17.10.2013
Я бы начал с того, что изменил формулировку вопроса. Вместо «можно ли» я бы поставил «полезно ли». О том, что человеку все можно, апостол Павел в послании к Коринфянам говорит четыре раза: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6, 12); все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает (1 Кор. 10, 23). Поэтому любому человеку, обладающему богодарованной свободой все можно, в том числе смотреть фильмы ужасов. И второе, чтобы я изменил в вопросе, – это убрал бы слово «православному». Чем православные хуже или лучше других людей? Или они сделаны из другого теста, или они прилетели с Марса или Луны? Все люди обладают одинаковой человеческой природой, и законы (духовные и душевные, то есть психологические), по которым развивается человек, одинаковы для всех людей. То, что полезно христианину, полезно любому, то, что вредно христианину, вредно любому другому – и мусульманину, и католику, и протестанту, и язычнику, и безбожнику, и даже сатанисту.
Итак, попробуем ответить на вопрос: «Полезно ли человеку смотреть фильмы ужасов?»
Дети
Начну с, казалось бы, очевидного – с детей. Дети – тоже люди, и их вовсе не надо исключать из нашего разговора. Тем более, что разговор о детях и о очевидных вещах позволит нам перейти к рассмотрению взрослых и разговору о не столь очевидных вещах. Итак, всем очевидно: детям смотреть фильмы ужасов – не полезно!
По этому поводу есть конкретные исследования, которые показывают, почему это им не полезно. Сошлюсь на фильм «Виртуальная реальность» режиссера Валентины Матвеевой, который начинается с психологического исследования, проведенного в школах Санкт-Питербурга. Психологами было проведено исследование о влиянии телевизионных образов на сознание детей. Они обошли десятки школ, провели исследование. Задавали простые вопросы: «Какие передачи смотрите? Кто из героев нравится?» Ответы не были неожиданностью: «Планета тараканов», «Диавол II», «Годзилла», «Рембо», «Терминатор». Неожиданным было другое – то, что осталось у них в сознании, или, я бы сказал, в подсознании: какая картина мира осталась в детях. Эксперимент заключался в следующем. Психологи приходили в класс и предлагали детям представить, что лист бумаги, который лежит перед ними, – это экран телевизора, и нарисовать наиболее запомнившийся им образ, любимого героя, или сцену из фильма или сказки, интересную рекламу, какой-то сюжет. «Вот этот листочек превратится на сегодня у нас с вами в волшебный экран – телевизора или компьютера, или это, может быть, будет какая-нибудь иллюстрация из книги. Используйте как можно больше красок».
Вот комментарии к некоторым рисункам.
«Мальчик первого класса на вопрос о любимом фильме сначала начал рисовать пожар: красные языки пламени, которые сжигают все вокруг. Сгорел мой дом – утверждает. – Это так на самом деле? – Нет, я так думаю. После мультфильмов мне страшно. – Тут же красное начинает зарисовывать зеленым. Это, говорит, пожар тушат. Там такое животное справа непонятное, его тоже пытаются потушить. Я спрашиваю: Все будет хорошо? – На что он отвечает: Нет. Вот, видите, черная волна? Вот это большой взрыв, который сейчас поглотит все, что было. Никого не останется. Спрашиваю: Что такое буквы FD? – Это особая армия космических пришельцев, которая пришла, чтобы убить всех землян на планете. Они очень сильные, мы с ними не справимся. Скоро мы все погибнем. Я это знаю точно».
«Здесь добро представлено в виде такого беспомощного зайчика, опустившего руки и плачущего. А рядом справа зло, оно сильное, храброе, активное. Почему такие цвета неба? Потому что это перед грозой. Может быть, есть надежда у этого зайчика спастись? Спрашиваю: может быть, ему помогут друзья? – Нет, друзей у него нет, он один. – Почему он погибает? – Потому что он добрый. Добрым быть плохо».
