Удивительны сплетения судеб человеческих. Бывший настоятель Свято-Никольской церкви Слюдянки Владимир Михайлович Шарунов вот уже лет 10 как ушел в мир иной, а он по-прежнему с нами, в наших жизнях, наших судьбах.
Давненько собиралась я заняться собирательством исторических сведений о нем, поскольку то и дело слышу добрые воспоминания от жителей нашего района. Вот и в последние месяца три мысли об этом то и дело тревожили душу. И, как оказалось, не напрасно.
В начале февраля приехала в редакцию наша добрая знакомая из села Тибельти Анна Федоровна Заикина и привезла с собою православную газету под названием «Православная Бурятия».
– Почитайте, дорогие мои, – первым делом заговорила Анна Федоровна. – Здесь о нашем слюдянском батюшке написано – о Владимире Михайловиче Шарунове. Оказывается, до 1962 года он служил в Успенском храме в городе Кяхте. Об этом обязательно должны узнать люди, ведь он прошел там через гонения!
К слову сказать, Успенская церковь г. Кяхты известна тем, что там находится чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных». В этой церкви я побывала накануне нового года, и вдруг – неожиданное известие, связанное именно с нею и незабвенным Владимиром Михайловичем.
Но вернемся к публикации в православной газете Бурятии.
«Очень редкий исторический и духовный факт, – сообщает в номере от 1 ноября 2012 года протоиерей Олег Матвеев, – церковь Успения г. Кяхты в советский период закрывалась и открывалась дважды (во всяком случае, по Бурятии такого факта больше нет) – в 1938 и 1962 годах и открывалась после закрытия в 1946 и 1989 годах. Второе ее закрытие в 1962 году выпало на антирелигиозную компанию 1958 – 1964 гг. Пик ее приходился на 1959 – 1962 гг. За период с 1959 по 1964 год, за пять с небольшим лет, в Сибири было закрыто 33 церкви и молитвенных дома, или 35% от общего количества (94) по состоянию на 1959 год. А всего по стране было закрыто половина приходов и три четверти монастырей. В самые пиковые годы закрывалось по стране 150 церквей в день.
Наибольший ущерб «хрущевские гонения» принесли верующим в следующих регионах Сибири. В Алтайском крае было закрыто 8 из 11 церквей и молитвенных домов, или 73%, в Тюменской области – 7 из 15, или 46%, в Красноярском крае – 7 из 18, или 39%, в Новосибирской области – 3 из 7, или 43%. В Читинской области, Бурятской и Тувинской АССР было закрыто по одной церкви и оставлено властями по одному приходу на регион. Вот эта «одна закрытая церковь» в Бурятии и есть Успенская церковь г. Кяхты.
У советской власти в то время сложилась определенная методика закрытия церквей. Согласно утверждениям официальной пропаганды, церковь в СССР не преследовалась, просто по мере продвижения советского общества к коммунизму исчезали объективные и субъективные предпосылки для появления религиозного сознания. Поэтому советским чиновникам необходимо было хотя бы формально иметь убедительные причины закрытия церквей».
Как пишет протоиерей Олег Матвеев, в Кяхте перед закрытием церквей в органы власти поступали письма учителей с ходатайством об их закрытии. Применилась в Кяхте и обыкновенная заготовка – проверка финансово-хозяйственной деятельности прихода.
«Проверка Успенского прихода, – пишет автор публикации, – проходила с 1961 года по май 1962 года и выявила, как и ожидалось, «грубые нарушения финансовой дисциплины». К закрытию церкви готовились основательно,продумывали и последствия закрытия. Уполномоченный пишет в отчете: «Недовольства верующих и жалобы против закрытия, безусловно, могут быть, но, по заверению местных органов власти, никакой опасности не представляют». И, действительно, жалобы верующих пошли вплоть до Президиума ВС СССР. Верующие Кяхты боролись за церковь письменным образом до 1988 года и добились того, что Успенская Кяхтинская церковь была открыта в то время первой в Бурятии, а приход был создан в Кяхте в 1986 году.
По воспоминаниям верующих, в тот осенний день 1962 года, когда пришли запирать церковь, народу собралось очень много. Люди возмущались. Была милиция. Одна бабушка с ключом от дверей храма убежала и спряталась. Ее поймали, водили в прокуратуру, ключ забрали. Вывозили иконы и утварь из храма на автомобиле в краеведческий музей. Часть икон люди растащили по домам, чтобы сберечь.
Накануне закрытия церкви священник Успенской церкви Владимир Шарунов с женой и тремя детьми «пешком огородами ушел в Наушки», а оттуда добрался до Иркутска».
Были все основания полагать, считает протоиерей Матвеев, что перед закрытием храма священник будет арестован, ведь в 1961 – 1965 гг. по религиозным мотивам в стране было осуждено 1234 человека.
«В отношении отца Владимира, – сообщается в газете «Православная Бурятия», – осуществлялось большое давление. Ему предлагали хорошее место на фабрике в Слободе (один из микрорайонов Кяхты – прим ред.), хорошее жилье, лишь бы он открыто заявил, что «сильно ошибался, а теперь исправил свою ошибку и отказался от Бога». Такая «торговля» не состоялась. Более того, к отцу Владимиру приезжал бывший Иркутский благочинный, отказавшийся от церкви, и пытался склонить кяхтинского священника к тому же – т.е. отказаться от Церкви, от Бога и веры.
Всего в те годы в СССР из тринадцати тысяч священников нашлось 200 человек-предателей, которые отказались от сана и выступили с атеистическими лекциями.
Впоследствии священник Владимир Шарунов долгие годы служил в Никольской церкви в Слюдянке. Он умер в начале 2000-х годов и похоронен в Слюдянке у церкви».
Вот такие добрые воспоминания о нашем слюдянском батюшке сохранились в Бурятии и в городе Кяхте. А нашим читателям мы предлагаем поделиться своими воспоминаниями о Свято-Никольской церкви Слюдянки и ее служителях, о В.М. Шарунове, о церквях всех сел и поселков нашего района. В истории их создания, духовной работы и безвинной погибели много заслуживающего нашей памяти.
Материал в печать подготовила Марина Полторадядько.
Районная газета «Слюдянка», номер от 1 марта 2013 г.
Назад к списку
(201)