Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Шестая Неделя по Пасхе, о слепом

Протоиерей Александр Туринцев.

Разъяснение воскресных и праздничных Евангельских чтений.

Александр Туринцев составил Разъяснения в 1954 году, будучи настоятелем храма Трех Святителей в Париже.

Ин. 9, 1-38

С первых же строк 9-ой главы Иоанна становится явным намеренный символизм в описании чуда исцеления слепорожденного. Ученики остаются без ответа на их вопрошание о ПРИЧИНАХ слепоты и ответственности за нее как за грех. (Может удивить сама постановка вопроса о ЛИЧНОЙ ответственнсти слепого ОТ РОЖДЕНИЯ).

В писаниях Ветхого Завета ученики могли найти противоположные принципы ответственности за грехи и преступления (ср. напр.: Втор. 5,9 с Иез. 18, 2 и сл.). Учитель отводит их вопрос о ПРИЧИНАХ физического недостатка и хочет обратить их мысль к рассмотрению значения сего в свете НАМЕРЕНИЙ Господних.

проповедь о слепом

Шестая Неделя по Пасхе, о слепом

Господь Иисус Христос открывает Промыслительный замысл о слепорожденном: через исцеление телесное даровать ему прозрение духовное для следования путем спасения к вечной жизни, тогда как «зрячие» Иудеи останутся слепыми, неспособными вступить на путь истинный.

ДЕЛА БОЖИИ проявляются через ЧУДЕСНЫЙ акт возвращения зрения слепорожденному, и этот «от века не слышанный» (ст. 32) случай должен послужить к обнаружению и удостоверению небесного посланничества Иисуса Христа, творящего волю (дела) Пославшего Его.

Божественность миссии Господа Иисуса Христа как бы подчеркивается евангелистом в нарочитом переводе слова Силоам как ПОСЛАННЫЙ. Слова стиха 5: «Я свет миру» дают откровение Господа Иисуса Христа о Самом СЕБЕ.

Превосходящее меру человеческого разумения значение этого самооткровения становится еще ощутимее в сопоставлении его с другими откровениями о Боге, которыми одарило нас благовестие апостола Иоанна.

Бог есть Слово (то есть Премудрость. Ум, Смысл Ин.1,1). Бог есть Дух (Ин. 4, 24), Свет (1 Ин. 1, 5) и Любовь (1 Ин. 4, 8) – четыре великих- имени Многоименитого и Неименуемого, возвещенных нам богоглаголивыми устами тайнозрителя Иоанна.

Бог стал плотью, Словом жизни, доступным «ОСЯЗАНИЮ наших рук» (1Ин. 1,1), любовью, ВИДИМОЙ в «соблюдающих слово Его» (1 Ин. 2,5) и светом, СВЕТЯЩИМ в любящих брата своего (1 Ин. 2, 10).

Очи слепого открылись для света. Это исцеление есть и знамение и образ света, который Посланный пришел распространить в мире («кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни», Ин. 8, 12).

Пока этот свет в мире, действие Его непрерываемо, «но приходит ночь, когда никто не может делать» (ср. Лк. 22, 53: «теперь – ваше время и власть тьмы»). «Ночь» надо понять как смерть, но не только как смерть Господа Иисуса Христа в частности, а скорее как предел этой жизни, положенный каждому, и каждому – свой.

В самом «способе» исцеления слепорожденного – прозрачный символизм. Господь Иисус Христос мажет брением глаза слепому. Св. Ириней Лионский и другие видят здесь образ создания человека Творцом из персти земной и указание «таящегося Бога» в Господе Иисусе Христе.

Но, конечно, символическое значение исцеления становится наиболее очевидным при дальнейшем сопоставлении физического прозрения слепого с закоснелой духовной слепотой фарисеев. Последние мнят себя религиозно правыми, видящими и разумевающими.

Но грех вольного духовного ослепления проник в них настолько, что в них сгнил самый «корень» возможности спасения – ЖЕЛАНИЕ ПРОЗРЕТЬ и быть просвещенными осиянием Света истины. Они не поддаются просвещению именно потому, что убеждены в своей правоте и ясновидении. Мысль, заключающая данную 9-ую главу от Иоанна (ст. 41), в разных формах встречается и у других евангелистов. Кто мнит себя здоровым, не нуждается во враче (Мф. 9, 12).

Господь приходит призвать не праведников, а грешников (Мк. 2, 17). «Видящие», не желающие видеть того, что являет им Посланный, становятся через свое упорство и противление действительно неспособными видеть. Зрительная способность их исчезает, они становятся слепыми (см. стр. 172). «..Ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и СЛЕП и наг… «глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. 3, 17-18).

(81)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели