Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Это ведь ещё пророк Осия, за семьсот лет до воплощения Превечного Слова Божия, произнёс эти слова – это потрясающее душу пророчество о том, что все мы воскреснем со Христом: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос.13.14) А потом, позже, когда всё уже сбудется, скажет о том же апостол Павел, цитируя пророка: «поглощена смерть победою» (1.Кор.15.54). Какие удивительные слова! Какая ошеломительная вера! Когда вокруг тебя всё живущее ежедневно и ежечасно доказывает неизбежность разложения и распада, когда «смерть и время царят на земле», когда, как кажется, окончательно и бесповоротно торжествует тление, суметь услышать в самой потаённой глубине души едва звучащий, как «веяние тихого ветра» (3.Цар.19.12), голос Божий! И не только услышать, потому что и мы ведь, грешные, многое слышим в душе своей, но и опознать его и поверить ему!
Обычный человек ищет доказательств. Ему, бедняге, мало одного обещания, даже если оно исходит от ангела, и он недоверчиво, как священник Захария, всё допытывается, всё спрашивает: «по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных» (Лк.1.18). А ведь Захария был не простой человек, не нам с вами чета, он был праведен перед Богом, «поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно» (Лк.1.6). И вот ему, праведнику, так же трудно было поверить, что жена его Елисавета не останется праздной и в свои преклонные уже годы родит ему сына. А каково же нам, столь ещё далёким от праведности, уверовать в воскресение мёртвых и Жизнь Вечную, когда со всех сторон, со всех концов света мы слышим о торжестве смерти – о том, что разверзается твердь земная, поглощая тысячи жизней, о том, что ураганами сметаются с лица земли миллионные мегаполисы, о том, что десятки тысяч людей погибают от ненавидящих рук тех, кого они могли бы назвать своими братьями!
И вот к каждому из нас, созерцающих эту свистопляску смерти, застывшему от животного ужаса в ожидании, когда же и до нас доберутся эти страшные кары, к каждому из нас, как к бедной вдове наинской, обращается ныне Господь с тихим словом утешения: «Не плачь». «Не плачь», – говорит Он нам. Не плачь и не бойся, ибо, как провозгласил за семьсот лет до Рождества Христова пророк Божий, жало смерти уничтожено и ад посрамлён!
Ошибались добропорядочные наинские обыватели, говорившие: «великий пророк восстал между нами» (Лк.7.16). Какому пророку такое под силу? Самое большее, что может сделать пророк, – это приготовить «путь Господу» (Мф.3.3), потому хоть и велик он между «рождённых женами… но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф.11.11). Ибо вырвать «жало смерти» может только Тот, Кто по преимуществу является Подателем Жизни, от Кого сама Жизнь получает свою санкцию, своё бытие.
Воистину, это Сам «Бог посетил народ Свой» (Лк.7.16)! И воскресение в Наине – не заурядная реанимация, не частный случай, касающийся только несчастной вдовы и её безвременно умершего сына. Это событие значимо для каждого из нас, потому что не для того Сын Человеческий воскрешает мёртвого юношу, чтобы тот по прошествии не столь уж долгих лет вновь скончался, и на этот раз – уже навсегда. Не для того Бог воплотился и стал Человеком, чтобы развлечь праздные очи заскучавших жителей Наина! Не для того, чтобы всего лишь исцелить несколько сотен «слепых, хромых, сухих» (Ин.5.3) и воскресить нескольких мертвецов!
Это удивительное событие, совершившееся у стен маленького захолустного городка, – знак радости для каждого, кто чает «утешения Израилева» (Лк.2.25). Это великое пророчество о торжествующей жизни, о преодолённом тлении, о том, что «поглощена смерть победою»! Что бы мы ни думали о Боге, когда трагическая реальность гибели близких касается и нашей собственной жизни, каким бы мы ни представляли Его в минуты горьких испытаний, все наши возможные страхи, обиды и сомнения напрасны, «ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк.9.56).
Радостотворное наинское воскрешение дано пережить не только несчастной матери, потерявшей свою последнюю надежду, но и всякому, кто верит в Свет, всякому, кто не может смириться с конечным торжеством зла в мире. Именно об этом и говорит пророк: Бог «не хочет смерти грешника» (Иез.33.11). Именно об этом и пишет апостол: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды» (2.Сол.4.13). И именно так утешает нас и Сам Христос, когда говорит: «Не плачь!» Аминь.
23 октября 2005 г.
Проповедь во храме Святителя Владимира, митрополита Киевского и Галицкого
(117)