Протоиерей Виктор Грозовский служит Богу Вышнему в Князь-Владимирском соборе Санкт-Петербурга. Батюшка является отцом девяти детей. Поэтому все, о чем батюшка говорит — выверено собственным опытом священника и родителя. Это придает особую ценность знакомству с предлагаемыми вопросами и ответами. | |||||||||
1. ВОПРОС: Понятно, что ничего, кроме доброго, от приобщения детей с младенческого возраста к Церкви не будет. Однако не окажется ли, что дети станут приобщаться, так сказать, формально, и самостоятельного, свободного прихода к вере не получится? К тому же Господь и без всяких наших стараний любит детей.
Отвечая на этот вопрос, хотелось бы обратить ваше внимание на реплику: «К тому же Господь и без всяких наших стараний любит детей». Да, это так! И действительно, Господь, обращаясь к нам, взрослым, говорит: …пустите детей приходить ко мне, и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие (Мк. 10, 14). Бог открывает для наших детей Мир блаженной Вечности, но мы, родители, учителя, наставники и всякого рода воспитатели, очень часто (хорошо если на бессознательном уровне, а бывает и сознательно) стараемся захлопнуть перед ними врата Вечной жизни, обрекая их и себя на вечную гибель. Возможно кому-то покажется, что я сгущаю краски и уклоняюсь от прямого и ясного вопроса: о свободном приходе, выборе детьми веры. Это не так! Вдумаемся. Что стоит за декларацией неформального, свободного формирования религиозного сознания у детей? а) Неумение родителей вести ребенка к вере (по причине своего элементарного религиозного невежества в этом вопросе); б) Нежелание воспитывать в вере (по причине боязни гонений, прещений и прочих карьерных соображений; что не ушло еще в прошлое, но часто высвечивается на экране настоящего, будущее не берусь предсказывать); в) Отрицание самой веры (по причине атеистического взгляда на духовный и материальный мир, на происхождение самого человека — Homo sapiens). Список причин можно было бы продолжить, но, думаю, достаточно указать на основные, которые мешают формированию личности, любящей Бога и людей. «Не будем беспечными, зная, что дети, хорошо настроенные в отношении к Богу, будут честными и отличными и в отношении к настоящей жизни» (свт. Иоанн Златоуст). Мы часто любим сравнивать душу человека с нежнейшим, тонким, живым и сложным инструментом. А коль это так, то душа-инструмент должна быть и мастерски настроена, чтобы ее звучание не вызывало у слушателей чувство горького сожаления, раздражения и открытого неприятия. Где же взять такого настройщика? Ответ один: это БОГ! Через Свою Святую, Соборную и Апостольскую Церковь Он формирует Личность, которая изначально была сотворена как Образ и подобие Божие. Но не только через Храм происходит воспитание детей. Путь этот пролегает и через семью, через так называемую домашнюю Церковь. Когда маленький и беспомощный человечек приходит в этот жестокий и грохочущий мир, мы всячески стараемся сохранить ему жизнь, ограждая его от холода, голода и физических травм. Младенец, подобно молодому деревцу, нуждается в прививке, дабы выросли красивые и вкусные плоды. Не сделав это вовремя, мы рискуем вырастить, может, и большущее дерево, но с плодами горькими и негодными к употреблению. Приобщение ребенка к Церкви совершенно необходимо! И оно начинается не с момента рождения и Крещения младенца, а гораздо раньше, еще в утробе благочестивой и верующей матери, через приобщение ее к церковным Таинствам Покаяния и Причащения Святых Христовых Тайн. Как же можно не понимать того, что Божественная благодать нисходит как на будущую мать, так и на ее плод, находящийся в утробе! Правда, сам вопрос, заданный автору статьи, признает Церковь носительницей добра. А раз так, то хочется вопрошающему ответить народной поговоркой: «От добра добра не ищут!» Теперь посмотрим на проблему иначе, а именно: предположим, что мы никак не воспитываем душу ребенка. Где гарантия, что она не превратится в «дикую маслину»? Давайте будем беспечно, как говорит святой Иоанн Златоуст, взирать на блуждание юной души по лабиринтам нашей запутанной жизни, где много ложных входов и выходов. Рискуем! Душа человека может так никогда и не выйти на Свет Божий. Мы должны ей помочь найти путь истинного Света, истинного Добра и истинной Любви, без которых невозможно само существование человечества. Любовь Божественная — это вечная Жизнь. Зло сатанинское — это вечная смерть. Предлагается выбор: Жизнь или смерть? И что же тут думать? Мы, верующие, выбираем Жизнь! 2. Должно ли детей крестить во младенчестве, когда они этого не осознают? |
|||||||||
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: | |||||||||
В ДЕТСКОМ СЕРДЦЕ СОХРАНИТЕ ВЕРУ |
(262)