Normal
0
false
false
false
MicrosoftInternetExplorer4
st1:*{behavior:url(#ieooui) }
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Times New Roman»;
mso-ansi-language:#0400;
mso-fareast-language:#0400;
mso-bidi-language:#0400;}
Как было упомянуто выше, через два года после Великой Отечественной войны, в 1947 году, здание церкви было отдано верующим. Так говорят люди. Но летом 2006 года случайно обнаружилась справка № 67 «О регистрации Церковного Совета», датированную 2 января 1947 года в которой значилось, что приход зарегистрирован 13 декабря 1946 года. Внизу подпись: «Настоящую копию с подлинника снимал священ. г. Слюдянской церкви Александрович (?) Т».
Могло быть и так, что сначала в 1946 году зарегистрировали общину, а потом, в 1947 году передали и здание церкви. С этого времени начались богослужения, лестницы разобрали, открытые бревенчатые стены обшили досками, на западном фасаде под обшивку скрыли окна первого и второго этажей, над храмом был возведен небольшой барабан с шатром и крестом.
Об этом времени до самого 1968 года о жизни прихода известно очень мало, и все эти сведения связаны с воспоминаниями моего отца, протоиерея Калинника.
Он родился и вырос в Тункинской долине в селе Аршан, известном своей минеральной лечебной водой. Его дед, а мой прадед, Леонтий Антонович, 1883 года рождения, после окончания Русско-Японской войны, в 1907 году, возвращался домой в Калужскую губернию, но остался в Сибири и обосновался в Аршане.
В 1949 году родился мой отец и был крещен в 1950 году в Слюдянской Свято-Никольской церкви. Православные аршанцы были прихожанами Слюдянской церкви, находящейся от них в 120 километрах, т.к. ближайшего храма не было. Посещать храм приходилось редко, но эти посещения оставляли неизгладимые впечатления в его детской душе.
Однажды, вспоминает отец, когда он был еще небольшим мальчиком, но уже умел читать, он присутствовал на богослужении в Слюдянской церкви. Увидев у диакона на ораре троекратное «свят», он прочитал это по-своему и понял, что диакон является сватом.
В этой же церкви были крещены и другие мои родственники по отцовской линии. Это были 50-е годы. Служил тогда священник Александр Богданов. Об этом добром пастыре отзываются очень хорошо те немногие, кто его помнят.
Отец рассказывает, что в молодости он дал обет не жениться, но нарушил его и потом нес всю жизнь свой тяжелый крест. Его супруга, после рождения их первого ребенка, простудила руки, и они совсем перестали гнуться. Отец Александр ухаживал за ней до конца. Он отсидел в свое время 10 лет в лагерях на Колыме.
В доме моего деда он иногда беседовал о Боге, читал книги. Моему отцу запомнилось, что, как читал о. Александр, тот, кто будет прочитывать в день 24 раза «Отче наш», спасет свою душу и попадет в рай. Он стал читать эту молитву по пути в школу. Ходил о. Александр по городу в подряснике, шляпе и сапогах. Скончался он в 1961 году.
Normal
0
false
false
false
MicrosoftInternetExplorer4
st1:*{behavior:url(#ieooui) }
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Times New Roman»;
mso-ansi-language:#0400;
mso-fareast-language:#0400;
mso-bidi-language:#0400;}
Совершенно случайно «всплыла» информация еще об одном священнике — Тверитине Александре Филлиповиче, митрофорном про-тоиерее и председателе Приходского совета. Его имя упоминается в договоре дарения одной второй доли домовладения. Документ датирован 11 августа 1950 года. Церковным старостой при нем был Зеленцов Александр Павлович, его имя так же известно из документа.
В 1968 году верующие заключили договор с заместителем председателя райисполкома Тасковой Ф.П. в том, что 8 июля 1968 года приняли от Слюдянского исполкома в бессрочное пользование здание церкви на определенных условиях. Условий приводится двенадцать. Из документа так же известны члены «двадцатки».
Наверное это объясняется тем, что церковь с 1947 г. по 1968 г. не была зарегистрирована официально, а может быть, в 1968 году была произведена перерегистрация прихода, как это было потом еще не раз. Такая версия более похожа на правду.
v:* {behavior:url(#default#VML);}
o:* {behavior:url(#default#VML);}
w:* {behavior:url(#default#VML);}
.shape {behavior:url(#default#VML);}
Normal
0
false
false
false
MicrosoftInternetExplorer4
st1:*{behavior:url(#ieooui) }
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Times New Roman»;
mso-ansi-language:#0400;
mso-fareast-language:#0400;
mso-bidi-language:#0400;}
В Епархиальном управлении Иркутской епархии мне удалось ознакомиться с документами из «дела» Слюдянской церкви. Папка включала в себя различные документы с конца 1967 года по 1979 год, а документы, датируемые до 1967 г. были в других папках, которые, как говорят, сгорели во время пожара. По этим документам удалось составить хронологию слюдянских священников с 1967 года.
