источник: http://irkutsk.orthodoxy.ru/monitor.php?ELEMENT_ID=2926
Сайт Иркутской епархии
Опубликовано в газете «Церковный вестник» № 5 (402) март 2009 / 17.03.2009
Нужен ли священнику свой сайт в Интернете? Думаю, что не всякому. Мы знаем, что в Церкви существуют разные харизмы. Есть пастыри-молитвенники, есть прекрасные администраторы, есть те, которые видят свое предназначение в чинном, неспешном и благолепном исполнении богослужений. Есть, наконец, пастыри катехизаторы, миссионеры, проповедники, богословы. Вот им, на мой взгляд, сайт необходим. «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9, 37).
Полвека назад архиепископ Иоанн (Шаховской) писал: «Духовная литература — это почти бесконечное умножение пастырского труда, ног и слов. Перед нами — и после нас — она входит во все дома, начиная и продолжая наше дело… Религиозная книга есть расширение (почти безграничное) пастырской любви и заботы о человеческой душе, пастырского присутствия в этой душе. Через печатное слово пастырь тысячу раз входит в дом и в сердце человека». А на главной страничке моего сайта приведены еще и такие слова равноапостольного Кирилла, просветителя Словенского: «Проповедовать только устно — все равно, что писать на песке».
Эти слова, в общем, отвечают на вопрос, зачем пастырю сайт. Для того чтобы дело его жизни — свидетельство о Боге и Истине — совершалось активней и успешней.
Всего за год число посетителей моего сайта выросло до нескольких тысяч. А это значит, что моя проповедь, статья, духовное размышление смогут быть услышаны не только десятками моих прихожан, но значительно большим количеством людей. И по письмам, отзывам людей я вижу, что плоды этой деятельности есть. Только порог нашего храма впервые переступили не меньше двух десятков человек. Пришли из неверия или от нецерковной жизни. И начали воцерковляться.
Кто-то был тронут прослушанной проповедью, на кого-то произвели впечатление фотографии, размещенные на сайте, или статьи. А для кого-то оказалось очень важным, что священник открыт, доступен, приветлив. Это и сняло последний барьер на пути к вере.
Через сайт возможности моей деятельности на ниве Божией чрезвычайно расширяются…
Технологии коммуникации
Вот священник хочет проповедовать и заниматься катехизацией. И хочет, чтобы труд его был максимально продуктивен. Что можно ему посоветовать? Не пренебрегать достижениями современных технологий!
Вы не думали, почему святой Иоанн Златоуст произвел такое ошеломительное, подобное взрыву, воздействие на свое время? Почему его цитировали все, начиная от кухарки и конюха и заканчивая царскими особами? Просто Златоуст учился в риторской школе и как прилежный ритор ввел следующее правило: за ним записывались все проповеди. Потом святитель эти записи правил, их переписывали набело, копировали во множестве экземпляров, и каждый желающий мог приобрести себе такую книжечку. Златоуст сохранился в тысячах списков, тогда как от многих выдающихся пастырей его времени сохранилось только имя… Слово Златоуста действует и сегодня, слова многих других канули в лету.
Что сохранилось бы от наследия приснопамятного митрополита Антония Сурожского, если бы сестры Майданович с середины 1960-х годов не ездили за ним и не записывали его выступления и проповеди на портативный магнитофон… 95% всего, что мы имеем как драгоценное наследие митрополита Антония, что вспахало очерствевшие за годы безбожия души россиян в 1990-х, — мы имеем благодаря подвигу этих двух простых православных женщин. (Сам митрополит Антоний признавался, что никогда не думал записывать свои проповеди и беседы, а книг он вообще не писал.)
В Петербурге выдающийся историк и незаурядный мыслитель протоиерей Георгий Митрофанов уже несколько лет проводит интересные встречи. Он с аудиторией просматривает кинофильм и потом комментирует его с богословских позиций. Бергман, Тарковский, Лунгин и др., — самые интересные и спорные ленты XX–XXI столетий — с православных позиций!
Однажды я ехал в машине с организаторами этого проекта. Я спросил, записывают ли они слова о. Георгия на диктофон, чтобы это можно было почитать или хотя бы послушать и нам? Они переглянулись: «Как-то не додумались…»
Как это не додумались?.. Пастырь, который хочет максимально продуктивно послужить делу проповеди, обязан об этом думать!
