«Не стоит город без святого, селение без праведника»
Русская пословица
Праведность единственного святого благословляет все селение, поэтому так же, как мы едем в Троице-Сергиеву лавру к преподобному Сергию, в Саровскую пустынь – к Серафиму Саровскому, так же едем и в село Ангу – на родину святого Иннокентия Московского.
На основе исторических экспонатов музея села Анги перескажем и иллюстрируем его житие.
26 августа 1797 года в глухом сибирском селе Ангинском, что в Иркутской губернии, у пономаря церкви святого Ильи Пророка Евсевия Попова родился сын Иван. Кто мог бы подумать, что это был будущий митрополит Московский и Коломенский Иннокентий.
Маленький Ваня Попов, был на редкость смышленым. К восьми годам он уже читал в храме за богослужением Апостол, да так, что доставлял прихожанам большое утешение.
В шесть лет Ваня осиротел – умер его отец, и мать, имея на руках еще троих маленьких сирот, вынуждена была отдать Ваню на воспитание брату покойного мужа – Димитрию Попову.
Дмитрий Попов многому научил маленького племянника, которому все эти знания пригодились в дальнейшей многотрудной жизни.
В девять лет Иван был привезен в Иркутск и определен в духовную семинарию.
В 1814 году в семинарии разрешили переменить фамилии ученикам. Так Иван Попов стал Вениаминовым, получив фамилию в честь умершего в том году уважаемого всеми епископа Иркутского Вениамина (Багрянского).
В 1817 году, за год до окончания семинарии, Иван Вениаминов вступил в брак и был посвящен в диакона иркутской Благовещенской церкви (В Иркутске она не сохранилась).
В начале 1823 года было получено предписание от Святейшего Синода послать священника на Алеутские острова (остров Уналашку) для просвещения светом Христовой веры тамошних инородцев.
Однако, боясь дальности расстояния и суровых условий жизни, никто из духовенства ехать не хотел. О том, как появилось желание у отца Иоанна отправиться в столь далекое путешествие, он сам написал много лет спустя: «Когда этот же выходец тех мест, Иван Крюков, стал рассказывать об усердии алеутов к молитве и слушанию Слова Божия – то я вдруг и, можно сказать, весь загорелся желанием ехать к таким людям.» 7 мая 1823 года отец Иоанн выехал из Иркутска со своим семейством, которое состояло тогда из старушки-матери, жены, годовалого сына и брата.
Сначала отправился он на свою родину, в село Ангинское, а оттуда на павозке (род баржи) по реке Лене до Якутска. Это была трудная и долгая дорога. 29 июля 1824 года, более чем через год, они благополучно прибыли на место.
Приехав на Уналашку, отец Иоанн Вениаминов нашел крайнюю скудость. На острове не было даже храма, и Богослужение совершалось в ветхой часовне. Поэтому первой заботой отца Иоанна было построение храма, что оказалось делом нелегким, так как из алеутов никто работать не умел, и миссионеру пришлось предварительно обучать их плотничному, столярному и другим ремеслам.
Одновременно он усердно изучал алеутский язык, и алеуты с радостью стали принимать православие.
Помимо Уналашки, отец Иоанн Вениаминов часто бывал и на других островах, наставляя свою паству и проповедуя Слово Божие. Невозможно себе представить те трудности и опасности, которые ему приходилось переносить в подобных путешествиях, совершавшихся на утлой туземной лодке в холод и непогоду.
Но зато он утешался во время бесед с алеутами, когда, по словам отца Иоанна, «скорее утомится самый неутомимый проповедник, чем ослабнет их внимание и усердие к услышанию слова».
Так как их пища всегда одинакова, то они, чтобы отметить пост, в дни говения совсем ничего не ели. Во время богослужения они стояли внимательно и настолько неподвижно, что можно было по следам их ног узнать, сколько народу было в храме.
Отец Иоанн сам изобрел для алеутов азбуку и мало-помалу стал переводить священные книги. Появление этих переводов алеуты встретили с большой радостью и стали усердно учиться грамоте. Отец Иоанн устроил на Уналашке училище для мальчиков и сам учил их, составив все учебники.