Normal
0
false
false
false
MicrosoftInternetExplorer4
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Times New Roman»;
mso-ansi-language:#0400;
mso-fareast-language:#0400;
mso-bidi-language:#0400;}
1 апреля 1968 за недостойное поведение, порочащее сан, в том числе за пьянство, был запрещен в священнодействии и уволен за штат священник Алексей Ладилов, а 16 октября этого же года лишен сана.
Normal
0
false
false
false
MicrosoftInternetExplorer4
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Times New Roman»;
mso-ansi-language:#0400;
mso-fareast-language:#0400;
mso-bidi-language:#0400;}
1 мая 1968 года настоятелем Слюдянского прихода назначен священник Иоанн Пирогов. Из его автобиографии известно, что он родился 12 октября 1941 года в селе Стрельники Черниговской области. Работал псаломщиком в родном селе, в городе Кизляр, в Махач-Кале. В 1967 году 30 мая он был рукоположен Иркутским епископом Вениамином во диакона, а 20 августа — во священника. Первый приход он получил в городе Свободном. Уже через месяц Пирогов начал проситься домой в Черниговскую епархию по состоянию здоровья. 1 июля 1968 году владыка Вениамин удовлетворил его просьбу и перевел за штат с правом перехода в другую епархию. Церковный совет и прихожане хорошо отзывались об о. Иоанне, письменно благодарили владыку за доброго пастыря, «который постепенно очищает храм от нравственной и физической грязи».
Normal
0
false
false
false
MicrosoftInternetExplorer4
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Times New Roman»;
mso-ansi-language:#0400;
mso-fareast-language:#0400;
mso-bidi-language:#0400;}
20 января 1969 года настоятелем Слюдянского Свято-Никольского храма назначен священник Евгений Смирнов, переведенный сюда из Покровского храма города Тулуна. Письмо-благодарность от прихожан, адресованное владыке Вениамину, свидетельствует о высокой духовности этого пастыря.
Высокую духовность о. Евгения подтверждает и рассказ и моего отца. В 1968 году, перед уходом в армию, по пути в Аршан, он заехал в Слюдянскую церковь, зная, что там служит новый священник. Отстоял Литургию, при этом ему запомнилось, что служил О. Евгений очень благоговейно и очень грамотно произносил проповедь. После отец зашел к нему в гости. Батюшка посадил его и ему, незнакомому человеку, омыл водой ноги.
Normal
0
false
false
false
MicrosoftInternetExplorer4
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Times New Roman»;
mso-ansi-language:#0400;
mso-fareast-language:#0400;
mso-bidi-language:#0400;}
12 августа 1971 года из города Бирюсинска в Слюдянку прибыл новый настоятель — священник Феодор Гизатулин. О нем прихожане тоже отзывались неплохо, но он был переведен в г. Тулун 20 декабря этого же года.
20 декабря 1971 года назначен настоятелем Слюдянской церкви третий священник Крестовоздвиженского храма г. Иркутска о. Евгений Касаткин. Из документов известно о противостоянии настоятеля и старосты Дмитрия Быкова. В то время во многих храмах по всей Советской России церковные старосты считали себя хозяевами приходов и часто являлись ставленниками Советской власти. Иногда им ставилась конкретная цель: развалить приход, или выжить неугодного священника, не дать ему сродниться с прихожанами.
Прихожане стеной стояли за о. Евгения и даже писали письмо патриарху Пимену, на которое пришел ответ, подписанный митрополитом Алексием, будущим патриархом. Но владыке пришлось «для пользы церковной службы» 7 декабря 1972 года направить его вторым священником в г. Черемхово. На сегодняшний день о. Евгений является митрофорным протоиереем, настоятелем Крестовоздвиженской церкви, откуда он в свое время прибыл в Слюдянку.
20 апреля 1973 года по просьбе прихожан был назначен настоятелем священник о. Николай Зеленяк. Он продержался в Слюдянке очень недолго.
Normal
0
false
false
false
MicrosoftInternetExplorer4
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Times New Roman»;
mso-ansi-language:#0400;
mso-fareast-language:#0400;
mso-bidi-language:#0400;}
18 мая 1973 года назначен настоятелем иеромонах Варсонофий (Брыскин). Он прибыл из г. Бирюсинска, где являлся настоятелем Ин-нокентьевского храма. Но уже 26 ноября того же года о. Варсонофий был назначен настоятелем Свято-Никольского храма г. Тулуна.
1 декабря 1973 года слюдянским настоятелем стал священник Владимир Гонтарь. Он пробыл в Слюдянке девять месяцев и был переведен в город Бирюсинск в должности настоятеля.
С 5 сентября 1974 года настоятелем прихода вновь назначен священник Феодор Гизатулин, его жена — Клавдия Алексеевна работала в храме псаломщиком. С 15 апреля 1977 года Гизатулин был освобожден от должности настоятеля.
В начале 1979 года настоятелем стал священник Владимир Шарунов, прослуживший двадцать шесть лет в Свято-Никольской церкви города Слюдянка.
(105)