«Мальчик третьего класса не хотел рисовать. Сказал, что маски – из его любимых мультфильмов. Все вместе они составляют единую бригаду, очень сильную. – Зачем они объединились на твоем рисунке? – Это бригада самых крутых людей, они не показывают лица. Это люди, которые завоюют мир и поставят его на колени. – Почему у них черные маски на глазах? – Чтобы их не узнали до той поры, пока они не станут властелинами. – Ты бы себя мог причислить к ним, ты бы захотел этого? – В принципе, да. Я нахожусь среди них. Но вы меня все равно не узнаете. Скоро о нас узнает вся Земля».
«Группа мальчиков придумала для себя развлечение: нашла жертву, связала ее. Жертва стоит, ожидая своей участи, а в руках у самого первого, самого крутого мальчика особый прибор, для того, чтобы жертву сначала пощекотать, а потом особым образом ее расщепить, расчленить. На вопрос: Что делают другие, вот, например, этот в красном? – Он отвечает: Он смеется и ободряет. – Зачем они это делают? – Это прикольно».
Таковы результаты тестирования. Тест этот относится к рисуночным тестам, ставшими уже обычными для психологов. С помощью таких тестов психологам удается заглянуть в душу человека и узнать то, что ни сам ребенок никогда бы ни сказал, поскольку этого не осознает, ни родители никогда бы не смогли поведать. Например, психологи часто прибегают к тесту «Моя семья». Ребенка просят нарисовать свою семью, и ребенок рисует психологическую картину-схему своей семьи. Например, на рисунке видим, что мама и папа в центре рисунка и изображены большими, а ребенок маленький где-то в углу рисунка. Скорее всего, этот ребенок чувствует себя в семье никчемным, его не уважают и с ним не считаются. Иногда на рисунке отсутствует кто-то из членов семьи. Скорее всего, это значит, что с этим человеком у ребенка серьезный конфликт. Ребенок может нарисовать только себя. «А где папа?» – «На работе». – «А где мама?» – «В магазине». – «А где брат?» – «В школе». Скорее всего, этот ребенок склонен к эгоизму. Идеальный рисунок должен быть светлым и ярким. Солнышко, цветочки, домик, папа и мама в центре, все детки рядом с ними, никто из людей не увеличен и не уменьшен в размере.
Еще один способ заглянуть в душу ребенка – это посмотреть на то, как играет ребенок. Однажды я решил поиграть со своим старшим сыном, которому тогда было 5 лет, в солдатики. У него были русские богатыри и немецкие рыцари. Русских не хватало, а немецких рыцарей было больше. «Пап, надо богатырей купить!» – «Да, ничего, давай играть так. Подумаешь, богатырей мало. Это даже хорошо. Представляешь, русских было мало, а они все равно победили!» – «Нет, пап! Русских же больше!» – «Ну, сам подумай. Ведь это еще большая слава, когда их меньше, а они побеждают. Наши вон, смотри, какие богатыри: один троих сразу уложит». – «Нет, пап. Ну, как ты не понимаешь? Русских же больше!» Так мы еще минут пять пререкались, сын все равно отказывался играть в солдатиков. А до меня стало постепенно доходить, что у ребенка все правильно в голове. У него правильная картина мира – добра (то есть наших, русских) в этом мире больше, а зла (то есть немцев, врагов) в этом мире меньше. Если ребенка убедить, что зла больше, это какая же страшная картина мира получится у него в голове? Поэтому он так отчаянно бился за то, что добра в мире больше. Действительно, в детском сознании добро должно быть большим и сильным, а зло маленьким и слабым, а в русских сказках еще и смешным. Зло не может рисоваться всесильным и могущественным.
Но вспомним тестирование детей. Оказывается, мир внутри ребенка может быть вовсе не таким светлым и безоблачным, как это должно быть, но в душе ребенка могут быть самые настоящие кошмары. И они могут мучить ребенка, если он остается один на один со своим внутренним миром. Во всех комментариях к рисункам детей звучала тема: зла в этом мире больше, чем добра, весь мир погибнет, ничего светлого впереди нет. Но с такой картиной мира очень страшно жить.
