Проповедь митрополита Вадима в неделю святых жен-мироносиц
Архиерейское служение в Слюдянке, 26 апреля 2015 года
Сегодня память святых жен-мироносиц и святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Это те, кто пребывал со Христом Спасителем, невзирая на то, что Его ближайшие ученики и апостолы оставили Его страха ради иудейского. Они пребывали с Ним до последнего часа. Пребывали на Голгофе, пребывали и тогда, когда Христос распят был и умер на кресте, и когда Его погребали. Иосиф и Никодим были знатнейшие люди, но вместе с тем они не убоялись того страха, который был присущ апостолам и ученикам Христа Спасителя. Они взяли тело Христово у Пилата и погребли Его с должными почестями, которых повелевала традиция.
Сегодня, дорогие братья и сестры, праздник, который именуется у нас еще православным женским днем, потому что, вспоминая жен-мироносиц, мы относимся отнюдь не к тому числу марта, которые праздновали по некоторым установлениям Розы Люксембург и прочих коммунистических деятельниц, а именно к тем, в честь кого и установлено было настоящее почитание женщины.
Образ женщины – это нечто невообразимое и некоторым образом непонятное для нас людей, живущих здесь на земле. Казалось бы, именно через Еву вошел в род человеческий грех, она вкусила плода познания добра и зла запрещенного, дала и уговорила съесть и Адама, и тем самым человечество пало и вкусило всю горестность последующего бытия после первородного греха.
Но ей, женщине было даровано и право вместилища Духа Святого, быть вместилищем Сына Божия, от Духа Святого рожденного, который пришел в мир и был второй ипостасью Святой Троицы и спас человечество, будучи Мессией, воссоздал союз, нарушенный Бога и человека.
И здесь Преблагословенная Дева Богородица, в отличие от своей прародительницы Евы, явила удивительное смирение и послушание воле Божией, когда сама не понимая, каким образом может от Нее родиться Мессия, недоумевая, поскольку сама мужа-то не знала, Она, вместе с тем согласилась, что этому должествует быть, и в этой связи сама проявила послушание, что «я раба Господня и будет по глаголу твоему», — говорила Она архангелу Гавриилу.
И вот Деве Богородице было уготовано удивительное действие, которое не могло произойти ни от кого, именно от Нее было рождение Сына Божия, Который спас нас и даровал спасение всему роду человеческому.
Таковым образом Святая Церковь почитает жен-мироносиц, которые оказались первыми, кому явился воскресший Христос Спаситель. Когда мы обозреваем все это, то невольно поддаемся той роли, которая играет женщина в домостроительстве нашего спасения. А эта роль велика. Она не очень понятна нам, не всегда осязуема, но вместе с тем, она понимаема, она зрима нами в историческом аспекте.
Святейший патриарх Тихон, говорил, что Русская Церковь, равно как и Россия, спасается платочками. И вот этими-то платочками и поныне спасается Церковь Русская, этими-то платочками спасается и Россия, как таковая. Мы с вами стоим на пороге 70-летнего празднования Победы в Великой Отечественной Войне. Кто как ни платочки вымолили милосердие Божие, когда, казалось бы, совершенно тоталитарной силе, которая завоевала Европу и пошла далее, противостояло войско русское, кто как ни эти платочки доставляли мужей, сыновей, отцов, дочерей на этот подвиг борьбы. Именно они. Именно они, эти платочки пребывали в храмах, не стесняясь и не боясь ничего, — ни мучений, ни страданий, не стыдились открывать храмы, и были эти храмы настолько многолюдны, что не могли вмещать всех желающих женщин, которые молились о всех, кто был на поле брани, за Победу, которые молились о упокоении уже усопших, чтобы Господь вселил их в селения праведных, которые молились Божией Матери и Христу, чтобы Господь переложил гнев на милость и спас Россию от этого нашествия. И Господь внял их молитве.
Внял им, хотя природа происшедших жесточайших страданий Великой Отечественной войны, она, по сути дела, во многом нами в историческом аспекте не освящена. Потому что, если освещать таковое, то нужно говорить о тех годах гонений, говорить о пролитой крови, которая к небу вопила и вопиет, невинной крови младенцев, крови жен, крови священнослужителей, крови простых людей, которые, по сути дела из-за свидетельства только своей принадлежности к имени Христову, были распинаемы, погибали и, ссылаемые несли различного рода тяготы и лишения в тюрьмах, лагерях и ссылках. И вот таковые злодеяния были бесконечны. И главным было то, что Россия отступила от Бога, — она публично отвергла Бога и за это была наказана.
