Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

КАК ВОЦЕРКОВИТЬ ДЕТЕЙ На вопросы отвечает протоиерей Виктор Грозовский

 
 
­ ­ ­ Протоиерей Виктор Грозовский служит Богу Вышнему в Князь-Владимирском соборе Санкт-Петербурга. Батюшка является отцом девяти детей. Поэтому все, о чем батюшка говорит — выверено собственным опытом священника и родителя. Это придает особую ценность знакомству с предлагаемыми вопросами и ответами.
 
1. ВОПРОС: Понятно, что ничего, кроме доброго, от приобщения детей с младенческого возраста к Церкви не будет. Однако не окажется ли, что дети станут приобщаться, так сказать, формально, и самостоятельного, свободного прихода к вере не получится? К тому же Господь и без всяких наших стараний любит детей.

­ ­ ­ Отвечая на этот вопрос, хотелось бы обратить ваше внимание на реплику: «К тому же Господь и без всяких наших стараний любит детей».

­ ­ ­ Да, это так! И действительно, Господь, обращаясь к нам, взрослым, говорит: …пустите детей приходить ко мне, и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие (Мк. 10, 14). Бог открывает для наших детей Мир блаженной Вечности, но мы, родители, учителя, наставники и всякого рода воспитатели, очень часто (хорошо если на бессознательном уровне, а бывает и сознательно) стараемся захлопнуть перед ними врата Вечной жизни, обрекая их и себя на вечную гибель.

­ ­ ­ Возможно кому-то покажется, что я сгущаю краски и уклоняюсь от прямого и ясного вопроса: о свободном приходе, выборе детьми веры.

­ ­ ­ Это не так! Вдумаемся. Что стоит за декларацией неформального, свободного формирования религиозного сознания у детей?

­ ­ ­ а) Неумение родителей вести ребенка к вере (по причине своего элементарного религиозного невежества в этом вопросе);

­ ­ ­ б) Нежелание воспитывать в вере (по причине боязни гонений, прещений и прочих карьерных соображений; что не ушло еще в прошлое, но часто высвечивается на экране настоящего, будущее не берусь предсказывать);

­ ­ ­ в) Отрицание самой веры (по причине атеистического взгляда на духовный и материальный мир, на происхождение самого человека — Homo sapiens).

­ ­ ­ Список причин можно было бы продолжить, но, думаю, достаточно указать на основные, которые мешают формированию личности, любящей Бога и людей. «Не будем беспечными, зная, что дети, хорошо настроенные в отношении к Богу, будут честными и отличными и в отношении к настоящей жизни» (свт. Иоанн Златоуст).

­ ­ ­ Мы часто любим сравнивать душу человека с нежнейшим, тонким, живым и сложным инструментом. А коль это так, то душа-инструмент должна быть и мастерски настроена, чтобы ее звучание не вызывало у слушателей чувство горького сожаления, раздражения и открытого неприятия. Где же взять такого настройщика? Ответ один: это БОГ! Через Свою Святую, Соборную и Апостольскую Церковь Он формирует Личность, которая изначально была сотворена как Образ и подобие Божие.

­ ­ ­ Но не только через Храм происходит воспитание детей. Путь этот пролегает и через семью, через так называемую домашнюю Церковь. Когда маленький и беспомощный человечек приходит в этот жестокий и грохочущий мир, мы всячески стараемся сохранить ему жизнь, ограждая его от холода, голода и физических травм. Младенец, подобно молодому деревцу, нуждается в прививке, дабы выросли красивые и вкусные плоды. Не сделав это вовремя, мы рискуем вырастить, может, и большущее дерево, но с плодами горькими и негодными к употреблению.

­ ­ ­ Приобщение ребенка к Церкви совершенно необходимо! И оно начинается не с момента рождения и Крещения младенца, а гораздо раньше, еще в утробе благочестивой и верующей матери, через приобщение ее к церковным Таинствам Покаяния и Причащения Святых Христовых Тайн. Как же можно не понимать того, что Божественная благодать нисходит как на будущую мать, так и на ее плод, находящийся в утробе! Правда, сам вопрос, заданный автору статьи, признает Церковь носительницей добра. А раз так, то хочется вопрошающему ответить народной поговоркой: «От добра добра не ищут!»

­ ­ ­ Теперь посмотрим на проблему иначе, а именно: предположим, что мы никак не воспитываем душу ребенка. Где гарантия, что она не превратится в «дикую маслину»? Давайте будем беспечно, как говорит святой Иоанн Златоуст, взирать на блуждание юной души по лабиринтам нашей запутанной жизни, где много ложных входов и выходов. Рискуем! Душа человека может так никогда и не выйти на Свет Божий. Мы должны ей помочь найти путь истинного Света, истинного Добра и истинной Любви, без которых невозможно само существование человечества.

­ ­ ­ Любовь Божественная — это вечная Жизнь. Зло сатанинское — это вечная смерть. Предлагается выбор: Жизнь или смерть?

­ ­ ­ И что же тут думать? Мы, верующие, выбираем Жизнь!

2. Должно ли детей крестить во младенчестве, когда они этого не осознают?
3. Обязательно ли посещать Воскресную школу?
4. Не хочет ребенок идти к исповеди или просто в храм, надо ли его принуждать?
5. Когда в духовном воспитании бывает необходимо принуждение?
6. Как привить ребенку любовь к молитве и чтению Священных Книг?
7. Ребенок упорен в плохом, нет ни исправления, ни покаяния. Что делать?
8. Сейчас идет много разговоров о так называемом «сексуальном воспитании». Как воспитывать своих мальчиков и девочек, чтобы они не оказались втянутыми в это болото и правильно сформировали свои взгляды?
9. Что значит — приобщить к православной культуре?
10. Каковы признаки того, что, ребенок в должной степени воцерковился или успешно воцерковляется?

 
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
 
­ ­ ­ В ДЕТСКОМ СЕРДЦЕ СОХРАНИТЕ ВЕРУ

Назад к списку

(261)

Перейти к верхней панели