В таких заботах и неусыпных трудах отец Иоанн Вениаминов провел на Уналашке десять лет.
В течение этого времени он обратил в христианство всех жителей острова. Труды и подвиги отца Иоанна Вениаминова не могли остаться незамеченными, и он был награжден наперсным крестом и переведен на остров Ситху, для просвещения другого народа – колошей.
Новая паства отца Иоанна сильно отличалась от алеутов как по внешнему виду, так и характером. В отличие от некрасивых, неуклюжих, но добрых алеутов, колоши были жестокими, о проповеди христианства среди колошей не могло быть и речи.
Прибыв на Ситху, отец Иоанн занялся сначала изучением языка и обычаев колошей. Вскоре особенный случай изменил отношение колошей к русским. На острове началась эпидемия оспы, от которой колоши, гибли в большом количестве.
После прививки от оспы колоши перестали смотреть на русских как на своих врагов, и перестали противиться принятию христианства. На острове Ситхе отец Иоанн пробыл пять лет.
Но нужно было лично просить разрешения на издание священных книг на алеутском языке. С этой целью отец Иоанн решился отправиться в Петербург. Приняв такое решение, Иоанн взял отпуск и, отправив супругу и детей на родину в Иркутск, 8 ноября 1838 года отплыл с острова Ситхи.
Плавание его продолжалось около восьми месяцев. 25 июня 1839 года он прибыл в Петербург.
По прибытии в столицу отец Иоанн в тот же день явился в Святейший Синод и своими рассказами живо заинтересовал его членов, начался сбор пожертвований для распространения и утверждения христианства на Алеутских островах и с этой целью отправился в Москву. В Москве он явился к преосвященному Филарету, тогдашнему митрополиту Московскому, с которым подружился на всю жизнь.
Ему было разрешено печатать свои переводы, и, кроме того, он был награжден званием протоиерея.
Но не только радостные вести ждали его в Петербурге; из Иркутска сообщили о кончине его супруги. Тяжко поразило его это горе. Митрополит Филарет, утешая его, убеждал принять монашество. Но из-за обремененности большой семьей и невозможности в миссионерских разъездах выполнять все требования монашеского устава отец Иоанн согласился после долгих молитв. Когда же, по ходатайству митрополита Филарета, дети его (а их у него было шестеро: две дочери и четыре сына) были устроены на казенное содержание, то он, видя в этом указание Божие, подал прошение о пострижении в монашество. Постриг был совершен 19 ноября 1840 года с наречением имени Иннокентия, в честь святителя Иркутского. На другой день иеромонах Иннокентий был возведен в сан архимандрита.
Между тем в Святейшем Синоде состоялось решение об образовании новой епархии, к которой были отнесены и Алеутские острова. Возник вопрос о назначении архиерея на новое место. Посвящение Иннокентия во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского последовало 15 декабря 1840 года в Казанском соборе.
10 января 1841 года преосвященный Иннокентий уже выехал из Петербурга к месту своего служения на остров Ситху, в Новоархангельск.
Обратный путь епископ Иннокентий совершал уже через Сибирь. По пути он заехал в Иркутск.
Можно себе представить, с каким чувством въезжал преосвященный Иннокентий в свой родной город и с каким благоговением и радостью встречали жители Иркутска бывшего своего священника. Народ толпами встречал его при въезде, все церкви приветствовали колокольным звоном.
Наконец, 27 сентября 1841 года после утомительного и долгого пути Иннокентий благополучно прибыл на остров Ситху.
Прожив в Новоархангельске около семи месяцев, преосвященный отправился обозревать свою епархию. На каждом острове, в каждой деревне принимали его с величайшим торжеством и радостью, и нигде не оставлял он жителей без архипастырского назидания. Его епархия была чрезвычайно обширной и обнимала многочисленные народы, жившие на американском материке, Алеутских и Курильских островах, на Камчатке и на побережье Охотского моря. Так, в первую свою поездку по епархии он преодолел более пяти тысячи верст где морем, а где и на собаках.
За свою плодотворную миссионерскую деятельность среди народов далекой окраины России епископ Иннокентий в 1850 году был возведен в сан архиепископа.