Советы собратьям-пастырям
Обязательно купите цифровой диктофон и записывайте свои проповеди. Потом прослушивайте их и анализируйте. Многие священники самоуверенны. Народ Божий на все скажет «Спаси Господи», вот они и не радеют о проповеди. Но уровень проповеди пастыря должен расти, над этим нужно работать, учитывать свои ошибки. Удачные проповеди потом можно размещать на сайте, переводить в текст и т.д. Также советую записывать свои катехизические беседы и уроки, проводимые в воскресной школе.
Предвижу возражения: «Да там ничего хорошего нет». Если это и так, то именно потому, что мы часто относимся к своей проповеднической или катехизаторской деятельности как к чему-то преходящему и незначительному. Посидели, пообщались, и слава Богу. Но если мы иначе начнем относиться к своим выступлениям, а именно как к тому, что должно прозвучать для многих людей, что должно остаться на годы, — это побудит нас ответственней подходить и к урокам воскресной школы и к проповедям.
Советую также приобрести цифровой фотоаппарат и вести фотолетопись знаменательных событий жизни прихода. Эту «визуальная проповедь» тоже очень важна в деле миссии и катехизации.
Пусть это будет востребовано не сегодня, а спустя годы, но упустить, потерять это нельзя. (Многое из того, что сегодня выставлено у меня на сайте, собиралось несколько лет и вот теперь пригодилось.)
Повторю еще раз: сайт — это возможность распространить свою проповедь, свои выступления на огромную аудиторию. Но дело не в амбициях, а в задачах. Я вижу задачей своего проповеднического служения — донести проповедь до максимально большого числа людей. А через это напомнить обезбоживающемуся миру о Господе, о вечности, о спасении, которое можно обрести через Церковь.
Я отнюдь не считаю, что пастырь должен всецело посвятить себя интернет-проектам. Главное — духовная жизнь: личная молитва, богослужение, приходская пастырская деятельность. Много времени я уделяю семье, детям (их у меня трое). Но дело проповеди — неотъемлемый долг и обязанность пастыря. Создавая сайт и помещая туда различные материалы, мы более продуктивно и успешно исполняем этот долг.
Техническое обеспечение
Важное замечание: я глубоко убежден, что пастырь не должен слишком озабочиваться технической стороной проекта. От пастыря — концепция, материалы. Технической стороной должны заниматься другие.
Мне повезло, что меня пригласили на портал «Азбука веры». Это самый большой православный сайт в Петербурге. Соответственно — специалисты, практически неограниченные технические возможности, и прочее и прочее. (Кстати, «Азбука Веры» готова сотрудничать со всеми желающими — священниками, приходами — портал приглашает к сотрудничеству!)
На приходе всегда найдутся молодые люди, компетентные в компьютерных делах и могущие очень помочь пастырю.
Возможные сложности
Для меня главная сложность — отсутствие свободного времени. И для многих священников нехватка времени — самое сильное препятствие, но, мне кажется, стоит вкладывать свои силы в проповеди, лекции, статьи, которые могут быть услышаны не только на приходе, но в принципе в любой точке мира.
Проблема правильного планирования времени — беда многих пастырей.
В какое-то время отключать телефон (мы же во время молитвы или богослужения не бежим к трубке), не давать суетным и мелким делам полностью поглотить нас, использовать современные технологии (те же диктофоны) и привлекать деятельных прихожан к расшифровке звуковых файлов — все это как минимум поможет нам удачнее и продуктивнее осуществлять катехизаторское служение.
Час-два в день для чтения, писания, творчества всегда можно высвободить. Для меня, чаще всего, это время, когда уложены дети (с 22.30 до 00.30).
Вопрос-ответ
На сайте священника обязательно должна быть рубрика «ответ на вопрос». Не думаю, что имеет смысл отвечать на такие вопросы, ответы на которые и так легко можно найти («Какие в православии есть Таинства?», «Что такое дориносима чинми?» и проч.). Уверен, что будет полезнее, если задающие подобные вопросы священнику попробуют самостоятельно что-то почитать и узнать.
