есть Дух Святый, Который, чтобы сделать нас святыми, живет и действует в нас, Которым мы действуем, мыслим, молимся.

Вот, по Символу веры, отличия Трех Лиц:
Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица;
Сын Божий предвечно рождается от Бога Отца;
Дух Святый предвечно исходит от Бога Отца.

Веруем, знаем, исповедуем и, не сомневаясь в троичности Бога нашего, утверждаемся в той истине, что Бог есть Дух Вечный, Всеблагий, Всезнающий, Всеправедный, Вездесущий, Всемогущий, Неизменяемый и Всеблаженный. Дух – существо бестелесное, потому невидим, и мы не можем видеть его телесными глазами.


Итак – Бог есть Существо совершеннейшее.
Мы, люди, создания Бога, ограниченные в своем бытии местом и временем, не можем видеть Его, но, одаренные от Него разумом, можем размышлять о Нем, называть Его своим Отцом и взывать к Нему, как дети к отцу. Мыслить о Боге, молиться Ему – значит привлекать к себе благодать и всепрощающее милосердие Его.


Таким образом, когда мы достойно взываем к Отцу, Сыну, Святому Духу о спасении, тогда Бог слышит нас и благотворно действует в нас силою Святаго Духа.

Как бы ни было высоко человеческое образование, как бы далеко ни заходили в своих исследованиях науки, но не науки и не образование светское дают веру в Божественную Троицу и располагают нас к истинной молитве, а вера и молитва к Богу служат источником истинного образования и совершенствуют науки.


Давно замечено, что полузнание или знание без веры отвращают от Бога, а науки с верою, а также образование полное и глубокое – приводят к Нему. Без веры нельзя знать истинного Бога, значит нельзя и спастись.

Пребывая в вере, нельзя не знать Бога.
Самую же веру, веру истинную, Православную, как мы веруем и должны веровать, дарует нам один только Господь, Богочеловек, пострадавший за нас и так дивно устроивший Святую Свою Церковь, что она, по свято-материнской любви к нам, чтобы не утратили мы спасающей веры, влагает в сердце и уста каждого из нас молитвы, которые для нас теперь записаны в разных молитвослова
х.

Назад к списку

(44)

Перейти к верхней панели