«Возведите очи ваши и посмотрите на нивы,
как они побелели и поспели к жатве»
Ин 4, 35
Ирина Мальчихина, кандидат социологических наук
Когда была жива моя прабабушка (она долгожительница), я у нее спрашивала, что такое пост. Она рассказывала, какие блюда они в пост кушали. Я хорошо помню, как бабушка сказала: «Сейчас идет пост Петровский, неделя осталась», и я подумала, что сейчас как раз буду поститься, наверное, только для того, чтобы похудеть. Была я дома одна, а на кухне в серванте лежал зефир. И вот этот зефир, я точно знаю, есть нельзя; кругами хожу вокруг него, очень хочется. Я его кушать не стала. Наверное, в жизни каждого человека есть такая, пусть маленькая, проверка.
А первый опыт воцерковления был связан с семьей о. Владимира Петрова (тогда он еще не был батюшкой). Я познакомилась с его матушкой в библиотеке, ходила к ним в гости, общалась и через полгода после нашей первой встречи пришла первый раз на исповедь и причастие.
Надежда Алексеева, студентка филологического факультета
Я начала ходить в церковь, когда еще училась в школе. Почему-то после уроков меня тянуло в храм. А в девятом классе, в один из дней, когда отменили уроки, я решила покреститься, потому что узнала, что нельзя ставить свечки за некрещеных. Я подумала: «Как так, я не смогу поставить за себя свечку?» После Таинства Крещения дома сказала маме, что завтра утром мне надо причаститься (а сама не знала, что такое «причаститься», «исповедь»), но я в то время не привыкла рано вставать, и назавтра в храм не пошла. Так я жила 4 года. Причем, до крещения училась на двойки, на тройки, а после – начался личностный рост; я закончила школу с золотой медалью и поступила на филологический факультет. На втором курсе мне и другим студентам предложили переводить текст Иоанна Тобольского с церковнославянского языка для конкурса, который проводило наше благочиние. Я охотно согласилась. Еще раньше я стала ходить на богословские курсы, где преподавался церковнославянский язык. Кроме него, я ходила и на катехизис, на литургику, на церковное пение… Но при этом не исповедовалась и не причащалась.
При переводе нужно было обращаться к церковнославянскому словарю, к житиям, к Евангелию, поэтому я начала ходить в библиотеку Знаменского кафедрального собора. Однажды я там разговорилась с библиотекарем, она мне сказала: «Как так: ты ходишь на богословские курсы, а не исповедуешься и не причащаешься?» И в этот момент мне стало стыдно. Я первый раз пошла на исповедь.
Я считаю, меня привел святитель Иоанн. Если бы не конкурс, я бы не ходила в библиотеку, забросила бы, наверное, богословские курсы, не пошла бы в храм…
Максим Дударев, электромеханик на железнодорожном транспорте
Началось с того, что в юности я пошел и покрестился. Раньше, помню, спорил с одним мальчиком. Он говорил: «Бог есть», а я: «Нету!» А потом все пошли креститься, и я тоже пошел, стало интересно просто. Покрестился и в 19 лет из Камышлова переехал в Тюмень. Здесь стал искать для себя путь, цель и смысл жизни. Тут мне товарищ один попался. Он дал мне книжку про Пасху, вторую, третью… Потом я в храм попал, посмотрел, как здесь красиво и хорошо. Прошло какое-то время. Друг пошел на праздничную службу и предложил сходить с ним. Я увидел торжество, услышал хор. На меня все вместе произвело огромное впечатление. После этого я у него стал брать всё больше книжек и читать, и разбираться, что есть что. Читал и сопоставлял со своими мыслями. Через книги всё больше укреплялся в вере. В результате я стал ходить в храм. На воскресные богослужения не попадал, так как ездил на выходные к родителям, зато посещал праздничные службы: кроме двунадесятых, Сергия Радонежского, Кирилла и Мефодия и др.). Друг рассказывал о монастыре, меня это так заинтересовало, что в первый же отпуск я поехал в Псково-Печерский монастырь. И когда я туда попал, мир для меня перевернулся окончательно и бесповоротно. Подтверждается истина: сделай шаг к Богу, и Он сделает два. Я сделал шажочек, Он – два, даже больше. Все было постепенно.
Артём Скрипник, врач-кардиолог
Думаю, к Богу меня привели мои друзья. В храм я пришел вслед за ними, сначала «за компанию». Хотя, конечно, на душе тоже что-то было, но в целом помогла сложившаяся жизненная ситуация.
Наталья Уманова, студентка медицинского колледжа
Меня в храм в детстве привела мама, даже не помню, когда это было. Она хотела, чтобы я пела в хоре. Но взяли меня туда только где-то через год. До этого почти полгода было послушание: следить за подсвечниками, убирать свечки. А потом я ездила в паломнические поездки. Сначала в храме мне было неинтересно, я привыкла проводить воскресное утро дома перед телевизором; но постепенно втянулась и стала ходить на службы даже чаще, чем мама.
Елена Бокова, мать двоих детей
Меня полностью изменило материнство. Беременная, я стала воспринимать мир по-другому. Наверное, такое происходит у всех мам. Потом меня стало интересовать, что происходит с людьми после смерти. Ребенку был уже год, мы собирались его покрестить и повенчаться, правда, формально, просто хотелось пройти красивый обряд. Как раз в это время наш знакомый разбился на мотоцикле. Это было неожиданностью: энергичный человек в полном расцвете сил умер, и его ребенок остался без отца. Его смерть подействовала на нас с мужем. Мы перестали откладывать венчание и крещение. Нам попался удивительный священник: с одной стороны, современный образованный человек, с другой стороны, верующий. На Крещении он рассказывал про Иисуса Христа, и его слова затронули меня. О Христе я слышала и раньше, но тогда мне было неинтересно. Думаю, самое главное, чтобы прийти к вере, нужно увидеть веру другого человека. Перед венчанием я первый раз исповедовалась и после исповеди осознала, что жила как-то не так. И уже после причастия поняла, что Бог есть.
(51)