Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

ИГУМЕН НЕКТАРИЙ. О МОЛИТВЕ, РОЖДЕННОЙ ЖИЗНЬЮ

 


Известно такое выражение: «непрестанная молитва». Ее стяжанию посвящали свою жизнь многие подвижники; она ? та золотая нить, которая соединяет небо и землю, или, по старцу Паисию Святогорцу,? возможность находиться «на одной волне с Богом». Это делание многотрудно и высоко. Мне же, в завершение цикла статей о молитве, хотелось бы сказать немного о другом: о молитве… постоянной.


Как минус превратить в плюс


На что жалуется большинство из нас, говоря о том, что молиться трудно, о том, что стоя на правиле, мы рассеиваемся и думаем о чем угодно, но только не о смысле тех прошений, с которыми обращаемся к Богу?

Ни на что иное, как на жизнь с ее заботами, многоразличными попечениями и рождающейся от них суетой. То есть ? жизнь нас отвлекает от молитвы. Старается человек «держать» в течение дня Иисусову молитву, но то одно занимает его, то другое захватывает внимание, то третье напрочь выбивает из молитвенной колеи. И порой просто отчаяние охватывает: да как же совместить все это ? то, что с нами происходит, что мы делаем и говорим, и молитву?

Но причина этого недоумения ? непонимание крайне важной истины: в нашей жизни (общественной или личной ? неважно) нет ровным счетом ничего, что не касалось бы… Бога.


Мы живем в мире, который сотворил Господь, и Его Промыслом этот мир стоит и существует доселе, каждая зверушка, каждое насекомое, каждая травинка в нем не могли бы появиться на свет, дышать, двигаться, расти, если бы не Его постоянная, ни на мгновение не прерывающаяся забота. И насколько больше эта забота и это внимание проявляются о нас ? людях, творении самом удивительном и в то же время самом сложном!

Как сказано в известном духовном завещании преподобного Серафима Вырицкого от лица Бога человеческой душе: «Все, что касается тебя, касается зеницы ока Моего».


И потому то, что «отвлекает от молитвы», должно на самом деле напоминать нам о ней. Все в нашей жизни, что так или иначе трогает наше сердце ? радует, расстраивает, обнадеживает, пугает, вызывает чувство вины, ? должно становиться поводом для молитвы.

Не надо проносить это трогающее нас «мимо Бога», наоборот, надо, подобно ребенку, который бежит со сломанной игрушкой к родителям, уверенный, что они помогут, все нести к Богу, открывать Ему свое сердце и свою жизнь. Случилось что-то, что наполнило сердце радостью, нужно благодарить за это Бога, что-то горькое произошло ? у Него просить утешения. Страшно ? у Него искать защиты. Если чего-то не понимаем, не знаем, как сделать, чувствуем собственную немощь, бессилие, Ему молиться о вразумлении, о ниспослании помощи и сил. Виноваты перед Ним ? каяться и со слезами испрашивать прощения своих грехов.


Если поступать так, то недостатка в поводах для молитвы не будет. Более того ? благодаря такому обращению к Богу, появится опыт молитвы живой, в чувстве сердца совершаемой, который поможет и обычное молитвенное совершать не формально, со вниманием и умилением душевным.


К слову сказать, и в молитвенном правиле можно и даже нужно найти место для обращения к Богу со своими переживаниями и нуждами. У преподобного Никодима Святогорца в его «Невидимой брани» есть по этому поводу превосходное указание. Если не можешь, говорит он, и во время правила избавиться от помышлений о событиях и треволнениях ушедшего дня, то обрати все это в предмет молитвы и найдешь успокоение.


Да и вообще должно стать для нас правилом не только «человеческими способами» пытаться решать возникающие у нас проблемы, но прежде всего к Богу прибегать и Ему неотступно «докучать» тем, что докучает нам. Богу мы таким образом не наскучим (если только не будем малодушны и ропотливы), а навык постоянного к Нему обращения и от Него помощи чаяния ? приобретем.


Надо память о молитве к чему-нибудь привязать


Но, конечно, не только дела земные и их затруднительность, а также наши по этому или другому поводу переживания должны становится для нас поводом к молитве. Молитва сама наивысшее благо, и собственно, потому-то попускает нам какие-то скорби и трудности Господь, что благодаря им мы, хотя бы и невольно, да начинаем молиться не только в «установленное время» и не только «по долгу», но и с осознанным чувством необходимости в этом.
Но как научиться помнить о молитве (а значит и о Боге) постоянно? ? Как бы трудно это ни казалось, надо твердо уяснить для себя одну вещь: если человек чего-то по-настоящему хочет, он этого добьется. Беда лишь в том, что мы больше вожделеваем вещей осязаемых, «бытовых». Будь у нас хотя бы столько же вожделения вещей духовных, они не казались бы нам столь недостижимыми.


Начало памятования о Боге в том, чтобы… чаще о Нем вспоминать. Важно, чтобы желание и намерение такое были у нас. А дальше ? поскольку мы так веществолюбивы, то очень удобно к чему-то вещественному это воспоминание привязать. Например, к часам. Игумен Никон (Воробьев) в одном из писем к духовным чадам советовал держаться такого правила: каждый час (в полном смысле этого слова ? по часам) обращаться к Богу с краткой молитвой о спасении, используя для этого какое-то полюбившееся молитвословие или же ? своими словами. Одного только этого правила было бы достаточно, чтобы привыкнуть вспоминать о Боге чаще, чем мы делаем это обычно.


Впрочем, все равно ограничиваться лишь «привязкой к часам», конечно, не стоит. Иначе возникает чувство «отданного долга», а оно всегда глубоко неверно. Необходимо понуждать себя к этому спасительному воспоминанию всеми возможными средствами.


Настроиться на верный лад


В Отечнике рассказывается об одном брате, который часто останавливался и «тревожил» свою душу вопросом: «Где мы сейчас, душе моя, и что ждет нас с тобой?». Так он воззывал себя самого от пленения пустыми помыслами и суетой и напоминал душе об исходе из этой жизни и о Суде. И от этого рождалась живая и глубокая молитва к Богу о помиловании, о спасении.


Преподобный Иоанн Лествичник писал, что необходимо соединять молитву с памятью о смерти ? поскольку память эта сама по себе как ничто другое побуждает человека к самоуглублению и молитве.
Но можно и другими способами возбуждать себя к молению и памяти о Боге. Например, поучаться в сокровенности сердечной в той или иной истине… «От лица Твоего камо пойду и от Духа Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, тамо еси, аще сниду во ад, тамо еси» (Пс….). Или в чем-то ином подобном, что исполняет душу ощущением вездеприсутствия Божия и нашей всецелой от Него зависимости, Ему преданности.


Да и не только такие назидательные помыслы и истины могут учить молитве и поддерживать ее. Вообще все, что окружает нас, может служить напоминанием о Боге, все может возводить к Нему наш ум и наше сердце ? главное настроить себя на верный лад. На тот, о котором говорит Псалмопевец: «Взысках Лица Твоего, Господи, Лице Твое, Господи, взыщу» (Пс. …) и еще: «Взыщите Лица Его и утвердитеся, взыщите Лица Его выну» (Пс. …). Этот «лад» и определяет жизнь христианина, и выстраивает всю ее самым верным образом, делая поиск единения и пребывания с Богом ее главной целью и все прочее в ней лишь к этой цели направляя.

 http://my.mail.ru/community/pravoslavcludank/978C813D7FA6803.html?reply=1

 

Назад к списку

(4)

Перейти к верхней панели