Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
«Достойно и праведно есть» постоянно ставить перед собой вопрос: правда ли, что я непрестанно ищу Истины, Любви и Красоты, то есть помышляю и надеюсь на Вечную жизнь в Царстве нашего Спасителя, или же на самом деле пределом моих мечтаний является бесскорбное, безболезненное и вполне сытое существование на такой опасной, такой угрюмой, но одновременно такой привычной, такой родной нам грешной земле?
Постоянно спрашивать самого себя об этом нужно потому, что каждому из нас просто необходимо разобраться в том, что в нашей душе принадлежит Небу, а что скорбной земле.
Это важно ещё и потому, что иначе не покаешься. Ведь для того, чтобы покаяться, надо знать – в чём. Надо понять, что во мне выдержит «огненное искушение» (1.Пет.4.12), а что сгорит «огнём неугасимым» (Мф.3.12).
Стоит всё-таки отнестись к себе серьёзно: не выискивать в процессе подготовки к исповеди блох, а постараться понять, что же в действительности разлучает меня с Богом, что стоит непреодолимой стеной между мною, таким, какой я есть, и Небом.
Неужели только несоблюдение постного меню за обедом? Когда бы это было так, ни у кого из здесь предстоящих вообще, наверно, не должно было возникнуть никаких страхов и сомнений, ибо заставить себя не вкушать скоромные блюда в известные дни, по правде говоря, не так уж трудно.
Есть вещи пострашнее. Каждому из нас знакомо состояние, которое можно было бы определить как сон души, когда человек не то чтобы очень уж доволен самим собой, а просто как-то душевно успокоился, как-то застыл на определённом этапе своего духовного развития. Новых грехов нет, а старые – привычны настолько, что уже не тревожат душу, не исторгают из скорбных очей потоки слёз на исповеди, а в лучшем случае – вызывают некоторую досаду: уж давно бы святым стал, когда б не эти мелочи!
Это состояние духовной дрёмы напоминает сон, так похожий на смерть! Мы знаем, что смерть тела – это прекращение обменных процессов в живом организме.
Точно так же и смерть души есть прекращение духовного метаболизма – медленного превращения вполне довольного собой и своим местом в мире индивида в личность, способную расти и изменяться, восходя от силы в силу «в меру полного возраста Христова» (Еф.4.13).
Когда непрерывный и часто мучительный рост души прекращается, наступает смерть. А поскольку наше бедное тело просто не может жить с умершей душой, вслед за погибелью души совершается и смерть тела.
Это может случиться с человеком в любое время. Для такой смерти вовсе необязательно доживать до преклонных лет, ибо душа может окостенеть и перестать изменяться и не дожидаясь глубокого дряхления тела, а скажем, среди буйного цветения юности.
Но перед тем как совершится этот последний погибельный акт, обязательно прозвучит в душе у человека голос его Спасителя: «…юноша! тебе говорю, встань!» (Лк.7.14). И вот, стар ты телом или молод – неважно, а важно – готов ли ты начать изменяться, податлив ли ты благодати покаяния, открыт ли ты действию Духа Святого, Который «дышит, где хочет» (Ин.3.8), но дыхание Которого всё же пресекается там, где дышать нечему, – в духовном трупе.
Пример святых показывает нам, что возраст человека вовсе не связан прямой зависимостью с мудростью и рассудительностью. Можно и в молодые годы быть духовным старцем, и в то же время зрелый возраст необязательно свидетельствует о зрелости ума. Духовная незрелость особенно опасна именно в солидном возрасте, потому что трудно обладателю почтенных седин отнести на свой счёт призыв к духовному пробуждению, прозвучавший сегодня со страниц Вечной Книги.
А между тем мудрость духовная измеряется не количеством прожитых лет и даже не объёмом прочитанных книг, но глубиной и решительностью покаяния, ибо именно покаяние есть истинная жизнь души, способ её существования в мире распада и греха, реальное и видимое действие Духа Святого в грешном человеке, «потому что буква убивает, а дух животворит» (2.Кор.3.6).
Недаром Господь наш Иисус Христос говорит нам: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин.10.10). И в повествовании о воскрешении наинского юноши каждый из нас может услышать благую весть о воскрешении собственной погибающей души. Каждый из нас вправе именно к самому себе отнести этот полный торжества и надежды возглас нашего Спасителя: «…юноша! тебе говорю, встань!» (Лк.7.14). Аминь.
19 октября 2003 г.
Проповедь во храме Святителя Владимира, митрополита Киевского и Галицкого
(50)