Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Самореализация: мужской взгляд

Очевидное и невероятное

Так много о ней говорят… Так много о ней слышишь… Так часто этим словом манипулируют… Самореализация — с чем она обычно связанывается в нашем сознании? Образ какого человека лучше всего подходит к эпитету «самореализованный»? Я попробую представить. Нужно расслабиться (или сосредоточиться), закрыть глаза, и…

Вот подъезжает его машина. Он выходит и идёт ко мне, улыбается, смотрит прямо в глаза, протягивает руку. Моя рука сама подскакивает вверх, словно намагниченная. Он сразу становится центром влияния. Мне кажется, я видел его лицо в окружении букв… На странице журнала, а может быть, сайта! Он только что оттуда, сошёл с высот по требованию моего воображения. Теперь, пользуясь тем, что всё это происходит в моей голове, я нажимаю на паузу. Он замирает, и у меня появляется возможность его рассмотреть. Что же это за птица, homo самореализованный?

Итак, это человек, производящий впечатление свободного, а точнее, не зависящего от чужого мнения, имеющий достаток и не имеющий причин его скрывать, это человек, уверенный в себе, снисходительный к слабостям, но требовательный к обязанностям, это удачливый, интересующийся человек, это человек старше тридцати лет, это мужчина.

Я нажимаю «выкл.» и отправляю его обратно, в глубины воображения. Мой собирательный образ «самореализовавшегося» действительно собран подсознанием из самого очевидного. Он соткан из того, что было воспринято моими доверчивыми зрением и слухом через экраны, страницы, рекламные плакаты и новостные ленты. Это один из стереотипов, переданных мне социальной средой, словно бы на хранение. И я храню их, не ведая, что они такое — полезные семена или бомбы замедленного действия.

Итак, что же нам предлагается как «очевидное»? А то, что, дескать, самореализация — это обязательно престиж, харизма, успех, финансовая обеспеченность, это уважение окружающих, это самоуважение. Все действительно из разряда очевидного. Но что-то здесь кажется невероятным…

Если дать себе труд перечислить первые приходящие на ум примеры «самореализованных» людей, то они почему-то оказываюся сплошь из среды бизнесменов, политиков, звёзд всех мастей, деятелей разного калибра. Людей, которые на виду, на слуху, на обложках журналов. Выходит, что самореализация — это некий атрибут успешности?! Просто добейся успеха, попади на вершину, и дело в шляпе — вот она, самореализация, это же очевидно! Нет?

Нет. Не совсем. Невероятное, конечно, не в том, что самореализация и успех несовместимы. А в том, что скорее успешность — это атрибут самореализации, причём вовсе не обязательный. Но стереотип, закладываемый в сознание людей медиа-миром, гласит — делай то, что быстрее всего приведёт к известности, славе, успеху, и сразу же, автоматически, почувствуешь себя реализованным!

Критерий заветности

Когда у человека, которого я хорошо знаю, не хватило смелости и власти над собой задать вопрос «чего я хочу от жизни?», он стал поступать по велению «очевидного» способа самореализации. Он начал делать то, чему научился в институте и что могло приносить вполне достаточный заработок. Этот способ оказался удобным и безболезненным. Он занимался своим ремеслом, копил личные достижения, анализировал неудачи, набирался опыта. Иногда ему вдруг становилось скучно, иногда просыпалось в нём что-то острое и горячее, живое и жаждущее осуществления, какое-то ноющее желание, которое уже начало закисать и бродить в нём.

Он говорил мне, что «замариновал живую воду своей жизни в трехлитровой банке» и, лишив себя возможности вкушать её, чтобы чувствовать себя живым, глотал маринад, сочившийся наружу, предательски смакуя его горечь. Услышав такое, я тут же взорвался советами: «Да разбей ты эту банку! Да начни делать то, что хочешь! Да освободи, да выпусти, да то, да это…» Он, конечно, соглашался, из вежливости кивал головой, улыбаясь моей горячей наивности.

Понятно, что его метафора скрывала множество туго завязанных душевных узлов. Легко сказать: «Разбей, выпусти», — но не так-то легко решиться на изменения в жизни. Даже когда чувствуешь, что живёшь не так. Ну не так, и всё! Жизнь человека, катясь вперёд, словно огромный чугунный шар, обладает большой инерцией, которая сопротивляется любым изменениям. И чтобы преодолеть эту инерцию, нужны большие усилия, большие затраты энергии. Так говорят физики. Так есть и на самом деле. Очень трудно, летя по накатанной жизненной колее, в один прекрасный миг понять, что тебя всегда привлекала встречная полоса.

Поэтому очень не хочется ошибаться. Очень хочется точно знать, что мне нужно. Но «реализация себя» — это реализация чего в себе? Ведь в каждый миг множество желаний и стремлений борются в человеке за право доступа к его воле, потому что это будет означать для них «путёвку в жизнь» — превращение в поступки, материализацию в реальности. Так вот, осуществление какого моего желания можно считать самореализацией? Того, которое сильнее всех, или того, которое наилучшим образом согласовывается с мнением окружающих? Чтобы разобраться в этом, чтобы выбрать из множества стремлений то самое, заветное, нужен критерий заветности. Я думаю, что такой критерий даёт, конечно же, самопознание, в том или ином виде.

И, казалось бы, хотящий реализоваться должен чаще задумываться над вопросами «кто я? что я? для чего я?» Но парадоксально — эта удивительная душевная работа часто вытесняется за пределы повседневной деятельности. Ведь такова человеческая природа: Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю (Рим. 7, 15); и Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7, 19). И когда я вижу, как нечто действительно большое и важное остаётся за пределами моей душевной суеты, не есть ли это то самое «доброе, которого хочу», но «не делаю»?

Откуда что берётся

«Человек, познай самого себя», — это звучит вовсе не гордо. Это звучит как истина, спрятавшаяся в банальности от лап невежества. Ведь как бы пафосно и напыщенно ни звучало слово «самопознание», это всего лишь пафосное название того, что происходит с каждым из нас в каждую секунду нашей жизни, хотим мы того или нет. Миг за мигом, как бы мы ни были к себе невнимательны, как бы ни загружали головы работой, развлечениями, необходимыми и обходимыми делами, каждое движение, мысль, поступок ведут к самоузнаванию. У более внимательных оно происходит отчётливее, у менее внимательных — незаметнее. Но как бы то ни было, в результате жизни человек узнаёт самого себя, хочет он того или нет.

Слово «самореализация» вообще может восприниматься негативно, особенно для слуха христианина. Оно созвучно и похоже на слово «самолюбие», и на другие слова, заражённые «само»-стью. Но если заменить «самореализацию» на «самораскрытие», например, то ядовитость приставки «само-» нейтрализуется. Потому что, мне кажется, «самораскрытие» не совместимо с «самолюбованием».

Самопознание, как своего рода истина, может сделать человека свободным, потому что показывает ему причины его действий. Оно словно объясняет ему, какие желания были мотивами многих поступков, которые человек совершал… и сам удивлялся им. Зная, «откуда что берётся», человек может перестать быть игрушкой в руках каких-то «неизвестных» и «таинственных» сил, управляющих его действиями из глубины его же собственного сознания.

Ответ на вопрос «почему я это делаю?» может привести к ответу на вопрос «чего же я хочу?» А ведь ответы на такого рода вопросы — и есть тот камень, на котором, в отличие от песка стереотипов и навязанных мнений, желательно строить свою «реализацию».

источник

Назад к списку

(143)

Перейти к верхней панели