Собрание провел настоятель Свято-Никольского прихода протоиерей Олег Ушаков.
Отец Олег говорил о том, что у родителей есть власть – привести или не привести ребенка к Богу.
В сложных, иной раз безвыходных ситуациях, необходимо руководствоваться принципом: полезно – не полезно это для моего спасения.
Вот это как раз и называется целомудрием. И это не гинекологический термин, а термин, говорящий о спасении души. Потому что слово ЦЕЛОМУДРИЕ состоит из двух слов – целостности и мудрости, если сказать современным языком – целеустремленности, где цель – спасение души.
Неполезными, и даже вредными могут оказаться для ребенка даже благочестивые уроки, преподаваемые с насилием.
Ребенок в раннем возрасте находится в полном подчинении у родителей. Ребенка можно собрать, принести, унести – родительская власть безмерна, бесконечна.
Но когда ребенок подрастает и начинает что-то понимать, настойчивостью можно добиться или непослушания, или обмана. Можно стать врагом для своего ребенка. , запугать. Этот второй возраст, где власть родителей ограничивается, когда необходимо не полениться, и проявить собственный интеллект: уговорить, увещевать, доказать то, что полезно, а что нет.
В этом возрасте (от 7 лет) личность ребенка склоняется к самоопределению. Если мы не можем доказать, нам хочется подавить волю ребенка, сделать несамостоятельным, инфантильным. То есть когда инициативу ребенка подавляют своим волевым решением, не дают этой детской воле развиваться, дети потом с трудом входят в социум, тогда они становятся склонны к тунеядству, лености.
Например, если ребенок хочет что-то сделать, порисовать хотя бы, надо помочь выполнить его задумку – найти краску, бумагу, кисточки.. Если мы отмахнемся от него из-за своей занятости, у него пропадет желание проявлять свое творческое начало, которое подавлять нельзя, а надо всячески поощрять, найти для этого и время, и силы, и возможности.
А если ребенка за что-то отругал, важно найти повод, чтобы тут же его за что-то похвалить, чтобы ребенок видел, что мы замечаем не только отрицательное в нем, но отмечаем и положительное. Ребенок видит, что он нам интересен.
Ведь ребенок многое делает напоказ, проверяя реакцию родителей. Начнет прыгать в зеленой шапке, изображая лягушку – если никто не обратит внимание, начнет мучить кошку тут же, при гостях. А если все в этот момент начнут его ругать хором, обратят внимание на его отрицательное поведение, он все равно будет купаться с лучах славы и внимания, будет счастлив по-своему, и эту реакцию на свое отрицательное поведение запомнит, и для привлечения нашего внимания будет повторять именно отрицательные действия.
Но надо найти — за что его можно похвалить, поощрить, одобрить. Это обязательно нужно. Потому что внимание к разным сторонам жизни ребенка развивает желание вновь и вновь совершать что-то полезное.
Будет плохо, если не заметишь положительное благое начало, а спровоцируешь на отрицательное действие, которое видишь сразу и реагируешь на него немедленно.
Обратите внимание, что заласканные, избалованные дети выглядят несчастными, не видя противодействия своим желаниям. Нужна мера везде.
Гиперактивных надо заставлять, направлять.
Вопрос:
Как мотивировать молиться?
Ответ:
Надо объяснять: трудно на молитву встать, как-то закончить – что будет проще. Если встал на молитву – потом она идет уже легче, чувствуешь, что молитва сама пошла.
Молитва нужна с самого начала. Невозможно к ней чем-то стимулировать, можно только объяснить, что это твое личное обращение к Богу.
Нужно искать поводы.
Например – ребенку трудно с чем-то справиться, не надо срочно бежать ему помогать, а можно предложить помолиться, чтобы Господь разрешил эту ситуацию.
Способность к молитве у ребенка заложена Богом. Это мы отучили его молиться. Ребенок-младенец – Боговидец. Он видит всех – и ангелов, и Богородицу. А теперь их надо приучать к молитве заново, надо вернуть их в то состояние.
От возраста тут не зависит, нужен индивидуальный подход к каждому ребенку. Иного надо прямо «привязывать» к аналою: не уйдешь из комнаты, пока я не закончу молитву. Подходы искать к каждому ребенку отдельно.
Как с ними говорить о грехе, ведь у некоторых нет еще понятия греха вообще – а мы, спрашивая их о чем-то, спровоцируем их любопытство, их желание с грехом познакомиться. С ними надо быть очень осторожными.
Вопрос:
Батюшку считают за Бога. Что делать?
Ответ:
Дети живут в предметном мире, это часть их развития, они замкнуты на вещественном. Проводят опыты с насекомыми — часто жестокие.
Это их исследования, это их опыт нарабатывается. Если правильно их направить, поддержать, может, вырастет какой-нибудь исследователь по биологии.
