По церковным метрическим книгам установлено, какие священнослужители трудились в слюдянской Свято-Никольской церкви. Эти книги (с 1913 по 1923 гг.) были в свое время переданы в слюдянский ЗАГС, где они и находятся в настоящее время.
Как известно, до революции церковь выполняла регистрацию актов гражданского состояния, т.е. то, чем сейчас занимаются ЗАГСы. Метрические книги выдавались в Епархиальном управлении и делились на три части: «о родившихся», «о бракосочетавшихся» и «о умерших». Записи велись очень тщательно, подробно и скреплялись подписями священника и диакона. В конце года подводился итог. Вот, к примеру, такая запись: «28 июня 1917 года умер младенец Феодор, сын Андрея Васильевича Теремецкого, родившегося в Архангельской губернии, Шенкурского уезда, Шахановской волости, деревни Монастырская».Вот перед нами «адрес, откуда прибыли в Слюдянку Теремецкие, подарившие пламенного комсомольского вожака, ставшего впоследствии далеко не рядовыми деятелем НКВД».43 Кстати, это те самые Теремецкие, которым Александр Вилков пожертвовал в 1922 году 210 тыс. рублей.
Из записей следует, что священнослужителями Слюдянской Свято-Никольской церкви были:
1. Священник Михаил Болдовский. Занимал должность настоятеля сразу после окончания Иркутской Духовной Семинарии. Ему тогда было 38 лет. Резолюцией согласно прошению он был направлен в Слюдянку. Найдено описание наград о. Михаила: «награжден набедренником ко дню святой Пасхи, награжден бархатной скуфьей ко дню Его Императорского Величества 27 марта 1914 года, награжден камилавкой, награжден благодарственной грамотой за усердие в изыскании способов и средств к расширению и переустройству церкви. Имел разрешение носить на груди серебряную медаль и двойную ленту Владимира и Александра. Постановлением главного управления Российского общества Красного Креста от 18 мая 1906 года пожалован Высочайше утвержденной медалью Красного Креста в память об участии в деятельности общества во время Русско-Японской войны. Имел право носить бронзовую медаль в честь 300-х сотлетия дома Романовых».
Известно, что служил он с 1911 года до самого закрытия храма, т.е. до 1929 года, но в метриках упоминается о нем последний раз в 1919 году, а с 1920 г. по 1923 г. о нем нет ни единого слова. Можно предположить, что он был арестован, а потом, через несколько лет, был освобожден.
Интересно то, что Голдовский сменил фамилию на Востоков. В марте 1916 г. он уже подписывался новой фамилией. Какие у него были на то причины — неизвестно. В метрической книге за 1913 год найдена запись о рождении (10 апреля) и крещении (13 апреля) сына о. Михаила, которого назвали Георгием «в честь Великомученика и Победоносца Георгия, празднуемого церковью 23 апреля». В графе «Звание, имя, отчество и фамилия родителей и какого вероисповедания» записано: «Никольской церкви ст. Слюдянка Забайкальской железной дороги священник Михаил Иоаннович Голдовский и законная жена его Лидия Яковлева; оба православные». В графе «Звание, имя, отчество и фамилия восприемников» записано: «Мещанин гор. Харькова Василий Иванович Кузовский и дочь священника Александра Яковлева Потоцкая».
Таким образом, из этих записей стали известны некоторые сведения о семье священника Голдовского, который, несомненно, являлся главной фигурой среди слюдянских священнослужителей того времени.
2. Священник Николай Вознесенский. Он исполнял требы вместо священника Михаила Голдовского с 12 июня по 10 августа.
3. Протоиерей Автоном Ненадкевич. О нем упоминается с 9 июня 1918 года. Записи о требах с его участием крайне редки, они встречаются до 1922 года
2. Священник Николай Любомудров. Его подписи стоят с 1920 по 1923 год.
5.Протоиерей Николай Шергин. Он появился с октября 1923 года и служил до конца этого года.
6. Диакон Александр Попов. О нем упоминается в записях с 1913 года по 1918 год.
7. Диакон Павел Кузнецов. Появляется с 1 октября 1918 года. Упоминания о нем есть до 1921 года.
8. Диакон Прилидиан Турышев Служит с 1921 года до марта 1922 года.
Известно также, что исполняющим обязанности псаломщика в 1922 году был монах Михаил, а в конце этого года был псаломщиком некто Уточкин.
Можно оформить эти записи в виде таблицы, прибавив к ним сведения о количестве браков, рождений и смертей по итогам за каждый год.
Год |
Рождений |
Браков |
Смертей |
Священнослужители |
1913 |
481 |
54 |
214 |
свящ. М. Болдовский диак. А. Попов |
1914 |
424 |
35 |
221 |
свящ. М. Болдовский диак. А. Попов |
1915 |
393 |
36 |
149 |
свящ. М. Болдовский диак. А. Попов |
1916 |
321 |
35 |
145 |
свящ. М. Болдовский (Востоков) диак. А. Попов |
1917 |
291 |
22 |
107 |
свящ. М. Болдовский (Востоков) диак. А. Попов |
1918 |
276 |
32 |
196 |
свящ. М. Болдовский (Востоков) диак. А. Попов диак. П. Кузнецов |
1919 |
278 |
33 |
202 |
свящ. М. Болдовский (Востоков) прот. А. Ненадкевич диак. П. Кузнецов |
1920 |
368 |
25 |
136 |
Свящ. Н. Любомудров диак. П. Кузнецов |
1921 |
421 |
16 |
148 |
Свящ. Н. Любомудров диак. П. Кузнецов |
1922 |
222 |
21 |
151 |
Свящ. Н. Любомудров диак. П. Кузнецов |
1923 |
305 |
14 |
201 |
Свящ. Н. Любомудров прот. Н. Шергин |
Шла полным ходом и миссионерская деятельность. В метриках нередко встречаются записи о крещении инородцев. Есть запись о присоединении к Православной вере старообрядца Меркурия из Вотской (?) губернии в 1913 году, через миропомазание. Но более всего мне понравилось прошение на имя преосвященного Зосимы о принятии Православия подданного Китайской республики Цзоу Чжан Цюана, проживающего в пределах Слюдянского прихода.
(142)