Все наши церковные болезни: «ИННизм», «Царизм», «старцизм» и прочие «измы» отчего возникают? От невежества. От элементарного отсутствия гуманитарной культуры.
Есть такой детский стишок:
«Вставай, сынок, —
Сказал Сурок, —
Тебе сегодня на урок.
И Крот и Мышь
Уже идут,
А ты всё спишь!
Сыок Сурок
Открыл глазок
И на другой
Улёгся бок:
— Ума вполне
Хватает мне.
А в школу
Я схожу…
Во сне.» ( Ладонщиков Т. «Хитрый соня»).
Встретился я однажды на улице с двумя тётушками-иеговистками пенсионного возраста. Заспорили, кто появились раньше: православные или «свидетели». Тётушки:
— Да ваше христианство только тыщу лет существует! Вас же там этот, как его — Николай
в Днепр загонял, крестил!
— Какой ещё «Николай»? – Спрашиваю. – Вы что, в школе не учились, не знаете, кто Русь крестил? Вам не стыдно, а ещё русские люди!
Они, без тени смущения:
— А нам этого и не надо! Подумаешь, мы и так спасаемся!
Рассказываю эту историю на занятии приходской школы для взрослых. Смеются.
— А вы сами-то можете сказать, в каком году Русь приняла Крещение? – Задаю вопрос.
— М-м… Что-то вроде 980?..
— Нет! 1080, точно! Русь же крестил Владимир, этот – Красное Солнышко… или Мономах…
— Ну да! У него мать ещё Ольга…
Подсказываю:
— Тысячелетие Крещения Руси когда праздновалось?
Прихожанка помоложе:
— Года два-три назад, да?..
Старушка задумчиво:
— Помню, в моём детстве это было, мать ещё говорила…
Всем стало стыдно.
Увы. Мы потеряли великую добродетель – чувство истории, «любовь к отеческим гробам». Наша страна — не православная, страна наша – не русская. Она возникла сегодня утром за завтраком и умрёт вечером, когда мы выключим телевизор…
Чувство истории делает человека крепостью, основанной на скале памяти. Я – христианин. Я – единое целое с апостолами и Отцами Церкви, с Кириллом и Мефодием, князем Владимиром и преподобным Сергием. Я – сын Церкви.
Я – потомок Александра Невского и Суворова, я – читатель Пушкина и Достоевского. Я – сын России и у меня миллионы родных – разве я смогу их предать?!.
Без памяти же я – голый младенец, выбежавший в поле с деревянной сабелькой воевать с танками.
Знаете, в чём отличие шестиклассника, впервые взявшего в руки учебник физики, и доктора физических наук, разрабатывающего ядерный реактор? В 30-40 годах познания.
Обратите внимание на нашу приходскую жизнь. Что читают наши прихожане? Молитвослов, акафисты, псалтирь по усопшим, «Откровенные рассказы странника», книги о старцах, пророчествах, чудесах, шестёрках, конце света…
А кто читает о начале света, о просвещении? Кто читает жития «обычных» святых из Димитрия Ростовского ( а не только чудотворцев, помогающих с разменом квартиры и исцеляющих от всех немощей путём земельки и маслица)? Спросите, что прихожане знают об апостоле Павле, Иоанне Златоусте, Антонии и Феодосии Печерских, Паисии Величковском? Зато хором скажут, какая польза от «Матронушки» и «Макарушки»…
У нас стало не «модно» читать Закон Божий, историю Церкви, историю России.
Взять ту же Псалтирь. Все знают, как её читать по усопшим, знают, какой псалом помогает от зубной боли, а какой – от колдунов. Но Псалтирь – это ещё и великий учебник истории:
«Внемли, народ Мой, закону Моему, приклони ухо твое к словам уст Моих!
Отверзу в притчах уста Мои, изреку сокровенное от создания мира.
То, что слышали мы и познали, что отцы наши поведали нам,
Не утаится от потомков их; возвещу славу Господню, силу Его и чудеса, сотворенные Им.
Даровал Он откровение Иакову, закон положил Израилю, заповедав отцам нашим передать его сыновьям своим,
Да познают потомки, сыновья, ещё не рождённые, и возрастут они, и поведают также сынам своим.
Да возложат на Бога упование своё и не забудут деяний Божьих, исполнять будут заповеди Его!
Да не будут, подобно отцам их, родом строптивым и дерзким, родом, что не сохранил правды в сердце своём и не был верен Богу духом своим». (Пс.77,1-8).
Лейтмотив всей Псалтири: «Помни!» Помни, Израиль, рабство египетское и помни избавление своё.
Все наши церковные болезни: «ИННизм», «Царизм», «старцизм» и прочие «измы» отчего возникают? От невежества. От элементарного отсутствия гуманитарной культуры.
Кстати, большинство наших горе-проповедников – это бывшие «технари» или номенклатурные работники. А народ, внимающий им, — в основном, женщины старше 50-ти, неразвитые культурно, но зато очень активные в деле распространения подхваченных идей. (Пример тому — крестный ход 7 мая 2006 года, посвящённый 15-летию Волгоградской Епархии. Ветхие старухи с суровыми лицами и транспарантами в руках: «Нет печати! Нет экуменизму! Остановить преследования православных антиглобалистов!»… Жаль, не довелось спросить у них, могут ли они вразумительно объяснить, кто же такие этот страшный «Экуменизм» и обиженный, «гонимый» «Антиглобализм»?..)