Во время своих путешествий по материковой части России архиепископ Иннокентий бывал также и у якутов, и тунгусов. Следствием такого попечения было то, что Якутская область была отчислена от Иркутской епархии и присоединена к Камчатской. Поэтому преосвященный Иннокентий должен был переменить место своего постоянного жительства и переехать в Сибирь, в город Якутск.
Архиепископ Иннокентий и здесь немедленно принялся за просвещение страны, открывая храмы и часовни, переводя на якутский язык священные и богослужебные книги. 19 июля 1859 года в Якутском Троицком соборе впервые было совершено богослужение на якутском языке. Якутов до того тронуло это событие, что старшины их от лица всех своих собратьев представили владыке Иннокентию просьбу, чтобы день этот навсегда стал праздничным. Кроме этого, велась работа по переводу священных и богослужебных книг и на тунгусский язык. Миссионерское рвение архиепископа Иннокентия простиралось и на более отдаленные народы, жившие по Амуру и даже за границей с Китаем. Он проявлял большую заботу о благоприятном для России разрешении амурского вопроса. С этой целью он сам предпринял путешествие по Амуру и обосновал возможность навигации по Амуру и заселения его берегов.
Содействие архиепископа Иннокентия присоединению Амура к России было оценено очень высоко: в его честь был назван город Благовещенск – в память начала его священнослужения в Благовещенской церкви Иркутска.
В 1867 году скончался Московский митрополит Филарет, и на место почившего был назначен архиепископ Иннокентий. Дивился он собственной судьбе: сын бедного сельского пономаря, которому во время оно и в пономари, на место отца, невозможно было попасть, делается преемником великого архипастыря, одним из первых иерархов Русской Церкви – митрополитом Московским!
«Кто я, – говорил он, – дерзающий восприять и слово и власть моих предшественников? Ученик отдаленнейшего времени, отдаленнейшего края и в отдаленной стране проведший более половины своей жизни; не более как смиренный делатель на ниве Христовой, учитель младенцев и младенчествующих в вере». С глубоким смирением принял преосвященный Иннокентий новое свое назначение и стал собираться в путь. Наконец 25 мая 1868 года Москва приняла своего нового архипастыря.
Ему было уже более семидесяти лет, он был удручен болезнью, почти слеп, но все-таки служил во славу Божию. И главной его заботой оставалось наставление народа в истинах христианской веры и нравственности.
Однако среди всех пастырских трудов и забот старость, недуги телесные давали о себе знать, ведь трудная жизнь, длительные путешествия подорвали его здоровье. Митрополит дважды ходатайствовал об увольнении на покой, однако просьбы его были отклонены. Святитель Иннокентий преставился ко Господу 31 марта 1879 г., в Великую субботу, и погребен в Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры. 5 апреля тело почившего было предано земле рядом с могилой митрополита Филарета в Троице-Сергиевой Лавре.
6 октября 1977 г. Русской Православной Церковью святитель Иннокентий прославлен в лике святых. Память его установлено совершать дважды в год: 31 марта/ 13 апреля – в день его блаженной кончины и 23 сентября/ 6 октября – в день прославления.
«Дайте знать, – говорил, умирая, преосвященный, – чтобы при погребении моем речей не было, в них много похвал. А проповедь по мне скажите, она может иметь назидание, и вот текст для нее: от Господа стопы человеку исправляются (Пс.36,23)».
А мы повторим: «Не стоит город без святого, селение без праведника» Такой Человек, Человек с большой буквы, родился на нашей иркутской земле и его молитвы осеняют не только его родимую Ангу, но и всю Иркутскую землю.
Тропарь святителю Иннокентию, митрополиту Московскому, глас 1
Во вся страны́ полу́нощныя изы́де веща́ние твое́,/ я́ко прие́мшия сло́во твое́,/ и́хже боголе́пно научи́л еси́,/ неве́дущия Христа́ све́том Ева́нгелия просвети́л еси́,/ челове́ческия обы́чаи украси́л еси́,/ Росси́йская похвало́, святи́телю о́тче наш Инноке́нтие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Аминь.
(26)