Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

1. Путь святых праздников. Сентябрь

 

Не правда ли, странный народ христиане? За две тысячи лет существования, сколько их не мучили, не давили, а у них что ни день, то праздник.

 

Что же отмечают православные в свои праздничные дни? Сказать, что они вспоминают того или иного святого, то или иное событие, — это коснуться только части существа дела. Воспоминание имеет место, так как отмечаемое событие действительно совершилось когда-то в прошлом. Главное в православных торжествах не воспоминание, а проживание.

К примеру, отмечая Рождество Христово, православные заняты не тем, что вспоминают, как когда-то в Палестине родился от Девы Марии Богочеловек, и хотя это и было две тысячи лет тому назад, а вот они до сих пор помнят и все две тысячи лет подряд отмечают этот день как великое, хоть и древнейшее в истории человечества, событие. В Православной Церкви все две тысячи лет подряд это древнейшее событие совершается. Каждый год в Рождественскую ночь Церковь стоит у яслей Богомладенца и воспевает: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии». Заметьте – «ныне роджшагося». Не две тысячи лет назад, а ныне, то есть сегодня, родившегося.

Чтобы практически ощутить чудо ежегодного совершения события, в прошлом происшедшего, вам достаточно прийти в Церковь на праздник Крещения Господня и, в объятиях многотысячной толпы, достать Святой Воды. В церквях вода освящается часто, в течение года, но народ желает иметь у себя дома воду только Иорданскую, только из той самой речки, в которой Христос стоял минутку две тысячи лет тому назад. А такая вода бывает только раз в году.

Суть в том, что Церкви, как «…всякому мужу глава Христос» (1Кор.11,3), так и единому  Богочеловеческому организму, присущи качества как человеческого, так и Божиего бытия. Одним из таких Божественных качеств Церкви является пребывание над временем и пространством или, как говорят отцы Церкви, проживание в Вечности. Церковь объемлет наше земное время-пространство. Как «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет как один день» (2Пет.3,8), так и у Церкви, в ее сакральной жизни, и прошлое, и настоящее, и будущее есть принадлежность жизни каждого из ее представителей. Христианин любой исторической эпохи, в любое время, есть участник всей полноты бытия Церкви. «Истинно, истинно, — говорит Христос, — слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную (и заметьте уточняющую деталь!) и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин.5,24). Даже будущее всего человечества – Страшный Суд – для христианина факт совершившийся, потому что он житель всей полноты бытия Церкви.

По той же Божественной формуле (тысяча лет – один день) жизнь Христовой Церкви на земле можно рассмотреть в рамках одного календарного года. Церковный Православный год – модель всей земной жизни христианина и то достаточное время, чтобы человек вошел в лоно Церкви и осуществил Божественный о нем замысел. Для православного нет нужды  ломать голову и придумывать подвиги для достижения святости. По завету Христа: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я делал вам» (Ин.13,15) – Церковь позаботилась о своих чадах. Вехами прожитой судьбы своей, нанесенными на карту Православного календаря (днями праздников, постов, чествованиями святых), Церковь приготовила грядущим поколениям ясную программу действий, проторенную дорогу в Царство Небесное.

Посмотрите внимательно на череду основных событий Православного года, и вы увидите, что год состоит из трех периодов, по длительности примерно одинаковых, а вот по характеру своеобразных.

Первый период, начинающийся Рождеством Богородицы, состоит почти из одних Богородичных праздников. Это и само Рождество Пресвятой Богородицы, и Покров Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Второй период начинается Рождеством Христовым и заключает в себе, считай, одни Господни праздники – само Рождество Господне, Обрезание Господне, Крещение Господне, Сретение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Его страстные дни, Пасха Христова и Вознесение Господне.

Третий период начинается Рождеством Церкви Христовой (такова суть Дня Святой Троицы) и включает в себя праздники представителей Церкви. Это неделя Всех святых, неделя Российских святых, праздник апостолов Петра и Павла, знакомство учеников Христа с Божественным Светом на горе Фавор (Преображение), Успение Пресвятой Богородицы, Усекновение главы Иоанна Предтечи. Время торжества Церкви, откровение силы и величия ее представителей.

И каждое церковное торжество может стать началом нашего пробуждения. И просвещающее нас Божиим откровением Сретение Господне; и архангельское слово в Благовещение; и созерцание распинаемого за род человеческий Сына Божия; и всепрощающий Пасхальный пир веры; и Троица, Духом Святым оживотворяющая; и апостолы Петр и Павел просвещающие; и Спас Преображающий; и, наконец, вершина и идеал конца земного пути христианина – Успение Пресвятой Богородицы и Усекновение главы большего из пророков, Иоанна Крестителя.

Назад к списку

(14)

Перейти к верхней панели