Возьмите любую современную проблему. Ведь всё уже было. Паспорта, перепись, тотальный контроль за всей жизнью? Было. И Юрьев день был, и крепостное право, и колхозы, где люди за всю жизнь могли никогда не увидеть своего паспорта. И старообрядцы, сжигающие себя вместе с детьми, за право жить без паспортов и с бородами… Как замечательно сказал уже почивший старец о.Николай Гурьянов с острова Залит по поводу принятия ИНН: «Ведь там не говорится, что бей да воруй. Понял?» Нет, не понимают. Борода дороже души.
Три шестёрки, Антихрист? Было. Московский собор 1666 г., утвердивший никоновские реформы (троеперстие и проч.) и воспринятый старообрядцами как антихристов. На роль Антихриста (или его предтечи, неважно) «претендовали» и Никон, и царь Пётр, и Наполеон, и Ленин, и Сталин..
Последние времена? Они и у апостолов были «последние», и Златоуст в четвёртом веке обещал скорый конец света. А в России пасхалию довели до 1492 г.(7000 г. от сотворения мира) и всё. А потом конец света, восьмая тысяча… То-то конфузу было, когда мир не захотел закончиться…
Что ещё? Царь, всероссийское покаяние за цареубийство? Как сказал протоиерей Глеб Каледа: «Не большевики первыми убили помазанника; убеждённые монархисты совершали цареубийство неоднократно.» Давайте, к примеру, покаемся за убийство Павла Первого? Чем он хуже? Не так помазан? Да нет, просто не он главный герой сегодня.
Спорим наперебой: какой политический строй самый православный. А если кто чуточку знает библейскую историю, тот сразу скажет: как только еврейский народ забывал Бога, то предавался в руки врагов, и никакой царь был не в силах изменить это. Когда же Израиль вновь обращался к Своему Богу, то спасался в любой политической обстановке.
Есть печальная поговорка: «уроки истории учат тому, что уроки истории никого ничему не учат». И вновь наступаем мы на те же грабли, вновь ломаем головы над проблемами, которые стары, как мир. Душа человеческая, грехи человеческие — они ведь не меняются. Все наши проблемы – суетны, и великий деятель истории, царь Соломон, это прекрасно понял: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека». (Еккл.12,13).
Сейчас на приходах просто необходимо устраивать воскресные школы для взрослых (учить детей и забывать про взрослых – только усиливать развал православных семей, ибо дети научатся не почитанию, а, наоборот, презрению к старшим, нежелающим изучать и любить свою веру). Пастырям нужно буквально теребить своих прихожан, заставлять их читать, причём самую элементарную, «детскую» православную литературу, а на занятиях выяснять, что и как они усвоили из прочитанного. Это очень непросто, но жизненно необходимо, иначе наша приходская жизнь будет всё больше скатываться в дремучие дебри язычества и суеверий.
Важнейшее значение имеет наличие на приходе общедоступной библиотеки, с качественной православной литературой и аудио-видео-продукцией развивающего типа. Подчеркну снова – общедоступной, т. е. доступной для абсолютно всех людей (а не только избранных прихожан), в удобное время (для людей, а не только работников этого прихода!). Не должно быть так, как в одной приходской библиотеке, куда записаться можно, только имея прописку того же района, где находится данный храм! Получается, что человек из соседнего района недостаточно «православен», чтобы пользоваться доверием?..
Но, конечно же, всё начинается с желания самого приходского священника быть культурно развитым человеком, знающим историю своей страны и Церкви. Здесь пастырю нужно избегать двух крайностей: впадения в «меньшивизм», т. е. уклонения вслед за о. Александром Менем в «сверхкультурность», когда уже Церковь начинают снисходительно судить «доценты с кандидатами», и вершинами православной мысли считаются философы Н.Бердяев и В.Соловьёв.
С другой стороны, нельзя поддаваться соблазну «ультраправославности», когда всё в истории и культуре человечества оценивается только по степени «церковности», «православности» данного явления или человека. Этим очень грешат труды, выходящие под именем приснопамятного митрополита Иоанна Снычёва. В них, например, не задумываясь, отметаются исторические свидетельства о зверствах царя Иоанна Грозного, о мученической кончине прп. Корнилия Псковского и митр. Филиппа на том лишь основании, что этого быть не могло в принципе, т.к. царь Иоанн написал несколько церковных стихир, а опричники ходили в скуфьях и подрясниках…
Настоящее чувство истории приобретается искренним, непредвзятым стремлением к истине, нельзя «прилизывать» исторические факты в угоду «культурности» или «православности». Наоборот, знание истории как она есть, во всём её разнообразии и противоречивости, а часто и неприглядности, способствует трезвомыслию и укреплению в православном мировоззрении. Меня, например, очень умиляет тот факт, что святые отцы Вселенских Соборов (память которых мы с таким благоговением несколько раз в году празднуем) на заседаниях устраивали настоящие потасовки и не стеснялись в выражениях, от которых «уши вянут». Значит, Отцы тоже были люди (а не ходячие иконы), значит, и им были не чужды человеческие ошибки и страсти, если даже императору приходилось выстраивать войска между враждебными партиями отцов, чтобы они не перекалечили друг друга… А значит, мы можем понять, что святость – это не космическая запредельность сверхчеловеков, на которых можно только со страхом и трепетом взирать снизу вверх (ведь отсюда пошло в народе мнение, что, мол, они –святые, куда нам до них!). Святость отцов – это результат их искреннего и горячего стремления служить Богу и Его истине, это путь через ошибки, согрешения, огорчения и покаяние. Но главное – у них была решимость. Как говорил прп. Серафим Саровский: «сейчас мало святых, потому что у людей нет решимости».
Поэтому постараемся приобрести решимость послужить Богу, начав с малого: с познания истории своей Родины и Церкви.
(344)