Фото иконы с иконостаса в храме города Слюдянки
Непосредственное открытие самостоятельной Иркутской епархии неразделимо связано с именем святителя Иннокентия (Кульчицкого) — первого Иркутского епископа.
Святитель Иннокентий, в миру Иоанн Иоаннович Кульчицкий, родился в дворянской семье Черниговской губернии около 1682 года, учился в Киево-Могилянской духовной коллегии, переименованной в 1701 году в Академию. В Киево-Печерской Лавре будущий Святитель в 1708 году принял монашеский постриг с именем Иннокентий в честь преподобного Иннокентия Комельского Вологодского. Здесь же был посвящен в иеромонаха. В 1710 году святителя Иннокентия призвал в Москву Рязанский митрополит Стефан (Яворский), местоблюститель Патриаршего престола, и определил своего бывшего ученика преподавателем Словесности и Метофизики московской
Славяно-греко-латинской Академии. По истечении 9 лет в 1719 году по Указу Петра I Иннокентия, уже префекта академии, перевели в Санкт-Петербург в Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь. Царь Петр для укрепления духа морских экипажей и гребных судов ввел институт флотского духовенства.
В 1719 году 29 иеромонахов с двумя обер-иеромонахами: префектами Гавриилом и Иннокентием (Кульчицким) — были назначены на корабли.
В 1721 году в присутствии Петра I будущий Святитель Иннокентий был хиротонисан в епископа Переяславского и назначен начальником духовной миссии в Пекин для духовного окормления потомков плененных китайцами казаков — так называемых Албазинских христиан, сохранивших Православную веру. В марте 1722 г. в сопровождении двух иеромонахов, пяти певчих и трех помощников преосвященный Иннокентий прибыл из Санкт-Петербурга в Иркутск. Оттуда они отправились в Селенгинский Троицкий монастырь в ожидании разрешения китайского правительства на проезд в Пекин. В Селенгинске подвижник прожил до 1725 г., но это время не было зря потрачено. Святитель Иннокентий посвятил себя духовному просвещению бурят, тунгусов и других сибирских народов, изучению их языка и быта. Из Селенгинска пришлось вновь переехать в Иркутск и обосноваться в Вознесенском монастыре. Китайский богдыхан так и не дал разрешения на проезд в Пекин, так как Святитель неосторожно был назван «Великим Господином», а этот титул принадлежал Китайскому императору
Только в 1727 г., 15 января, императрицей Екатериной I был утвержден Указ Синода об образовании Иркутской епархии и назначении Иннокентия (Кульчицкого) епископом Иркутским и Нерчинским.
Заботясь о вверенной ему епархии, Иркутский первоепископ высоко поднял уровень нравственности местного духовенства, являя собой пример благочестивой жизни. Сохранилось более 70 проповедей владыки Иннокентия. При нем без зла и давления шло обращение в христианство народов, кочевавших по обе стороны Байкала. Святитель Иннокентий преобразовал школу, которая стала называться Русско-монгольской. Содержать школы должны были монастыри, однако, они не спешили с отправкой содержания. Поэтому набор в школу осуществлялся с трудом. Известны случаи, когда даже церковнослужители, не желая отдавать чадо на обучение, покидали церковную службу. Были и побеги, в том числе массовые. Число учеников в разные годы было различным. Однако при святителе Иннокентии в школе многое изменилось. Архипастырь Иркутский стремился создать благоприятную нравственную обстановку в школе. Он учредил должность надзирателя, чтобы между учениками не было ссор, драк и сквернословия. Если раньше в школу принимали детей духовенства, то теперь стали принимать детей всех сословий.
Книг в школе не хватало но, благодаря усилиям Святителя при посредстве начальника русского каравана, шедшего из Китая в Сибирь, Лоренца Ланга5 удалось получить новые книги. Количество учеников стало постепенно возрастать. Духовенство Иркутска большей частью было малограмотным, из простолюдинов. Хорошо, если священник мог отправлять богослужение и требы по служебнику и требнику. Средств не было не только на образование, но и на содержание епископа. Помогали, чем могли, крестьяне Вознесенского монастыря. Жалованья от Синода не поступало. Святитель Иннокентий, живя в монастыре, строго подчинялся его уставу и того же требовал от других. Он благоговел перед памятью основателя монастыря — старца Герасима и любил уединяться для молитвы в его пещере. Как самый простой послушник, он нередко участвовал в полевых работах на монастырских землях, ловил рыбу, расчищал дорожки, шил для учеников школы чирки (кожаные туфли).
Владыка Иннокентий явил себя мудрым администратором. Именно в годы его управления епархией началось изучение восточных окраин империи. В Сибири стали работать научные экспедиции. Самую большую возглавил капитан Витус Беринг в 1728-31 годах. Знакомый с ним святитель Иннокентий оказывал всяческую помощь в этом нужном деле.
