Распространение Православия, строительство храмов и часовен, церковно-приходских школ и т.п. было неотъемлемой частью колонизации Восточной Сибири. Русские первопроходцы вместе с миссионерами несли свет Христовой веры местным народам.
Кроме того, эти земли стали заселяться колонистами, приезжающими с разных уголков России, для поселения по собственной воле или по принуждению, т.е. в ссылку. Многие приезжали на заработки, в частности, на строительство Транссибирской магистрали. Большинство этих людей были представителями Православной культуры и имели нужду в духовном окормлении, ведь жизнь русского православного человека начиналась и заканчивалась в церкви — от купели крещения до пения: «со святыми упокой…». Поэтому возникновение православного храма на недавно построенной станции Слюдянка было вполне закономерным явлением.
На основании предпринятой попытки систематизировать все имеющиеся сведения о Свято-Никольской церкви; описать, насколько это возможно, ее историю, можно сделать следующие выводы. Слюдянская церковь прошла все исторические этапы, характерные для своего времени: возникновение, перестройку малой в более пространную, мирное существование до революции, закрытие и осквернение безбожниками, использование в качестве клуба, передачу верующим и вновь духовное возрождение. Выявлены «белые пятна» в истории прихода. Наименее изучен период жизни общины после закрытия храма в 1929 году.
Невозможно составить полный хронологический список всех священнослужителей, трудившихся на ниве Христовой в Слюдянском приходе. Мало осталось в живых тех прихожан, которые могли бы рассказать что-то важное и интересное. Еще раз повторю, что работа не претендует на всестороннее и исчерпывающее освещение истории Свято-Никольского храма, но все же надеюсь, что она пригодится тем, кто захочет продолжить ее, изучить и восполнить исторические пробелы.
(53)