Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

9. Путь святых праздников. О важности праздников церковного календаря


Время выстилает под шаги нашей жизни множество путей. Православный календарь предлагает нам путь особый, путь праздников Христовой Церкви, путь, отверзающий нам, землянам, радость жизни Небесной. Праздники Христовой Церкви – это никакими бурями непреодолимое шествие по житейскому морю корабля Небесного,  две тысячи лет свободно принимающего на свой борт всех жаждущих спасения.

Такая важность праздников Христовой церкви исходит из того, что они, как предмет воспоминания о минувших событиях, уступают место приобщению к этим событиям, сопричастию к ним. Православному человеку не надо думать, как создавать праздник, чем наполнить праздничный день, ему надо принимать его, вкушать как манну небесное приношение праздника, «отверзать уста свои поучатися» богословесному смыслу данного дня, освящаться Духом Божиим, просвещаться Истиною, «входить в радость Господа своего». И уж, разумеется, не убегать от Божественной трапезы в суету своих обыденных проблем, как учит Евангельская притча о званых на брачный пир.

А ведь притча про нас, про наше отношение к праздникам, кои отец Небесный делает для Сына Своего и Его Невесты, ради которой Сын уходил так далеко в мир тьмы и сени смертной. Ради Своей Невесты Он на Кресте вознесен был от земли, чтобы всех привлечь к Себе (Ин.12,32). К

Как видите, Отец делает пир, Сын приносит Себя в жертву, и все для одного – «рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин.11,52). Вот и выходит, что все, Отцом призванные, Сыном воедино собранные, и есть та самая Невеста Христова – Церковь, состоящая, как дополняет Учитель уже из другой притчи, из возвратившегося к Отцу его блудного сына, нашего земного грешного человека. Его встречает Отец и говорит рабам своим: «приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!»

Что же сказал царь о тех званых, кому житейские проблемы не оставляют времени, не дают никакой возможности и желания приобщиться к праздникам Церкви? «Никто из тех званых не вкусит Моего ужина». Эти страшные слова царь говорит о тех, кто является на царский пир, не удосужась одеться в брачную одежду, то есть приходит в Церковь, так и не осознав ее сути. «Сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.8,12).

Праздники Церкви не «кнут», не «пряник» и не «опиум для народа».

Православный календарный год есть реализуемое на земле Евангелие, воплотившееся в жизнь Святое Благовествование. Для христианина путь его по дням и месяцам, в борьбе со смертью, в победах над врагом, есть нескончаемая радость постижения Истины.

И как подытожил в своем последнем дневнике святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Настоящая жизнь человека есть духовная школа».

А иначе и быть не может, поскольку весь жизненный путь христианина – это общение его с Небесным Отцом, являющим Себя в Лице Наставника и Учителя, а все остальное – всего лишь богословесная принадлежность человека. И по тому, какое значение для его судьбы представляет школа Православного календарного года, ее смело можно рассматривать как Божественную академию усовершенствования христиан.

 

Назад к списку

(74)

Перейти к верхней панели