Но бывает, что человек, живущий в другой стране или в маленьком городке, сталкивается с духовной проблемой, с вопросом, на который в самом деле не может найти ответа. И никто, даже, может быть, местный батюшка, ему не подскажет. Некоторые вопросы мучают людей годами.
Если такой человек посещает православные сайты и очень хочет получить внятный и компетентный ответ на свой вопрос от батюшки, участвующего в работе сайта, он должен иметь возможность это сделать.
Уже упомянутый Златоуст, у которого, согласитесь, тоже было немного свободного времени, не гнушался принимать людей и отвечать на их личные вопросы. В житии говорится, что он после службы садился на ступеньки храма и беседовал со всеми желающими. Так это или нет, но несомненно, что он, несмотря на высоту своего сана, считал важным беседовать с простыми людьми.
Конечно, пастырь не должен переоценивать роль интернет-общения. Есть вопросы, нуждающиеся в уточнении, или которые возможно разрешить только при личном общении. В таком случае посетителя сайта следует направить в храм, на встречу с батюшкой.
При ответе на вопрос священнику важно помнить, что спрашивают не его личного мнения, а мнения авторитетного пастыря, выражающего мнение Православной Церкви. Сегодня позиция Православия по большинству вопросов очень прояснена, благодаря многим документам, принятым на Архиерейских Соборах. Поэтому пастырь должен как минимум ориентироваться в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».
Манера интернет-общения
Естественно, многое зависит от личной культуры самого пастыря. Но глубоко убежден, что пастырь, какой бы открытый и миссионерски-ориентированный он ни был, должен не опускаться до уровня читателей, посетителей своего сайта, а подтягивать их до уровня православной и великой русской культуры.
Один архипастырь, прославившийся борьбой с ИНН и вообще со многими современными явлениями, недавно выступил с заявлением: «Мы должны говорить с ним (современным человеком — прим. К.П.) языком не только общепринятым, но подчас и языком тех или иных субкультур, к которым принадлежит, нравится нам это или нет, большая часть нынешнего молодого поколения».
Я с подобной позицией принципиально не согласен. Молодежный сленг, залихватская и безответственная манера общения, простительная молодым светским людям, в силу своего возраста находящимся в оппозиции всему традиционному и общепринятому, непростительна для нас, пастырей. Мы не должны, по слову апостола, сообразоваться с веком сим, но должны возводить наших прихожан, читателей и слушателей к высокой культуре. Культуре веры и жизни.
Обратная связь
Читатели пишут многое. Несомненно, происходят и атаки каких-то сплоченных групп, возможно сатанистов, которые пытаются смутить читателей всякими гадостями и сплетнями, — тут нужно обязательно фильтровать все сообщения и соблазнительные удалять. (Напомню слова великого русского писателя Гончарова, который, сам некоторое время будучи литературным цензором, так сказал о задаче своей цензорской деятельности: «Я хотел не пускать в литературу дураков». Задача современных администраторов и редакторов сайта — подобна этой.)
Приходят письма и от людей не совсем психически здоровых, но и тут нужно корректно и деликатно не идти у них на поводу. Но большинство людей — из тех, кто только открывает для себя Православие. Не секрет, что кто-то робеет переступить порог храма. Возможность узнать о вере, услышать слово о вечности и любви Божией на электронных страницах сайта — для них оказывается очень важным.
Недавно я получил письмо от одной женщины. Из психиатрической больницы. Она писала, что полгода назад потеряла сына. От горя повредилась рассудком, попала в больницу и там, в полном отчаянии, решила покончить жизнь самоубийством. Накануне той ночи, в которую она задумала уйти из жизни, ей дали почитать мою книгу. Обычные ответы на простые вопросы.
Читала всю ночь: «…Как пелена упала с моих глаз. Я поняла, ради чего и как стоит жить. Сейчас я хочу одного: поправиться, выйти из больницы и идти в храм».
Пересекается ли жизнь реальная и виртуальная? Именно таким образом! Еще раз скажу, что, по моему глубокому убеждению, «виртуальная» жизнь нужна не сама по себе — как времяпрепровождение, как способ самореализации и самовыражения, — а как способ пастырского, проповеднического служения. Только для этого!
(125)