За шесть выездных экспедиций духовно-патриотического лагеря «Эхо поколений», в которых принимала участие православная молодежь Нижневартовского благочиния, была проведена большая работа. По благословению Его Высокопреосвященства Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия на местах кровопролитных боев в годы Великой Отечественной войны на перевалах главного Кавказского хребта в Туапсинском районе установлено три поклонных Креста и один на высоте Гейман.
Священнослужители, принимавшие непосредственное участие в этих мероприятиях, освятили установленные Кресты и отслужили заупокойные литии за всех православных воинов за веру и Отечество жизнь свою положивших.
Многие поисковые отряды, работавшие на местах кровопролитных боев, подняли из небытия тысячи имен погибших воинов, считавшихся пропавшими без вести. Нет слов, чтобы выразить ту благодарность, которую они заслуживают. Основная направленность наших выездных лагерей заключается в возрождении древней православной традиции установления памятников и православных Крестов на братских могилах и на местах былых сражений. Кресты на вершинах перевалов – некая отметка границы в духовном понимании. С одной стороны, Крест — память о погибших, с другой – утверждение Православия. Поисковые отряды делают нужное, Богоугодное дело, восстанавливая память о павших и неизвестные страницы истории.
Новое — это хорошо забытое старое. Вот и мы ничего нового в патриотическом воспитании подрастающего поколения не изобрели. А всего лишь позаимствовали уже наработанную практику воспитания молодежи, тех времен, когда понятие патриотизма было на одном уровне с долгом перед Родиной, а история государства неразделима с Православной верой. Была еще гордость, не гордыня, а гордость за своих великих полководцев, за своих «чудо- богатырей», как назвал русских воинов великий генералиссимус А.В. Суворов, гордость за Россию.
Первым памятником в истории России на братской могиле русских воинов был православный храм Рождества Пресвятой Богородицы, который благоверный князь Димитрий Донской приказал возвести на месте захоронения воинов, погибших на Куликовом поле. Здесь родилась Великая Россия! Здесь, по словам историка, «произошло крещение кровью Московского государства»! Навечно остались в памяти поколений, в героических былинах и сказаниях, бронзе и граните монументов воинызаступники, воины герои-освободители. «Примеры предков утверждают дух потомства», – говорил митрополит Московский Филарет.
Мысль продолжить православную традицию увековечения памяти погибших воинов родилась у нас, когда ребята были в первом походе в 2003 года, и сидя вечером у костра, перебирали собранное военное железо и говорили о найденных останках бойцов. Именно тогда там, на перевале, где каждая пядь земли была полита кровью наших солдат, местных жителей, стоявших под бомбежкой живой цепью от подножия перевала до вершины и на руках передававших наверх военное снаряжение и спускавших раненых, пришла идея установить в этих горах поклонный Крест. 26 июля одна группа ребят села в поезд в г. Нижневартовске, другая в г. Лангепасе и поехали в Екатеринбург, где нас ожидала пересадка на поезд, шедший до Туапсе. В Екатеринбурге мы посетили Храм-на-Крови, построенный на месте убиения Царской семьи.
И вот мы в Туапсе. Нас встречает автобус, который доставил нас до п. Шепси. Накануне похода все поехали в город, где посетили музей обороны Туапсе и храм в честь Святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца. В музее нам подробно рассказали, как шли бои в местах, где мы будем находиться.
Собрав вещи, палатки, мы выехали в горы!!! Выгрузились на второй Гунайке. Один из парней повернулся лицом к высоте Гейман и громко крикнул: «Здравствуйте, горы»! Наступила полная тишина, смолк гам ребят. Те, кто приехал не в первый раз, повернулись в сторону горы и стали смотреть на ее вершину, зная, что там стоит установленный ими в 2006 году православный Крест. Остальные мальчишки с недоумением смотрели то на высоту, то на ребят, еще не понимая, куда они попали и что их ожидает. Вот так началась наша очередная, шестая по счету поисково-трудовая экспедиция в горах Туапсинского района.
Для поддержания порядка, дисциплины и ответственности в отряде были предусмотрены определенные послушания. Был составлен график дежурств по лагерю и по кухне. Участники лагеря сами готовили завтрак, обед и ужин. За время нашего выездного лагеря мы провели ряд запланированных мероприятий: посетили православные храмы города, провели спортивные соревнования по стрельбе, плаванию, футболу, бегу, разжиганию костра, установке палатки. В один из дней мы посетили высоко в горах восьмидесятилетнего пустынника, с которым состоялась духовная беседа. Ездили мы также в паломническую поездку в Свято-Михайловский мужской монастырь, находящийся в Адыгее, посетили пещерный храм и кельи подвижников, искупались в святом источнике великомученика и целителя Пантелеимона. Ну и, конечно, отдыхали на море.
Самое же главное – мы прошли намеченным маршрутом в районе высоты Гейман, где провели поисковые работы, а между высотой Индюк и высотой Круглая, на месте захоронения павших воинов в годы Великой Отечественной войны, установили поклонный Крест. Настоятель храма в честь Покрова Божией Матери иерей Иаков Мусс освятил крест и отслужил заупокойную литию. Также литии были совершены на высотах Гейман и Семашко у установленных нами ранее Поклонных Крестов.
Еще об одной заупокойной литии стоит сказать отдельно. Отслужили мы ее на высоте Индюшка, где в 1942 г. наши бойцы своей кровью окропили эти скалы. По истечении более 60-ти лет, в 2004 году молодые потомки павших воинов установили крест, над которым безбожники местные надругались. Это нас сильно огорчило, потому что эти люди не могут понять, что, уничтожая святыню, они физически уничтожают себя.
Мы всем отрядом решили, что православная святыня будет стоять на этой скале и мы никому не позволим больше уничтожать нашу память, память о великом подвиге нашего народа, память о великих годах нашей истории, память о древних православных традициях.
Опыт экспедиций прошлых лет и нынешнего года показывает, что преодоление боевых высот выявляет способности и недостатки каждого участника и стимулирует их исправление, способствует усвоению навыков терпения, выносливости в экстремальных условиях. Сама среда пребывания, лишенная привычных благ цивилизации, ежедневное совершение молитвенного правила, присутствие священника среди молодых участников лагеря содействует их духовному становлению и укреплению в вере.
Диакон Сергий Матвеев,
штатный клирик храма Рождества
Христова. г. Нижневартовск.
В.А. Чепурной,
член Общественной палаты
ХМАО – Югры,
Руководитель духовно-патриотического
объединения православной
молодежи «Эхо поколений», г. Покачи
(143)