Мы пойдём своим путём
Однажды в первом классе нас повели на экскурсию в музыкальную школу. До этого я никогда не видела ничего подобного. Казалось, что по особенным коридорам как-то особенно бегают какие-то особенно одарённые дети. Они, такие же первоклашки, как мы, преспокойно произносили слова «сольфеджио», «пьеса», «репетиция». Вдобавок ко всему я заглянула в класс, где с виду обычный мальчишка, сидя за пианино, играл всем известное «От улыбки станет всем светлей». Но мне было не до улыбок, отнюдь. Я не могла понять, как можно вот так просто взять и сыграть что-нибудь невыразимо-прекрасное, из мультика, а он знал и играл! И тогда мне стало ясно, что так я никогда не смогу. Мои семь лет показались мне прожитыми несерьёзно, впустую и зря. Я тихо прикрыла дверь и ушла из музыкальной школы — навсегда.
Такое благоговение перед всеми подряд чужими успехами и просто способностями нередко мешало мне и в последующие 20 лет, пока я не вывела первое правило желающего самореализоваться: не смотри по сторонам!
Этот написал книгу, тот (в твоём возрасте!) стал лауреатом немыслимых конкурсов, подруга уже ведёт сына в школу, а бывший одноклассник, кто бы мог подумать… Здесь лучше всего остановиться и спросить себя: «Ну и что? Точно ли ты хочешь свою книгу, победу в конкурсе — или всё-таки замуж?» И если это их пути, то должен быть и твой, нужно только спокойно, без паники и зависти прислушаться и присмотреться к себе. Ведь Бог никого не оставляет без талантов, лишь бы мы использовали их во благо, а не просто чтобы блеснуть при случае. Может быть, это жёстко, но для слепого человека видеть — это чудо, талант, а для того, кто не может ходить, эта возможность, для нас такая обычная, важнее всего. И значит, если кому-то помочь, стать на какое-то время его рукой, ногой, глазами, то ведь это тоже самореализация, настоящая, пусть и не такая конкретная, как диссертация или должность топ-менеджера по связям со стратегическими клиентами. Замечено, что постоянное сравнение себя с успешными другими здорово изматывает. Плюс история про мальчика-пианиста — и в итоге мы не только ничего не достигли, но даже не попробовали заниматься чем-либо в своё удовольствие. Сплошные убытки.
Маленький женский секрет
Как правило, у мужчин довольно приблизительные представления о том, что любят и считаю важным женщины. Неужели и у нас о них — тоже? Представьте себе молодого человека, который пытается самореализоваться. Если он не пишет стихов, картин или музыки (чем восхищаются многие девушки), то обычно проверяет свои ребра на прочность с помощью различных приспособлений вроде парашюта, сноуборда или боксёрских перчаток. Всегда интересно — что ещё я могу сделать вот этими чудесными руками, ногами, а то и головой? Ещё бы, молодым птицам нравится испытывать крылья.
Долго, долго женщины воевали за право быть не хуже мужчин. Теперь нам тоже можно всё: заниматься бизнесом, дайвингом, политикой, служить в армии, покорять горы — в общем, реализовывать себя вовсю. Справедливость восторжествовала, и даже слишком, потому что на стороне всех девчонок, девушек и женщин оказался перевес. Да-да! Дело в том, что, ко всем прочим нашим победам и достижениям, у нас есть маленький секрет. Мы можем ещё и рожать детей! В пылу борьбы за права и равенство «М» и «Ж» как-то забыли, что они всё-таки чуть-чуть разные. До того как придёт пора дарить жизнь другому, маленькому и совсем новому в этом мире человечку, мы — «как все люди» — учимся, работаем, ищем и находим любимые занятия, добиваемся поставленных целей, будь то карьера или новая сумочка. Но наступает ещё более удивительное и чудесное время новой самореализации — нарядной невесты, любимой жены и заботливой, чуткой, самой лучшей на свете мамы. Что будет потом? Кто-то полностью отдаст себя семье, потому что поймёт, что здесь и счастье, и непочатый край работы и творчества на всю жизнь. Кто-то будет отлично совмещать любимую профессию, мужа и детей… Хорошо бы!
Бог дарит человеку жизнь через родителей, доверяет им большое и важное дело. Стать со-работницей Бога, дать, воспитать, сберечь жизнь, наполнить её любовью — это ли не самореализация?
Запишите на мой счёт
Самореализация — это хорошо, но иногда бывает, что процесс идёт полным ходом, а окружающие почему-то не очень довольны. Тогда можно задаться двумя вопросами. Первый, с которого обычно начинают, — да что им всем от меня надо?! Вопрос № 2, который задают реже, — а за чей счёт, собственно, происходит банкет?
В детстве родные обеспечивают все условия, лишь бы малыш рос сытым и здоровым. В школе никаких лишних забот — лишь бы учился. Кружки, танцы, бассейн — «лишь бы не улица». Дальше — только бы поступил, сдал, устроился, только бы нравилось!
Ситуация, когда ради самореализации любимого юного дарования трудится весь дом, не такая уж редкость. Дарование вырастает и превращается в дядю Ваню, который занят неведомым, но огромным и важным трудом всей жизни, в то время как о нём продолжают печься родные и близкие. Если же они возмутятся, то им тут же возразят: как можно требовать презренных денег от альтруиста и мыслителя?
Очевидно, в самореализации это самое «само-» должно, как тень, знать своё место.
По случаю
Как говорил Курт Воннегут, если чья-то жизнь без видимых причин переплелась с вашей и вы никак не можете расстаться, то это, вероятно, член вашего карасса, команды, которую собрал Бог, чтобы она для Него что-нибудь наконец сделала.
С одной стороны, мы не всегда оказываемся там, где хотим, и не всегда делаем то, что хотим. С другой, если верить в Бога и доверять Ему, вместо неудовольствия и обид мы начинаем искать, для чего сложилась та или иная ситуация, произошла та или иная встреча, или, допустим, случайно ли злые люди завернули на доработку вашу курсовую. Если самореализация — это раскрытие и развитие, то логично предположить, что должны раскрываться и такие качества, как терпение и смирение, а раскрывать их бывает не очень легко и даже больно,- с непривычки. В повседневной жизни как-то становишься похожим на устрицу, наращиваешь вокруг себя защитные слои, накрепко захлопываешься и уж там, в темноте и безопасности, начинаешь подумывать о самореализации (но так, чтобы не пришлось вылезать из ракушки). Бог это видит и, чтобы не дать человеку окончательно задохнуться в створках, начинает выводить его на свет, где приходится и общаться, и помогать, и, может быть, проявлять себя в не совсем привычных ролях. Под давлением обстоятельств и «случаев» ракушка крошится, трескается, и бывает, что согнутый и замкнутый в ней обитатель встаёт в полный рост, стряхивает с себя остатки мела, потягивается, улыбается — и вот тогда начинается его настоящая самореализация.
Самореализация — это очевидно и всё-таки невероятно, так просто и сложно, ответственно и радостно. Кто мог бы сказать о ней лучше, чем святые — люди, которые действительно самореализовались? Вот слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина):
«Воля Божия о нас та, чтобы мы, живя на земле, научились познавать Бога и с радостью и желанием следовать воле Божией — единственной спасительной и наполняющей жизнь истинным содержанием. А человек может делать любую работу — от самой ничтожной до самой великой — и спасаться этим или погибать».
(190)