При святителе Иннокентии значительно расширились границы Иркутской епархии за счет приписки к ней Священным Синодом по его ходатайству Илимска, Якутска, Охотска и всех монастырей Восточной Сибири.
Многочисленные заботы по устроению церковных дел отнимали много времени и сил. К 1731 году здоровье Святителя сильно пошатнулось. Пробыв на Иркутской земле 9 лет и так много для нее сделав, святитель Иннокентий, первый Иркутский архипастырь и миссионер, стяжавший благодать Святаго Духа, почил 27 ноября (10 декабря) 1731 года и был погребен в склепе под алтарем деревянной Тихвинской церкви Вознесенского монастыря.
Много позже во время ремонта церкви при работах в алтаре обнаружилось, что мощи владыки Иннокентия не только не пострадали от сырости, но и остались нетленны.
Документальные данные свидетельствуют о многочисленных исцелениях от мощей святителя Иннокентия. В 1800 году жители Иркутска обратились к епископу Иркутскому Вениамину с просьбой об их открытии. Сенаторы Ржевский и Левашов подали рапорт Императору Павлу о чудесных мощах. В 1801 году Священный Синод направил для освидетельствования преосвященнного Иустина, епископа Свияжско-го, викария Казанской епархии. Доклад владыки Иустина подтвердил факты чудодейственных исцелений и благоухания от мощей святителя Иннокентия. В 1804 году 28 ноября Высочайшим Указом Императора Александра I и Священного Синода свершилось прославление мощей святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского.
В 1920 году до Иркутска докатился фронт гражданской войны. Части пятой Рабоче-Крестьянской армии вошли в Иркутск, и сразу началась борьба с Церковью. 24 января 1921 года с целью «разоблачения» была вскрыта рака с мощами святителя Иннокентия Иркутского и ночью тайно отправлена в Москву в распоряжение директора выставки-музея по охране здоровья Наркомздрава Шифмана. С 1920 года музей уже принял 14 святынь из разных уголков России, среди которых были мощи святителя Иоасафа Белгородского, преподобной Анны Кашинской, преподобного Серафима Саровского, святителя Иоанна Тобольского и других. В 1930 годы музей упразднили и мощи святителя Иннокентия надолго были утеряны. Случайно на них вывело западное радио, сообщив, что в Ярославле находятся мощи благоверного князя Феодора Смоленского и его чад Давида и Константина. Эти мощи были переданы Церкви без лишних хлопот. Но рядом с ними находились еще одни мощи без номера, которые прозвали почему-то «сибирская мумия».
После передачи Ярославской епархии мощей благоверных князей Феодора, Давида и Константина в музей приехал епископ Костромской и Галичский Александр в надежде опознать по описанию в оставшихся неизвестных мощах мощи преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского. Надежды не оправдались. Описание не соответствовало увиденному.
По документам вскрытия раки святителя Иннокентия в 1921 году и фотоснимкам была подтверждена тождественность описания его мощей с «сибирской мумией», как ее называли в музее. Особенным признаком явилось отсутствие фаланги одного пальца на руке Святителя, которая сейчас находится в Иркутском Знаменском монастыре в иконе с его ликом. Как оказалось, сохранению мощей способствовал А. В. Луначарский, вмешавшийся в дела Наркомздрава. Когда хотели сжечь мощи, он, будучи народным комиссаром просвещения, воспрепятствовал этому, мотивируя тем, что мощи могут стать ценным объектом для антропологического и археологического изучения… В 1939 году мощи Святителя Иннокентия оказались в Ярославском Антирелигиозном музее Наркомпроса РСФСР. Обнаженные, прикрытые лишь бумагой, они все же не выставлялись для общего обозрения. Такими их и увидел Иркутский епископ Вадим, прибывший в Ярославль 12 марта 1990 года для опознания.
18 августа 1990 года мощи были перенесены игуменом Толгского монастыря о. Евстафием и священнослужителями Иркутской епархии священниками Сергием Кузнецовым и Александром Белым в Толгский монастырь Ярославской епархии. С благословения архиепископа Ярославского и Ростовского Платона их покрыли архиерейской мантией, а впоследствии мощи были облачены в найденные в Иркутском краеведческом музее одежды Святителя, в которых он был хиротонисан в епископы.
30 августа святые мощи в сопровождении о. Александра и о. Сергия отправились в Иркутск. 2 сентября 1990 года около полуночи они прибыли на Иркутскую землю. Владыка Вадим тут же совершил краткий молебен Святителю Иннокентию и, опередив несколько процессию, под праздничный перезвон колоколов возглавил торжественную встречу святыни в Кафедральном Соборе. В Иркутской епархии его почитают наравне со святителем Николаем Чудотворцем.
(250)