Действие закона духовной наследственности можно видеть в том, что последствия родительских грехов так или иначе сказываются на детях. Это, на наш взгляд, является, в первую очередь, результатом того, что дети получают от родителей только такой потенциал духовных энергий (т.е. общее среднее его значение в едином организме, состоящем из двух супругов), каким он был у родителей к моменту зачатия младенца. Иными словами, родительская пара («единая плоть» пред Богом), за свои личные грехи лишившаяся в какой-либо мере Божественной благодати, передает тот же (уменьшенный по сравнению с первоначальным, полученным от рождения), духовный потенциал своим детям, и наоборот: родители, стяжавшие (!) благодать своей богоугодной жизнью и добрыми делами, передают детям возросший потенциал благодатных Божественных энергий. Уразумев эту закономерную наследственную связь, пророк Иеремия восклицает: «Ты <…> за беззаконие отцов воздаешь в недра детям их после них» (Иер. 32, 18).
Вполне понятно, что указанный закон действует и в ту, и в другую сторону, т.е. детям передаются и могут в них закрепляться не только родительские пороки, греховные привычки и безблагодатность, но и прямо противоположные качества родителей: любовь к Богу и добродетели, укрепившиеся вследствие значительно возросшего потенциала благодати. О характере действия этого закона со всею очевидностью говорит Создатель Моисею в формулировке, понятной для людей того времени: «Я Господь, Бог твой <…>, наказывающий детей за вину отцов, до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20, 5).
Следует, однако, помнить, что наследственный закон, конечно, не абсолютен и не детерминирует поведение детей. Он отнюдь не отменяет свободу их воли, а это значит, что ребенок из неблагочестивой семьи может, если захочет, с помощью Божией (!) (и Таинств св.Церкви) изменить действие наследственного закона, сознательно удерживаясь от грехов, которыми страдают его родители. Точно также и ребенок благочестивых родителей может сознательно выбрать путь богоборчества. И тех и других примеров история приводит нам вполне достаточно. Тем не менее, наличие подобных фактов не отменяет действия закона духовной наследственности в целом. Именно поэтому во всех народах мира бытуют поговорки, аналогичные нашей: «Яблоко от яблони недалеко падает». В них предельно просто и лаконично выражено действие именно духовного, а не биологического закона наследственности, поскольку в этих поговорках сравниваются только лишь духовно-нравственные качества родителей и детей, а не внешнее их сходство.
Наиболее важным следствием закона духовной наследственности, имеющим прямое отношение к рассматриваемой нами теме («Интерес к сатанизму у молодежи»), является то, что уменьшенный потенциал благодати, полученный младенцем от родителей, позволяет демонам более активно воздействовать на ребенка, а следовательно, легче подчинить его своей воле.
Таким образом, раскрывающийся в духовно-исторической перспективе жизни человечества закон духовной наследственности гласит о том, что ребенок получает от родителей только тот потенциал Божественных энергий, который имели сами родители к моменту его зачатия.
(884)