Так что так приобретается их опыт, рассказать им о Боге как о чем-то опосредованном – очень тяжело.
Мы говорим, что Церковь – Дом Божий, и, придя в храм, ребенок видит священника, и он для него Бог, нужно это опровергать и объяснять.
Вопрос:
Внучка молится про себя. Надо ли заставлять молиться вслух?
Ответ:
Надо заставлять. У нее затруднение с речью. С ней, да и с любым ребенком, нужно читать вслух. Семейное чтение — упражнение для всех детей, часть семейного воспитания.
Ребенок сталкивается со стрессом постоянно. Как этот стресс снять? Попасть в обстановку полной безопасности.
Для ребенка минуты, когда мама садится рядом на кровать и читает на ночь книжку – бесценны.
Часто они просят читать одну и ту же сказку, которую уже все выучили наизусть. Но это нормально, они чувствуют, что все нормально, все как вчера, гарантия того, что все спокойно, все повторяется по-прежнему.
А если стесняется читать вслух – это значит, что ребенок стесняется сам себя, он зажат, он скован.
Можно просить читать вслух и хвалить. Например, что «голос у тебя стал красивый какой». Но хвалить надо искренно – ко лжи и неискренности дети очень чутко относятся. Тут тоже надо быть осторожным.
Помните псалом? «Всякое дыхание да хвалит Господа».
Молитва должна сопровождаться дыханием. Если читаешь молитву про себя – дыхание не задействовано, получается неполноценная молитва.
Основное правило молитвы – ты должна дышать молитвой. Читать про себя – это тоже самое, что петь песни про себя. А если птицы начнут петь молча, быть может, их пение – отчасти молитва.
На исповеди некоторые дети каждый раз говорят одно и то же.
Но не требуйте многословия. А то они начнут придумывать себе грехи, чтобы сказать больше.
Это не они, а мы виноваты, что не говорим об исповеди. Это наше большое упущение.
Нам наших детей – пока не поздно – надо успеть научить молиться и исповедоваться.
Как у пианиста – хорошо поставленная рука не чувствует усталости, но для этого надо много работать.
Нам надо «поставить» молитву и исповедь – две руки, два инструмента спасения. До 12-ти, до 13-ти летнего возраста надо успеть научить. А то потом как верующих людей мы их потеряем.
Вопрос:
Надо ли контролировать ребенка – что он пишет на исповеди? И до скольки лет это можно делать?
Ответ:
До 15-летнего возраста можно контролировать, что ребенок исповедует.
Но все это происходит само собой. Сначала ребенок приносит на исповедь маленькую бумажку-полоску – с записью своих грехов, потом бумажка становится больше. А вот у вас девочка уже приносит хорошую, полноценную исповедь. Но это происходит само собой, со временем. Просто приходит время, когда ребенок закрывается в комнату и сам пишет свои грехи, вам эту бумажку уже не показывая. И настаивать тут нельзя, иначе нарушится доверие между детьми и родителями.
А вообще – для этого существуют крестные родители. Зачастую, что не сможешь сказать родителям, можешь сказать своему доверенному лицу – своему крестному.
Между родителями и детьми должно сохраняться расстояние. Вспомните – вы читали – раньше родителей называли на Вы. Должен сохраняться родительский авторитет. Не все можно доверить родителям.
И при этом нужно стараться не нарушить целомудрия ребенка своей подозрительностью. Нужно всегда помнить, что ребенок намного чище нас. И не забывать и напоминать ребенку, что он исповедуется не ради родителей, и не ради батюшки, а для Бога.
Вопрос:
Моему ребенку пять лет, но он хочет подойти на исповедь как и старший брат, хотя я ему объясняю, что он еще маленький, что мне делать?
Ответ:
Если ребенок просится – пусть подойдет на исповедь. Я его благословлю, он поцелует Евангелие, будет знать, что что-то сделал. Заодно будет приучаться, и привыкать. Пусть подойдет, раз просится. А то потом отмахнется от нас, и вообще не пойдет, вспоминая, как его не пускали.
Так что повторю – многословия не требуйте, а то ребенок будет оправдываться. Что он к батюшке идет – не надо так говорить, надо говорить, что ты к Богу идешь.
Мы же никогда не можем принять Жертву Господню заслуженно, мы всегда недостойны. Причащаемся не по заслугам, а по милости Божией.
И надо привыкать учить в семье, начинать строить семейную жизнь так, чтобы поход в храм не был в одном ряду с походом на кружок, с походом на занятия.
В храм – в Воскресенье, это кульминация всей недели. Подходят пятница и суббота – это время подведения итогов за неделю, время подготовки к исповеди – мало ли что ты натворил за эту неделю. А в Воскресенье – набираемся на службе новых сил на следующую неделю, это особый день, это праздник, это Церковь, это Благодать.
Надо стараться научить этому детей. Тут личный пример обязателен.
(543)