Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

3. Путь святых праздников. Начало индикта – церковное новолетие

14 сентября

В атмосфере церковной жизни проживала Православная Русь до катастрофы 1917 года. Народ жил не месяцами и числами от зарплаты до зарплаты, а церковными праздниками, постами и днями святых. Дни были Рождественские, Великопостные, Пасхальные, Ивановы, Юрьевы… На пророка Иеремию, по ранней росе, шли на посев. К приходу мучеников Бориса и Глеба – поспел хлеб. Святой Симеон лето провожал. С преподобного Сергия зима начиналась. Святой игумен Феодор Студит землю застудит. Преподобный Герасим — грачевник грачей пригонял. И так далее, и тому подобное. В жизни россиянина ощущалось присутствие Неба на земле.

Например, 14 сентября Церковь празднует Новый год.

Но у многих развеется недоумение о начале Православного года не с освященного Рождеством Христовым января, а с сентября, со скромного монаха Симеона, если осознают, что Православный год жизни – это путь, имеющий начало и конец. А посему, желающему встать на православный путь жизни, Церковь и рекомендует в первый день церковного года познакомиться с решимостью и твердостью духа святого Симеона Столпника. Начинающий эту жизнь должен знать, что «никто…. озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Небесного» (Лк.9,26).

Что сказал Христос человеку, пожелавшему быть христианином? «Отвергнись себя, и возьми крест свой» (и только тогда) «следуй за Мною» (Мф.16,24). Сентябрь готовит «путь Господу». Начало всех праздников Церкви – Рождество Пресвятой Богородицы – приглашает нас стать сопричастниками рождающейся Пресвятой Чистоты, Преблаженного Самоотвержения. И сразу же за этим торжеством, новое – праздник Воздвижения Креста Господня. Предлагая нам принять триипостасный образ жизненного пути, в котором и наше личное спасение, и всего мира единение, и царствование Небесное – Церковь выносит Крест Господень.

А далее, как говорили святые отцы, облачась в броню чистоты Пречистой Девы, вооружась Крестом Господним, когда мир еще дремлет в ожидании Рождества Христова, православный люд выходит на встречу с Богомладенцем. И как положено у россиян, перед дальней дорогой, в праздник Покрова Христовых спутников осеняет святым омофором Защитница рода христианского, ниспосылая им Свое Материнское благословение.

В дальней дороге, длиною в три хмурых и холодных месяца, путники не оставлены на произвол судьбы. Небесные силы бесплотные, иконы чудотворные, апостолы, святители, мученики, блаженные, преподобные и праведные… Каждый день, и днем и ночью, не прекращается «дежурство» небесных покровителей. Нет в церковном году дней пустых, не заполненных благодатным присутствием кого-либо из святых Божиих людей. Каждый день с тобою друзья, советчики, защитники. Наше ощущение одиночества в пути – наваждение. Уныние и скука – бесовская агитация, древний испытанный способ вытащить человека из крепости церковного единства. Нечистой силе очень удобно разделываться с нами поодиночке.

Думается, самое страшное, чего удалось добиться диаволу в России за 70 лет гонения Церкви – это не уменьшение количества храмов и численности священнослужителей, хотя, разумеется, это беда великая. Но, кажется, самая беда в том, что он перестроил жизнь русского человека с Православного годичного круга на так называемый гражданский. И, вытравив церковную душу дня, выветрил из России Православный дух жизни.

Так хорошо бы нам, братья и сестры, стряхнуть пыль с тех двенадцати томов, что ставятся обычно на полках повыше (мы говорим о «Житиях святых»), да начать бы их почитывать на предстоящий день, чтобы быть в курсе, кто из небесных жителей завтра ближе всех к земле. Апостол просветит веру твою, святитель подаст мысль добрую, мученик прибавит крепости душевной, преподобный поможет грехи побороть, блаженный научит избежать искушений. Так шаг за шагом, день за днем, и время приведет тебя к яслям Богомладенца.

Итак, принимая Православный церковный календарь как Боговдохновенный план земной жизни Церкви Христовой, путь жизни православного на год и навеки, путь, заключающий в себе программу осуществления Божиего замысла о человеке, думается, есть смысл повнимательнее разглядеть от начала и по порядку этот путь, ведущий к Самому Богу, дарованный нам в чудесной череде Православных торжеств.

 

(78)

Перейти к верхней панели