ВОПРОС: С чего должен христианин начинать свою церковную жизнь?
ОТВЕТ: С выполнения четвёртой заповеди Божьей, которая гласит:
«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота (шаббат — покой еврейск.) Господу, Богу твоему; … ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его». (Исход. 20.8-12.)
Нельзя пугать Субботу — День Покоя с днём, который в современном календаре называется субботой, так как календарная суббота является шестым от понедельника днём недели.
Благословленный же Богом седьмой день недели — Воскресенье, названный так потому, что в этот святой день совершилось величайшее событие — Воскресение из мёртвых Господа нашего Иисуса Христа.
Воскресный день и является для христиан Субботой, днём Покоя, который освящен Богом и в который христианин не должен делать никаких мирских дел.
Это относится и к зарабатыванию денег (некоторые берут работу на дом на выходные или «подрабатывают на стороне»), и к домашней работе (стирка, уборка, приготовление пищи и т.д.).
Только люди, работающие на производстве с «непрерывным циклом» по «скользящему графику», например сталевары, военные, врачи «скорой помощи» и др., не несут на себе греха нарушения заповеди о Субботе.
Также не является грехом в этот день необходимая помощь ближним, уход за больными или престарелыми, посещение заключенных в тюрьмах.
Все же остальные должны так рассчитывать свои дела, чтобы управляться с ними за шесть дней.
Однако нельзя понимать «покой Господу Богу твоему» как ничегонеделание, праздность или возможность предаваться развлечениям.
Воскресный день христианин должен посвящать общению с Богом через посещение храма, молитву, чтение духовной литературы, творение дел милосердия.
Особенно важно в этот день посещение храма, участие в общей церковной молитве, присутствие при совершении главного церковного Таинства — Божественной Литургии.
Именно с этого, с воскресного посещения храма Божия, и начинается церковная жизнь христианина.
Причём, если посещение храма в воскресный день является непременной обязанностью христианина, то это не значит, что в остальные дни посещать храм не нужно.
Напротив, нужно стараться использовать каждую возможность посещения храма, участия в общей церковной молитве, научения проповедью священника, так как именно в храме христианин обретает полноту церковной жизни, наилучшую возможность стяжания Благодати Святого Духа.
Невозможно научиться водить автомобиль не садясь за руль, также невозможно жить церковной жизнью, не посещая храм Божий.
Нельзя также думать, что одно только посещение храма и молитва в нём являются достаточными для полноты духовной жизни.
НЕОБХОДИМО УЧАСТИЕ В ТАИНСТВАХ ЦЕРКВИ.
Мы уже говорили о том, что «не родившийся от воды и Святого Духа» и не причащающийся Тела и Крови Христовых, не имеет возможности войти в Царствие Божие.
Поэтому, предполагая, что начинающий свою церковную жизнь уже принял Святое Крещение, поговорим подробней о необходимости Святого Причащения.
Как мы уже говорили в разделе о Таинствах, Посредством Таинства Причащения христианин реально соединяется со Христом, получает Благодать Святого Духа, которая очищает, освящает всё естество человека, укрепляет его душевные и телесные силы, ограждает его от воздействия демонических «чёрных» сил.
В наше время влияние этих сатанинских сил умножается с катастрофической скоростью за счёт отступления от Бога всё большего количества людей, развращаемых пропагандой вседозволенности, призывами к обогащению как к главной Цели жизни, одурманенных воздействием как на сознание, так и на подсознание оккультной информации, активно распространяемой посредством телевидения, печати и радио.
Всё большее количество людей приобщается к непосредственному общению с демонами, начиная заниматься колдовством, магией, оккультным целительством, гаданиями, обращаясь к называемым Священным Писанием «человекоубийцами»: колдунам, бабкам, экстрасенсам, астрологам и прочим, явным или замаскированным, слугам сатаны.
Растет число приверженцев скрыто-демонических восточных религий, явно или тайно сатанинских сект типа кришнаитов, аумсинрикёвцев, виссарнионитов, да и просто вышедшей из подполья Церкви Сатаны. Современная музыка, фильмы, реклама в большинстве своём оказывают массированное разрушительное воздействие на человеческие души.
Единственным препятствием на пути распространения оккультной эпидемии, спасительным убежищем души является Церковь Христова, вооружённая непобедимой Силой — Благодатью Святого Духа.
Поэтому современному христианину необходимо чаще укреплять свою душу Благодатью через Причащение Святых Христовых Тайн.
По православной традиции, перед причащением христианин обязан приготовить свою душу к соединению с Господом, очистив её от грехов в Таинстве Покаяния.
Эти три действия: посещение храма, участие в таинствах Покаяния и Причащения — и являются началом и основой церковной жизни православного христианина.
Итак, если вы решили начать свою церковную жизнь, вам необходимо:
1. Обратиться с молитвой к Богу, прося Его даровать вам чистую, глубокую Веру, без которой нет спасения души.
2. Приобрести Священное Писание и прочитать Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Причём, прочитав его первый раз полностью, вновь открыть его сначала и каждый день читать по одной — две главы, не торопясь, внимательно, размышляя над прочитанным, стараясь вникнуть в смысл заложенного в тексте Божественного Откровения.
Современному человеку можно начинать знакомство со Священным Писанием с прочтения Детской Библии, в которой простым доступным языком изложена вся история взаимоотношений Бога и человека, кратко и ясно описаны земная жизнь Господа Иисуса Христа и Его учение о Царствии Божием.
Желательно также приобрести и прочитать «Закон Божий», книгу, в которой объясняются основы вероучения. Заповеди Божьи, основные молитвы, правила по ведения в храме.
3. Приобрести и начинать чтение святоотеческих книг, составляющих сокровищницу духовных знаний.
Подбор святоотеческой литературы для чтения есть дело сугубо индивидуальное, совершаемое по благословению духовного наставника, но есть авторы, чьи труды, безусловно, понятны и полезны всем. Это: епископ Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский, священник Григорий Дьяченко.
Из современных авторов можно рекомендовать книги иеромонаха Серафима Роуза, архимандрита Иоанна Крестьянкина, архимандрита Амвросия Юрасова. И, конечно же, бесспорно душеполезное для всех чтение — Жития Святых.
4. Для того, чтобы начать обучение молитве, а молитва — это отнюдь не простое дело, необходимо приобрести «Православный Молитвослов» — сборник молитв, составленных святыми отцами, людьми, всю свою жизнь посвятившими служению Богу и настолько очистившими свои души, что Господь сотворил их сосудами Благодати, проводниками Божественного Откровения.
Можно сказать, что Сам Дух Божий продиктовал святым отцам тексты молитв, которые Церковь впоследствии включила в сборник для всеобщего употребления.
5. Необходимо молить Бога о даровании вам духовного руководителя — священника, которому вы смогли бы доверить свою душу для духовного руководства, «окормления» (от слова «кормчий» — человек, управляющий кораблём).
Проблема духовного руководства — это одна из важнейших проблем в духовной жизни христианина.
(35)