Слово «успение» означает погружение в сон, мирную кончину, подобную сну
Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому что обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух Богу, не коснулась Богородицы. И посему Святая Церковь воспевает «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».
В своём творении Бог создал все для бытия. Он не сотворил смерти и не радуется гибели живущих..
И Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, пришел на землю, чтобы Своей смертью освободить всех, плененных смертью.
В празднике Успения Пресвятой Богородицы, в опыте Церкви открывается верующим истина о том, что религиозный образ жизни, христианский образ жизни — это не только устроение, блаженство и счастье в этой земной жизни, не только практическое осмысление своей деятельности c постановкой целей и их достижения, но это и преодоление страха смерти, это восприятие смерти со спокойным, мирным состоянием духа как естественного завершения земного отрезка человеческой жизни. Такой взгляд на жизнь и на смерть означает величайшую силу человеческой личности, перед которой нет преград, которая не боится ничего. Об этом читаются и пророчества:
Да будет кончина наша хоть в малой мере подобна блаженному успению.
Что же надо для того, чтобы стяжали мы блаженное успение, чтобы смерть наша не была лютой смертью грешников?
Что мешает тому, чтобы стяжали мы блаженную кончину?
На каждой утрени при чтении шестопсалмия слышите вы слова пророка и псалмопевца Давида: «Несть мира в костех моих от лица грех моих».
И кто присутствует на всей службе полностью, с вечера, слышит замечательные песнопения, посвященные Матери Божией о том, что
успение Богородицы, как носительницы жизни (1-я «О дивное чудо»), как престола Божия (2-я «Дивны твоя тайны»), могло быть только радостным, святым и славным преставлением на небо, почему событие (3-я «Твое славят успение») — и в этом его основное значение — вызвало прославление и радость о себе ангелов и людей со всем чиноначалием тех и других.
Обычное в богородичные праздники на утрени — о посещении Пресвятой Богородицей праведной Елисаветы (Лк. 1:39—49, 56), как яснее всего изображающее словами прав. Елисаветы и самой Пресвятой Девы, вдохновенными Духом Святым, величие Богоматери.
Как и три важнейшие Господни праздники, Успение имеет два канона лучших творцов — свв. Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина (VIII в.). Канон преп. Космы «Преукрашенная» 1-го гласа более говорит о самом событии, о всемирном значении его; канон же преп. Иоанна «Отверзу уста» 4-го гласа более занимается самою личностью Преставившейся в ее значении для человечества, которые читаются сразу после елеопомазания.
Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизирует попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века. Святая Церковь называет Успение Божией Матери последним на Ней таинством, совершившиеся Промыслом Божиим ,. последним из тех, которыми сопровождалась вся земная Ее жизнь.
После литургии был проведен молебен к началу учебного года для всех учащихся.
А на другой день, 29 августа, после Божественной литургии, настоятель нашего храма протоиерей Олег Ушаков освятил орехи, так как праздник Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа в народе называется Ореховым Спасом.
И было очень приятно увидеть принесенные орехи местного сбора, орехи кедровые. сибирские, уже успевшие созреть к этому великому празднику.
Тропарь (глас 1)
В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к Животу Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Полностью фотоальбом к празднику Успения Богородицы можно увидеть в Контакте по ссылке.
(70)