Ирина Чульцова
В январе этого года прошел ежегодный слет Объединения молодежи Белорусской Православной Церкви. «Современное молодежное служение» — так звучала тема слета, которая объединила участников из разных уголков Беларуси. Ребята смогли пообщаться друг с другом, подвести итоги предыдущего года и запланировать общие мероприятия на текущий, встретиться с интересными людьми. Кстати, на нынешнем слете такими интересными людьми были гости из Свято-Троицкого Ионинского монастыря города Киева — наместник архимандрит Иона (Черепанов), игумен Иоасаф (Перетятько) и психолог Анна Лелик. Они с удовольствием беседовали с ребятами, делились опытом. «Молодежка» Ионинского монастыря давно известна не только на Украине, но и в России и Беларуси. Киевские волонтеры помогают больным, сиротам, старикам. В общем, берутся за любое доброе дело.
На слете киевляне не только рассказали о молодежном движении при монастыре, но и о помощи православной психологии в решении личных проблем ребят.
О деятельном Православии
Архимандрит Иона (Черепанов): В нашем монастыре ведется активная работа с молодежью. Поэтому часто говорят, что у нас миссионерский монастырь. Но кто у нас бывал, тот знает, что все-таки монастырь является монастырем, где мы, насельники, стараемся приблизиться к монашескому образу жизни — и это основное делание монахов, а подельем является работа с молодежью. Наш «моторчик» в работе с молодежью — отец Иоасаф. Помогает ему давнишний друг монастыря священник Иоанн Транько и психолог Анна Лелик.
Украина очень пестра в конфессиональном отношении. Особенно Киев, куда съезжается молодежь отовсюду. Поэтому мы создали проект, чтобы привлечь ребят в деятельное Православие. В наших миссионерских проектах воцерковленных ребят, наверное, чуть больше половины. Остальные только формально являются православными. Но многие, общаясь с воцерковленными сверстниками, со временем приходят в храм.
Все наши социальные проекты возникли вокруг так называемой «молодежки». По четвергам ребята собираются в монастырском храме на чаепитие. На собрания приходят два священника: отец Иосаф и отец Николай Могильный. К слову, отцу Николаю нет еще и сорока, а у него уже восемь детей. Причем все дети уникальные. Даже когда они вместе, от них не слышно ни звука. Удивительно, как он сумел построить так отношения в семье, два раза детям он ничего не повторяет.
Моя задача сводится только к стратегическим вопросам: поддержать или отклонить какую-то инициативу. В общем, помочь тем, кто реально трудится.
Игумен Иоасаф (Перетятько): Отец Иона сказал, что я моторчик «молодежки». Современные двигатели могут разгоняться до трехсот километров в час, но стоят ограничители. В нашем случае отец Иона как раз и есть этот ограничитель.
Со времен моих школьных дней, когда я учился и был комсомольцем, главное, что я не мог и не могу понять до сих пор, — это инфантильное отношение людей к жизни. Я честно скажу, что для меня Православие явилось толчком к бунту против определенных стереотипов. Думаю, что наша «молодежка» также может подтолкнуть ребят на изменение своей жизни.
«Молодежка» — это определенная субкультура. А субкультура — это противопоставление себя обществу, как правило мещанскому, и создание своей собственной культуры, языка, атрибутов, собственного отношения к жизни. Мы должны становится православными не только потому, что ищем смысл в жизни, но и потому что бунтуем против мещанских стереотипов.
Православный человек должен быть дерзким. Но следует помнить, что дерзость и хамство — это разные вещи. Наша задача в молодежке как раз разбудить эту дерзость в молодом человеке. Чтобы он, в конце концов, разобрался, чего хочет от жизни. Хочет по-настоящему идти на смерть, идти на крест, идти на войну, идти умирать или он хочет спокойно прожить эту жизнь.
Я замечаю, что в Церковь молодые люди приходят и вначале горят. Но хождение на службы, соблюдение постов приводит человека в состояние 100%-й инфантильности. И получается, что в церковной среде собираются самые инфантильные существа в мире. Такое ощущение, что они в Церковь не для жизненного подвига приходят, не для того, чтобы пробовать жизнь на вкус и крепость, а убегают от нее, прячутся. Поэтому на наших собраниях мы с отцом Николаем пытаемся разбудить чувства в молодых людях.
