К 1914 году в Слюдянском Свято-Никольском приходе состояло более 500 дворов и около двух тысяч ста прихожан. Прихожане посещали церковь в будние дни по мере необходимости, но на воскресные и праздничные богослужения приходить старались почти все. И так как помещение церкви уже не могло вместить всех желающих, было разрешено разобрать старую, перенесенную из пади «Половинка», и построить новую.
Новое здание было построено служащими постройки 2-го пути Кругобайкальской железной дороги. На постройку церкви было выделено «монаршей щедростью» 2000 рублей из государственной казны и 3250 рублей, ассигнованных Думой по смете Министерства путей сообщения на подведение фундамента. Кроме того, с разрешения епархиального начальства на строительство были потрачены остатки церковных доходов и пожертвования со стороны прихожан. В новой церкви, так же, как и в первой, был один престол во имя святителей Николая Чудотворца и Иннокентия Иркутского и мученицы Татианы.
Церковь построена в псевдорусских формах с элементами русского модерна. По облику она походила на теремок с шатрами, кокошниками, маковками, такая архитектура характерна для русского стиля второй половины XIX и начала XX веков Этот стиль в архитектуре называется периодом полного распада древнерусского деревянного зодчества.
Здание церкви — деревянное, одноэтажное. Фундамент и цоколь — из байкальского мрамора. Стены сложены из бревен, рубленых в углах с остатком, цокольная часть и фриз обшиты дощечками, карнизы украшены подзорами. Храм в плане имеет форму креста.
В северном и южном прорубах имеются две двери, ведущие на мраморные крыльца. Алтарь имеет два узких окна и две маленькие пристройки, выполнявшие, по всей видимости, роль пономарки и ризницы.
Главный вход был с западного трехстороннего мраморного крыльца, над которым на столбах установлен шатровый навес.
Притвор разделен на три части: слева — комната, внутри которой находится лестница, ведущая на колокольню; справа — помещение для сторожа (сейчас здесь находится просфорня) и сквозное помещение, пройдя через которое, человек попадал в храм. Отопление было предусмотрено печное, печей было пять, из них одна в алтаре. Над притвором возвышалась колокольня с типовым завершением и маковкой с крестом.
Над крышей центральной части был устроен четверик, а над ним возвышался шатер с маковкой. На каждом углу этой кровли, в плане представляющей квадрат, возвышались на барабанах четыре малых маковки. Это видно, хотя и не очень отчетливо, на единственной сохранившейся фотографии того времени.
Кроме того, малые маковки были еще над двумя навершиями, установленными по обе стороны от колокольни, а так же над шатровым навесом над главным крыльцом.
Это очень хорошо видно на фотографии. Рената Леонидовна Яковец, слюдянский архитектор, художник, еще до того, как увидела эту фотографию, пыталась отобразить первоначальный облик церкви на бумаге. И во многом она оказалась права. Действительно, на фотографии, которая представляет собой вид церкви с западной стороны, за колокольней едва заметна та самая шатровая конструкция, изображенная на ее рисунке. По данным Яковец, автором проекта был православный немец Гюнтер. Это объясняет то, что «сквозь деревянную архитектуру проглядывают неуловимые готические черты».
Церковь была построена «крыльцо в крыльцо» с вокзалом
и представляла вместе с ним лицо станции — будущего города. Из дверей храма к дверям вокзала вела аллея, обсаженная акациями.
Около церкви и в близлежащей местности были оставлены одиночные деревья от старой тайги. Некоторые были выше церковной колокольни и вокзального шпиля.
По воспоминаниям Быкова Владимира Петровича, слюдянского старожила, краеведа и геолога, «дорогу около вокзала и проезды вокруг церкви замостили булыжником, привезенным с берега Байкала. Осталась не замощенной только северная сторона, где проходил Московский тракт, проложенный в 1863 году. Улицу назвали «Вторая вокзальная». С одной стороны улицу застроили магазинами и лавчонками». О каменной мостовой мне рассказывали и другие слюдянцы, в том числе и Силантьев Владимир Петрович — главный редактор газеты «Славное море», местный краевед. Ограда церкви была чугунная литая художественная, но куда она делась потом, неизвестно. Новопостроенная церковь была освящена 29 декабря 1915 года.
Настоятелем новой церкви стал Михаил Болдовский, который, впрочем, занимал эту должность с 1911 года, после окончания Иркутской Духовной Семинарии.
(108)