Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

ХРАМЫ и ЧАСОВНИ ЮГО-ЗАПАДНОГО ПРИБАЙКАЛЬЯ. Свято-Николаевская церковь в поселке Култук

Самой южной точкой Байкала является поселок Култук. Здесь проходила торговая дорога на Кяхту и в Тункинскую долину и по ней шли караваны. Большей частью это были монголы и буряты, по своему чтившие святителя Николая Чудотворца, поэтому часовни и церкви в этих местах чаще всего освящались его именем. Култук — одно из самых старых поселений русских в Прибайкалье. История Култука тесно свя­зана с историей освоения Сибири. С развитием торговых путей быстро росли и поселки. Так, в 1823 году, Култук состоял из 21 двора, а в 1852 году их было уже 35, а численность населения составляла 238 жителей. Клировые ведомости за 1864 год сообщают, что церкви принадлежали 55 десятин сенокосной и усадебной земли.

Первая церковь в Култуке была построена в 1852 году на средс­тва купца Степана Степановича Попова и освящена во имя святителя Николая Чудотворца. Деревянная церковь имела скромный вид, ха­рактерный для архитектуры сельских храмов середины XIX в. Отде­льно от церкви стояла ярусная четвериковая колокольня с пологим четырехлотковым куполом. Стены обеих построек были обшиты до­сками. Первым священником церкви был Григорий Изопов, который, по окончании курса в Иркутской Духовной Семинарии, был рукопо­ложен во священника. По архивным документам установлено, что с 1863 года по 1887 год священниками Култукской церкви были: Григо­рий Серебряницкий, Иоанн Стуков, Александр Порняков, Николай Самоваров, Иннокентий Парчевский, Георгий Милетинский. В 1887 году эта церковь сгорела. Сгорело и несколько домов в т.ч. дома цер­ковнослужителей. Но уже через два года на средства крестьянина Н. Томилова была построена новая церковь и освящена 3 декабря 1889 года также во имя святителя Николая.

Новое здание церкви и колокольни было также деревянным. С 1890 года по 1892 год священником в Култуке был Николай Алекринс-кий, а с 1893 года по 1916 год —Иннокентий Чуринов.

«Иннокентий Чуринов — сын обер-офицера, в 1883 году окон­чил курсы в Красноярской учительской семинарии и был назначен учителем в Киренское городское приходское училище. Затем был переведен учителем в Нижне-Илимскую Покровскую церковь. В 1893 году рукоположен в сан священника при Култукской Нико­лаевской церкви. Иркутская епархия неоднократно отмечала его заслуги перед церковью. В 1896 году он был награжден набедрен­ником, а в 1900году — скуфьей. Указом Священного Синода в 1904 году награжден камилавкой, а в 1908 году — наперстным кольцом (следует читать: «наперсным крестом» — А.П.). Трижды избирался на трехлетие депутатом Епархиального съезда от Благочиния пер­вого округа Иркутского уезда. Избирался товарищем председателя Епархиального съезда».

В 1903 году были сооружены пристрои к церкви, что придало хра­му вид креста. В 1907-1908 гг. церковь была отремонтирована, подправ­лена позолота иконостаса и приобретено 10 икон.

Большое внимание о. Иннокентий уделял церковному образова­нию. При нем церковь купила под школу дом у местного жителя Шу-шакова. В школе, где обучалось около 50-60 учеников, была устроена кухня, в которой обедали и разогревали приносимые учениками обеды. В школе, кроме самого Иннокентия Чуринова, преподавала учитель­ница Арина Ивановна Медведева. Священник лично занимался набо­ром штата педагогов в школу.

В 1902 году было построено новое специализированное здание церковноприходской школы. Помещение было светлое, с большими окнами и красивым парадным входом. Эта школа прослужила для обу­чения детей до 1980 года.

Кроме Иннокентия Чуринова и Арины Ивановны преподавал в школе сын гужирского священника, которого о. Иннокентий выгнал впоследствии за грубое отношение к детям. Был также открыт платный четвертый класс. Желающие обучать детей да­лее третьего класса уже отправляли их на платное обучение. В 1903 году приехала преподавать Прасковья Алексеевна, а в 1905 году Михаил Константинович и Наталья Иннокентьевна. Фамилии преподавателей никто не помнит, т.к. их принято было называть по имени и отчеству, а называть по фамилии считалось неуважительным. В это время в школе обучалось 90 человек.

В Култуке священник Иннокентий Чуринов прожил до 1916 года, затем, по прошению, был направлен в село Андриановское Читинской губернии. Последним священником Култукской церкви был И. Эпов.

После революции печальная участь многих православных церквей не обошла и Култукскую церковь. Часовни на берегу Байкала и возле Тункинской дороги были уничтожены. Колокольня и пристрой церк­ви разобраны на бревна для строительства домов. История Култукской Свято-Николаевской церкви тесно связана с историей Слюдянской Свято-Никольской церкви, которую освящал вышеупомянутый кул-тукский священник Иннокентий Чуринов. Эти две церкви являлись самыми близкими соседями, носили имя одного святого, обе стояли почти на самом берегу Байкала. Пока православные култукчане явля­ются прихожанами Слюдянской церкви, так как не имеют своей, но в настоящее время уже ведутся работы по строительству новой церкви в поселке.

Назад к списку

(150)

Перейти к верхней панели