04.11.2013
К каждому из священников, особенно к тем, которые состоят в обществе «Трезвение» приходит множество людей, ищущих помощи и исцеления для своих родных, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. Большинство из этих людей (в психологии людей, окружающих алкоголика (наркомана) называют «созависимыми») пребывают в очень подавленном состоянии. Страх перед неизвестным, вздрагивание от стука шагов, нарушения сна, потеря интереса к общению с людьми говорит о том, что сами они не меньше своего родственника нуждаются в серьезной духовной и психологической (а иногда и психотерапевтической) поддержке. К сожалению, это состояние не только лишает их возможности помочь ближнему, но и способствует развитию заболевания. Поэтому (как бы странно эта рекомендация не звучала) первое, что нужно сделать для них — это прекратить всякие попытки переделывать других, а сначала самим избавиться от страшных плодов созависимости. