Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

В день памяти Иоанна Лествиничника Проповедь иерея Георгия Бажина

 

 В день памяти Иоанна Лествиничника.  Проповедь иерея Георгия Бажина

Дорогие братья и сестры! Вот и закончилась Крестопоклонная неделя, когда мы могли устами и сердцем прикоснуться к животворящему древу честного Креста Господня, и отдохнуть душей под сенью его от нападок силы вражьей, бегущей даже от тени этого орудия победы над смертью. И мы, бережно и заботливо ведомые Святой Церковью через этот пост, празднуем сегодня память одного из величайших святых – преподобного Иоанна Лествичника. Этому подвижнику Господь даровал высочайшую мудрость явить нам духовную лествицу, возводящую человека от земли на небо. Господь показывает нам через него ориентир в нашем духовном становлении. Того кто сам взошел по этой лествице и теперь оттуда, с самой ее вершины, протягивает нам руку, предлагая и нам воспользоваться ей. Большинство из нас, когда впервые читали «Лествицу», в том числе и я, пребывали в некотором недоумении.

Нам казалось невозможным для обыкновенного человека, живущего в обыкновенном мире взойти по этим ступеням. Тут с первой-то ступенью не в силах совладать, что уж говорить о тридцати. И тут же придумывали оправдание своим мыслям: что, дескать, преподобный Иоанн сам был монахом, ну и соответственно писал для монахов. Вроде как они и удалились от мира именно для того, чтобы отсечь себя от его соблазнов, мешающих заботиться о спасении своей души. Вот ушли они себе в монастырь и там спасаются потихонечку. И, вроде как, и заняться-то им больше нечем. А у нас вон забот полон рот, где уж нам справиться с этим многотрудным подъемом. И совсем забываем, что монах, оставив мир, отсекая от себя соблазны этого мира, не в состоянии убежать от собственных страстей, и борьба с ними только обостряется, потому, что они как подводные скалы обнажаются во время отлива моря житейской суеты. Монах остается с ними один на один. Вот тут и начинается настоящая война. А страсти-то его обуревают те же самые, что и нас с вами. Только мы малодушно стараемся их не замечать. Суетное море накатывает и мы, колеблемые его волнами, преспокойно проплываем над ними и вниз стараемся не смотреть. Но приходит пост и мы, кто-то осознано, а кто-то просто исполняя предписания церковные, стараемся отгородиться от суеты и соблазнов. Создать вокруг себя своего рода пространство духовной тишины. Но в тишине лучше слышно как под полом и за стенами шебаршат крысы и тараканы. И вот тут-то и начинают вылезать наши враги – грехи, страсти, привычки. Мы ошеломленные, бежим в церковь и просим помощи, а нам на встречу выходит Иоанн Лествичник и протягивает свою Лествицу. Недаром Святая Церковь рекомендует Великим постом прочитывать это творение.

Преподобный Иоанн Лествичник  говорил, что мы не будем судимы за то, что мы не чудотворили и не пророчествовали. Но будем осуждены за то, что не оплакивали своих грехов всю свою жизнь. Что же в грехе есть такое, что должно вызывать в нас такую сердечную боль, и как следствие – слезы покаяния. Мы полагаем, что грех это только нарушение Божьего закона, нравственно отрицательный поступок, нарушение долга. Но такое понимание греха способно породить в нас только страх перед наказанием. И именно по этому мы часто приходим на исповедь и не чувствуем никакого покаяния и желания исправиться. Но в грехе есть нечто более важное, что должно вызывать в нас нестерпимую печаль. Грех это измена, неверность, предательство Бога. Отказ от Его любви, которая принесла себя в жертву за нас на кресте. Когда мы грешим, мы свидетельствуем о том, что крестные страдания Спасителя для нас не важны. Мы отворачиваемся от Его Креста и от Его страданий. И что же видим мы перед собой – лица тех кто кричал: «Распни, распни его». А за их спинами мы видим те ценности, которые они защищают: беззаботную и желательно безбедную жизнь, в которой на первый план выводиться удовлетворение своих потребностей и желаний. И когда мы грешим – мы становимся сопричастными этой толпе и ее ценностям. Но Господь нас не оставляет до конца, и даже видя нас в этой толпе, сам страдая от нашей подлости не оставляет нас своим попечением и произносит: «Прости им Отче, ибо не ведают, что творят». Эти Его слова должны звенеть в нас. И, если мы называем себя христианами, должны поступать как та кровоточивая, которая нестерпимо страдала от своей болезни и, осознавая, что своей нечистотой она оскверняет все, к чему прикасается и даже на самом Христе будет ее нечистота, все равно шла за ним и тянулась к нему, понимая, что только в Нем ее спасение. И тогда нам останется только припасть к Его стопам и, бия себя в грудь, молить – Боже, милостив буди мне грешному.

Но, к сожалению, мы часто остаемся глухими к словам Христа. Мы самостоятельно отдаем себя в руки того глухого и немого беса об изгнании которого из юноши Христом повествовалось в сегодняшнем Евангелии. Если мы остаемся глухими к словам Божией Мудрости, то и говорить о ней не можем, и уж тем более применять ее в своей жизни. А разговоры наши исключительно о суете мира. То есть – о пустоте. Вот и получается, что в  глазах Божиих мы остаемся немыми. Но Господь намечает нам пути избавления: во-первых Он говорит об одержимом юноше, что бы привели его к нему. То есть мы должны устремиться к Богу, захотели быть рядом с Ним. После, оставшись наедине с учениками, Спаситель сказал, что род сей изгоняется только постом и молитвой. Вот и нам это время поста дается для того, чтобы мы, повернувшись лицом ко Христу научились понимать, что Христос принял эти страдания лично за каждого из нас, научились молиться предстоя перед Его всепрощающей Любовью, осознавая всю свою нечистоту, научились слышать и понимать Его слова как непосредственно обращенные к каждому из нас, научились слышать и понимать мудрость Божию, заключенную в Священном Писании и творениях святых отцов, в том числе и преподобного Иоанна Лествичника, память которого мы сегодня совершаем.

Давайте же мы сегодня же возьмем в руки и почитаем труды  этого великого подвижника, учителя смирения и покаяния, и попытаемся научиться у него этому покаянию, без которого невозможно наше спасение. Аминь.

Возврат к общему списку

Назад к списку

(40)

Перейти к верхней панели