И вот эти платочки, эти милые белые, светлые, а, порой, и черные платочки в минуты траура, эти платочки вымолили Россию, вымолили и Церковь нашу, Церковь нашу, которая является воинствующей. О торжествующей Церкви молиться не надо, она сама в себе пребывает, ибо в Ней Христос и святые Его окружающие со многим чином и сонмом ангелов как таковых. А о тех, кто находится здесь на земле, кто составляет здесь воинствующую со грехом Церковь, то есть мы с вами, они, по сути дела, молились и молятся и поныне.
И мы сегодня видим, что более сего в храмах именно этих платочков. Этих женщин, удивительных женщин, которых судьба весьма и весьма нелегка. И да будет милостив к ним Господь, на их плечах лежит, по сути, все. На их плечах лежит, прежде всего, рождение детей, воспитание их, устроение домов, устроение, если хотите любого общества. И если вы также сейчас обратите внимание в тех или иные средствах массовой информации, кто более всего отзывчивы к прекрасному, к душевному страданию, то это женщины. И перед ними нужно преклонить главу с благодарностью, — с благодарностью, потому что они совершают свой подвиг и поныне.
И поныне, дорогие братья и сестры, так много от женщины зависит. Потому что женщина, — это, прежде всего, мать. А мать – это понятие неисчерпаемое, она объемлет собою любого человека, будь он праведный или грешный ее сын и готова оказать ему помощь и готова оказать ему свою любовь. Она готова жизнь отдать за свое чадо, она готова принести себя в жертву ради того, чтобы жили ее чада и ее окружающие. И на ней зиждется и становление духовное, ибо где, как не в семье закладываются задатки религиозности, задатки духовности, задатки веры, и только потом они либо возрождаются, либо некоторым образом забываются. Но мне приходилось общаться с отъявленными рецидивистами, к которым было очень трудно достучаться для того, чтобы каким-то образом подвигнуть их к размышлению, и, тем не менее, это все-таки возможно было лишь тогда, когда стоило только произнести слово «мать». И тогда очень многие, и даже эти отъявленные и прибывающие в грехе люди, вместе с тем становились на тот путь, который задумываться заставлял их о их жизни, задуматься о происходящем, и некоторые из них приходили к покаянию. Приходили к Богу, благодаря той же матери.
И сегодня существуют различного рода препятствия, — что можно, что нельзя, можно ли говорить Слово Божие в школе, можно ли его говорить в детском садике, и всюду это запрещается, ни в коем разе – нужно лицензирование как таковое. Но вместе с тем, это может сделать мать. Может сделать семья, семья может заложить эти зерна спасения в душе человеческой, чтобы они выросли в плод достойный покаяния, плод достойный человеческого звания. И матери дано в этих правах многое, и враг рода человеческого, он не дремлет, — он тоже понимает таковые возможности и предпринимает все усилия, для того, чтобы некоторым образом избавить человека от влияния на молодые души и самих матерей, и отсюда придумано такое явление как ювенальная юстиция, как некая другая запретительная и законодательная мера, которая, как всегда это бывает, провозглашает и декларирует нечто доброе, что ради спасения этих малых детей запрещает родителям каким-то образом способствовать формированию маленьких детей. И таким образом любое наказание, может быть, в малейшей степени даже, может рассматриваться как жестокое обращение с ребенком, и зачастую детей просто лишают материнства. И это ужасно. И мы должны знать, что это происки вражьи.
И противостоять этому как можно? Противостоять, прежде всего, своей молитвой, противостоять вдумчивым отношение к воспитанию наших детей, тем, чтобы не тычки и зуботычины их воспитывали, но внушение, добрый пример, прежде всего, и он очень важен. Если они будут получать этот добрый пример, я уверен, на всей их жизни это останется незабвенным, это останется и мерилом их дальнейшей жизни. Это станет и тем их пропуском в Царство Божие, которое открывается пред каждым человеком и которое этот человек должен восхитить, должен, то есть, приобрести, должен некоторым образом и войти.
И вот поэтому-то мы сегодня, прославляя жен-мироносиц, вместе с тем отдаем благодарность нашим родителям и женщинам, которые не потеряли свою веру. И вместе с тем, опять-таки обращаем к ним взоры и верим, что они опять-таки возьмут на свои хрупкие, но крепкие вместе с тем плечи это бремя, — бремя воспитания, бремя созидания семьи, бремя многих и многих забот, которые лежат на них, ради спасения человечества. И мы верим, что это возможно с Божией помощью.
Сердечно поздравляю всех вас с праздником и призываю на вас Божие благословение.
(51)