После 1917 года и гражданской войны в Слюдянке в 1920 году была восстановлена Советская власть. Именно тогда был заложен фундамент классовой борьбы, изуродовавшей миллионы судеб. Нагнеталась атмосфера напряженности и тревоги. Пролетарские праздники сопровождались декларациями о недремлющих врагах, об империализме, мечтавшем задавить молодую республику.
В 1922 году было проведено изъятие церковных ценностей из Слюдянской церкви. Было «изъято два серебряных сосуда с принадлежностями, один напрестольный крест, одно серебряное кадило, три иконных ризы. Общий вес изъятого составляет 10 ф. 36 золот. серебра».
Несмотря на такую атмосферу Свято-Никольская церковь выполняла свои функции вплоть до 1929 года.
В 1929 году церковь была закрыта. Есть версия, что причина для закрытия церкви была следующая: были найдены при обыске за иконами револьверы и другое оружие, а в подвале церкви — пулемет. Об этом свидетельствует Леонов Геннадий Михайлович, работавший заведующим музеем Слюдянского депо. Его воспоминания были записаны Яковец Р.Л. в 1987 году. Мне кажется, что эта версия очень похожа на стандартные выдуманные обвинения в контрреволюционной деятельности. По такой схеме были упрятаны в тюрьмы, жестоко замучены и расстреляны сотни священнослужителей и мирян, закрыты и уничтожены сотни храмов по всей России. Да и читая о заслугах и наградах слюдянского настоятеля о. Михаила (а награды в то время давали далеко не просто так), не подумаешь, чтобы этот мудрый священник, возглавлявший приход более чем 14 лет, награжденный Высочайше утвержденной медалью Красного Крестав память об участии в Русско-Японской войне, стал бы держать за святыми иконами оружие.
«Воинствующие безбожники», а это была конкретная организация, участники которой платили взносы, имели членские билеты, объявили религию «опиумом для народа», а священно-церковнослужителей и вообще верующих «врагами народа» и «вредными элементами». На Слюдянской церкви была разобрана колокольня и шатры центрального части, устроены наружные лестницы, сброшены колокола и кресты, а на иконе Спасителя на «горнем месте» видны отверстия от пуль. Другие иконы были выброшены, слава Богу, не сожжены. Их разрешили разобрать верующим по домам.
В этом же 1929 году сгорел «Народный дом», который часто предоставлял свою сцену комсомольцам, как их называли тогда, — «синеблузникам». Сильно не переживая, они заняли здание церкви. Устроили на амвоне сцену, в алтаре была гримерка, в помещении церкви поставили скамейки, оно служило зрительным залом. Назвали безбожники церковь клубом «имени 1 мая».
Е. И. Якубовская вспоминает, как в те годы в церкви, переделанной под клуб, играли «Разлом», «Платона Кречета» и другие пьесы. Она сама, будучи 15-ти летней девочкой играла сестру Платона.
жили солдаты, а их командир стоял у нас на квартире», — вспоминает Якубовская.«Это была команда бойцов, прикомандированных к Слюдянскому эвакогоспиталю. Они плотничали…, были грузчиками, охранниками, их использовали везде, где были нужны сильные мужские руки и навыки».
На фотографиях, добытых мной у Силантьева Владимира Петровича, видно, как перед церковью сидят на стульях и лавках партизаны, а перед ними выступает молодой человек в форме. На обороте одной из фотографий надпись: «Симоненко Константин Симонович приветствует партизан г. Слюдянка». На воротах церкви огромный портрет Сталина с надписью: «Сотрем с лица земли фашистских шпионов !». Один из слушателей средних лет в военном кителе и фуражке спит сидя. Другой спящий пожилого возраста, в шапке ушанке. Остальные выглядят весьма устало… Говорят, что во время закрытия храма православные собирались в одном им только известном месте.
Так продолжалось до послевоенного потепления. Коснулось оно и Слюдянской церкви. Оскверненная церковь в изуродованном виде была отдана верующим в 1947 году, и с 27 апреля того же года в храме возобновились богослужения.
(58)