Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

4. Путь святых праздников. Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

21 сентября

Задумывались ли вы, почему в основание Нового года, началом годичного круга Церковь Православная поставила торжество Рождества, но не Христова Рождества, а Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы?

Не отделяется Православная Церковь от торжеств Христова Рождества, а приготавливается. Задолго до гражданских Рождественских увеселений она готовит себя ко встрече с Младенцем Христом, так как ей ведома причина Божиего воплощения, ей ведома тайна начала человеческого спасения.

«Почему Сын Божий после грехопадения Адама так долго медлил сойти на землю и воплотиться, чтобы спасти человечество? – задает вопрос святой Димитрий Ростовский и отвечает: — до половины шестого тысячелетия после греха Адама не находилось на земле Девы, чистой не только телом, но и духом. Была только Одна такая, единственная по Своей чистоте духовной и телесной, достойная стать храмом Духа Святого».  Эта, рожденная в человечестве Пресвятая Чистота, открылась началом не только предшествующим, но и разрешающим Божие дело спасения рода человеческого. Это человеческое свойство, явленное миру в лице Пречистой Девы, и утверждает Православная Церковь началом каждого года своего земного бытия, основанием Жизни вечной каждого из своих чад.

«Начало святых праздников», как назвал св. Андрей Критский праздник Рождества Пресвятой Девы Марии, — поистине величайшее событие рода человеческого. Впервые за время существования отпавшего от Бога греховного человечества родился Человек, который от соприкосновения с Богом не уничтожился пораженный (Исх.19,24), а оказался способным воспринять Бога Своей плотью и, освящаясь пребыванием Его в Своем человеческом существе, содержать Его в Себе. В день сей человечество подготовило Богу Сотворца в деле человеческого спасения. В день сей Она открыла Собою вход Свету Истины во тьму сознания человеческого. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы мы воздаем славу Спасительнице мира, освящаемся Ее чистотой и просвещаемся истиной Ее пречистого бытия.

Истина чистой жизни лежит в основании Христовой Церкви. Не александрийские отцы Церкви придумали, не российские по их примеру порешили, что начинать встречу Христа необходимо с очищения души и тела. Это Божие установление. Его слова: «Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мк.1,2). И прежде чем Христу явиться для служения миру, пришел Иоанн Креститель, проповедуя: «Приготовьте путь Господу». «И крестились от него все в Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк.1,3,5). И по сей день до самого конца земной Церкви с Таинством Крещения, очищающего, возрождающего и обновляющего, начинается жизнь каждого христианина. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5,8). Чистота спасла мир человеческий и спасет всякого, идущего на встречу с Богом. Господь сказал: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему» (Откр.3,20). Но не войдет Он в нечистую храмину сердца, сколь не распахивай двери своих желаний. И не войдет в Небесный Иерусалим «ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» (Откр.21,27). Вот что мы должны уяснить в день Рождества Пречистой Девы.

А посему, как сказал святой апостол Павел, «не будем спать, как прочие» (1Фес.5,6) граждане, до самого Рождества Христова, а войдем достойными соучастниками в Начало церковных торжеств и станем строить свою чистоту по Образцу Даровавшей нам это спасительное начало.

Назад к списку

(41)

Перейти к верхней панели