Я думаю, что молодой человек вообще не должен спать. Он должен страдать от любви, от того, что не может найти свое место, от того, что не знает в чем смысл жизни. Да, смысл жизни у нас у православных один — достичь Царствия Небесного, но это высший смысл. А кроме высшего смысла существует еще и смысл земной.
С отцом Николаем у нас получается хорошая связка. Мы с ним как раз напоминаем тандем, когда человек, посмотрев на нас, может выбрать свой путь. Что самое интересное, не смотря на то, что отец Николай священник и у него восемь детей, приход, он еще настоятель тюремного храма, который построил по собственной инициативе. Кроме этого по городу он передвигается на мотоцикле. Для молодых людей он настоящий авторитет.
Правильная психология
Игумен Иоасаф (Перетятько): В работе с молодежью нам очень помогает психологическая служба, за которую отвечает Анна Лелик. Церковь может взять под свое духовное руководство все три составные части человека: дух, душу и тело. Дух излечат Таинства, тело — помощь другим людям. А душе поможет православная психология.
В жизни бывают перекосы, когда люди слишком много внимания уделяют телу, забывая о душе и духе. Некоторые так увлекаются психологией и душой, что заходят в мистические дебри. А есть люди, которые занимаются только духом. К сожалению, святые отцы называют таких людей находящимися в прелести. Все необходимо и все нужно лечить. Лечить правильными физическими нагрузками, правильной психологией, каноническими Церковными Таинствами. Психолог — это не советчик. Психолог — это человек, который помогает найти путь, по которому человеку все равно придется идти самому.
Существуют мнения, что психология не нужна. Слава Богу, отец Иона благословил меня окончить институт психологии им. Шевченко. Я убедился, что, как и в любой науке, в психологии тоже есть правильное и неправильное. Анна проводит занятия для личностного развития. Половина ребят, которые прошли эти занятия, сейчас активные координаторы наших социальных проектов. Я приведу пример лишь одного молодого человека, который сейчас отвечает за помощь одиноким старикам. Раньше этот парень, когда я к нему подходил, молчал. Я не мог понять почему. Спросил у Анны. Оказалось, что он просто стеснительный. Посетив психологические занятия, человек взял на себя ответственность вести целое направление. Да, он так же заикается и краснеет, но делает.
Психолог Анна Лелик: Мирская психология предлагает найти путь к себе, обрести себя. Православная психология говорит о том, что нужно идти от себя, нужно свою душу потерять, для того чтобы потом ее обрести. На наших психологических занятиях мы учимся забывать о себе и думать о ближних. Именно для этого я предлагаю молодежи реализовывать себя в волонтерской работе. Ребята лучше познают себя через самоотречение, самопожертвование.
На групповых занятиях поднимаются вопросы, которые волнуют всю молодежь. Позиция психолога такова, чтобы не учить «как надо», а помогать разобраться в том, что уже есть и как это можно изменить. Слово «изменение» — это главное слово в психологии, которое ведет к покаянию.
Я называю наши занятия «группами проживания». То есть это микро-жизнь, участники группы ведут себя абсолютно так же, как и в обычной жизни. Благодаря реакции других людей, они могут лучше себя узнать. И с тем, что они нашли для себя или узнали о себе, они идут в большую жизнь.
С волонтерами я стараюсь глубоко не копать, потому что человека можно и травмировать. Поэтому мы проводим занятия в достаточно легкой форме. Курс рассчитан на 20 встреч. Проводятся они два раза в неделю. Обязательно включена фильмотерапия — лечение фильмом и библиотерапия — лечение книгой. Например, с последней группой мы читали «Обломова» Ивана Гончарова и смотрели фильм Отара Иоселиани «Жил певчий дрозд». Фильм или книга иногда больше помогают, чем слова психолога.
P.S., Спаси Господи, архимандрита Иону и всех его помощников за то, что не оставляют молодое поколение, трудятся во славу Божию и находят время приезжать к нам в Беларусь.
(122)