Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

АНТИПАСХА.. ФОМИНО ВОСКРЕСЕНЬЕ.Проповедь. Ссылки

Корабль ВоскресенияСергей БелозерскийКорабль Воскресения

Тем, кто не верит во Христа, приходится жить в довольно странном мире — им приходится верить в то, что в основании всей европейской культуры лежит несуществующее событие. Это событие, которое изменило все лицо мира, событие, запечатленное в неисчислимом множестве храмов, фресок, картин, книг, событие, оказавшее определяющее воздействие европейскую ментальность, философию, право, на то, как даже абсолютно неверующие люди европейской культуры видят мир. Неверующим приходится считать, что в основании всего этого лежит событие, которого не было.


Антипасха.

Антипасха (от греч. ?ντι- — вместо-, напротив- и Пасха), Фомина неделя, Фомино воскресенье — праздник, празднуемый в следующее воскресенье после Пасхи. Один день Пасхи – длится семь дней, и двери Царских Врат в храмах не закрываются всю Светлую Седмицу. Богослужения Фомина воскресенья связано с воспоминанием двух явлений Воскресшего Господа Иисуса Христа апостолам — собственно вечером Светлого Воскресения (десяти апостолам, Фома отсутствовал) и «после восьми дней» одиннадцати апостолам, в числе которых был и Фома, который прежде сказал: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20:25). Общее для всех богослужебных обрядов евангельское чтение этого дня — Ин.20:19-31

Своим явлением апостолу Фоме, воскресший Господь уверяет, что Он имел по Воскресении не мнимую, призрачную плоть, а действительную пречистую, с которою был пригвожден ко кресту и на которой остались от того, даже по Воскресении, язвы.

Это явление Христа апостолам утверждает веру в истинность Воскресения Христова и напоминает завет Самого Спасителя: «блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин.20:29).

Первое упоминание об Антипасхе содержится в антиохийских по происхождению «Апостольских постановлениях» (около 380 года), а описание иерусалимского богослужения в этот день — в «Паломничестве Эгерии» (около 400 года). По действующему Иерусалимском уставу богослужение Антипасхи совершается по чину двунадесятых Господских праздников, хотя сам день к таким праздникам формально и не относится. Так великая вечерня и утреня посвящены только Антипасхе, то есть поются по Триоди цветной, а воскресная служба текущего гласа отменяется; на литургии поются не воскресные, а праздничные антифоны; вечером самого праздника совершается вечерня с великим прокимном («Кто Бог велий, яко Бог наш» — Пс.76); попразднество продолжается до следующей субботы.

Тропарь Антипасхи:
Запечатану гробу, живот от гроба возсиял еси Христе Боже, и дверем заключенным, учеником предстал еси, всех Воскресение: Дух Правый теми обновляя нам, по велицей Твоей милости.

Кондак Антипасхи написан Романом Сладкопевцем, стихиры на «Господи, воззвах» — Иоанном Дамаскиным. Поэтические песнопения Антипасхи последовательно охватывают все основные темы праздника.

http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=1612

http://media.pravmir.ru/gazeta/29_04_2011.pdf

Назад к списку

(715)

Перейти к верхней панели