Не буду утверждать, что только фильмы ужасов создают такую картину мира. Прежде всего, картина мира в душе ребенка создается родителями. Не буду подробно останавливаться на том, какие родительские ошибки приводят к перевороту в душе ребенка. Можно кратко отметить, что у любящих родителей мир детей светел и прекрасен, а при недостатке любви, что выражается как в недостатке внимания, так и в избалованности, ребенок видит в мире больше зла, чем добра. Фильмы ужасов не только закрепляют такую картину мира, но еще и дополняют ее, наполняя ее монстрами, приведениями, убийствами и прочими кошмарами, до которых бы сам ребенок никогда бы не догадался, если бы этому не помогали ужасные взрослые. И картина мира становится в несколько раз ужаснее.
Замечу, что и смотрят фильмы ужасов, как правило, дети, которых родители недостаточно любят. Нормальные родители не дадут смотреть такие фильмы, а при случайном просмотре дети со светлой картиной мира сами убегают или закрывают глаза, не в силах смотреть на ужасы. Дети, которым оказывается мало внимания, будучи предоставленные сами себе, а часто и телевизору, постепенно привыкают к ужасам и начинают впитывать мир ужасов в себя. Тем более что ужасы являются ярким зрелищем и потому обладают притягательностью, они словно завораживают детей, которые не в силах оторваться от ужасного зрелища. Избалованные дети также не в силах оторваться от экрана, а их родители не в силах этого сделать в силу ложного понимания любви.
С картиной мира из фильма ужасов, где убийство – это норма жизни, а кровожадность и вероломство монстров – это законы того мира, жить действительно страшно. С такой картиной мира у человека два выхода. Первый выход – это согласиться с тем, что в этом мире правит зло и встать на его сторону (вспомним про бригаду, которая завоюет мир, и фразу: «Я среди них»). Вот откуда у нас столько подростковых преступлений совершенных жестоко и часто без всякой выгоды для себя, просто от избытка злобы на этот мир. Второй выход – не согласиться и просто уйти из этого мира (покончить с собой или же напиться, уколоться, обкуриться – и забыться). Поэтому все больше случаев самоубийства, алкоголизма и наркомании среди подростков.
Есть еще и третий выход – попытаться изменить картину мира и поверить, что добра в мире больше. Этот путь называется покаянием, изменением себя. В греческом языке для обозначения покаяния используется слово «metanoia» (метания), которое буквально можно перевести, как перемена ума (по-гречески nouV). Греческое слово nouV – это не просто ум, а весь внутренний мир человека, на русском языке этому понятию больше соответствует понятие «сердце». Поверить в то, что добра в мире больше, невозможно без веры в Бога, поскольку в мире действительно много зла, и только присутствие Божие в этом мире может перевесить чашу весов в сторону добра.
Взрослые
Теперь перейдем к взрослым. И сразу надо сказать, что подавляющее большинство взрослых фильмы ужасов не смотрят. Большинству людей это просто противно. Противно не только эстетически (мол, это не в моем вкусе), но и по более глубоким соображениям. Картина в фильмах ужасов не только внешне не приятна, но и внутренне лжива. Мира, который показывается в фильмах ужасов, не существует в реальности. Правда, сказочного мира, изображаемого в сказочных фильмах, тоже не существует, но в нормальных сказках аллегорически и завуалировано передаются духовные реалии этого мира. «Сказка – ложь, да в ней намек, добру молодцу – урок». И вновь повторю, что сказки должны быть светлыми и жизнерадостными, и зло в них слабое, а часто и смешное. А зачем смотреть фильм, который эстетически тебе не по нутру, да еще и тот, где ни на никой урок добру молодцу нет и намека.
Тем не менее есть взрослые, которые эти фильмы смотрят. Примерно до 14-16 лет дети могут смотреть фильмы ужасов в силу того, что просто не могут оторваться от них. Они понимают, что фильм плохой, но активно противодействовать этому (взять и выключить) не могут. Поэтому крайне важно, чтобы до этого возраста ребенок не встречался с грязью. В период подросткового переходного возраста у человека в душе такая новая способность противодействовать злу появляется. Конечно, не все взрослые развивают в себе эту способность, но она есть. Поэтому можно говорить, что взрослые смотрят фильмы ужасов по своей какой-то внутренней потребности. Потребности бывают разными.
Самая простая потребность – любопытство. Но любопытство быстро удовлетворяется, поэтому здесь речь идет скорее не о том, что полезно ли смотреть (то есть постоянно), а о том, что полезно ли посмотреть (один, два раза). На вопрос «Полезно ли посмотреть фильм ужаса один или несколько раз?» можно дать ответ, что кому-то полезно, кому-то нет.
Кому-то одноразовый просмотр фильма будет чем-то вроде прививки. Посмотрел, увидел, что там ничего хорошего нет, и теперь в течение всей жизни у человека не будет потребности смотреть фильмы ужасов. Но раз это прививка, то надо соблюдать и законы, по которым совершаются прививки. Первое правило гласит, что прививка не делается человеку с ослабленным иммунитетом, человеку болезненному или недавно перенесшему болезнь. Иначе есть опасность серьезно заразиться этой болезнью. Также и с фильмами. Даже однократный просмотр фильма для духовно не крепкого человека может быть вредным.
Потребность же смотреть (то есть постоянно, периодически) фильмы ужасов появляется в том случае, когда картина мира, рисуемого в этих фильмах, очень близка с мироощущением зрителя. Может быть, такому человеку не опасно смотреть такие фильмы? Чтобы ответь на такой вопрос, приведу аналогию. Просмотр фильмов ужасов по своей сути можно сравнить с курением. Да, очевидно, что детям и не курящим курить очень вредно. А самому курильщику, может быть, курение не так вредно? Увы, и курильщику курение не приносит ничего хорошего, один вред.
Человек, который видит мир в черных красках, с картиной мира из фильмов ужасов – глубоко духовно больной человек. Об этом состоянии можно сказать словами Евангелия: Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Матф. 6, 22-23). В таком состоянии человек не сможет достигнуть счастья. В таком состоянии человеку трудно создать нормальную семью, а уж тем более хорошо воспитать детей. Можно сказать даже больше: в таком состоянии души люди долго не живут. Самоубийство, алкоголизм и наркомания уносят всех, кто заражен этой болезнью.
«Да, что вы сгущаете, краски? У меня в душе вовсе нет никаких кошмаров, просто хочется иногда для разнообразия посмотреть фильм. Я не наркоман и не алкоголик. Я уже зрелый человек, мне от просмотра этого фильма ничего не будет! Мне хочется иногда пощекотать себе нервы». Действительно степень болезни бывает разная. Но смотреть интересно только то, что созвучно твоей душе, и, значит, болезнь в тебе уже есть. Тогда надо ставить вопрос так: «Просмотр фильмов ужасов укореняет твою болезнь или избавляет от нее?»
Есть еще один вариант потребности смотреть фильмы ужасов – научный. Например, человек исследует эту область киноискусства. Если он смотрит фильмы без сочувствия к ним, то вред от фильмов будет гораздо меньше. Вред будет меньше, но назвать просмотр фильмов и в этом случае безвредным не назовешь. Вот один пример. Одной моей знакомой в советское время приходилось делать сексологическую экспертизу всех ввозимых в Советский Союз фильмов, в том числе всех эротических и порнографических с целью их изъятия. По признанию некоторых людей, участвовавших в этой экспертизе, после частого просмотра развратных фильмов даже без сочувствия к ним у них начинались расстройства в сексуальной сфере и изменения в отрицательную сторону внутри семьи. Действительно, у святых отцов есть образ. Если в кувшин часто наливают и выливают нечистоты, то постепенно сосуд пропитывается их запахами, как будто он постоянно наполнен ими.
Выводы
Просмотр фильмов ужасов смертельно опасен для души ребенка. Взрослым смотреть эти фильмы в большинстве своем не полезно. Полезным иногда может быть разовый просмотр, вызвавший у зрителя эффект прививки от этих фильмов. Даже при просмотре этих фильмой без сочувствия к ним, надо быть крайне осторожным.
Протоиерей Илья Шугаев
(10463)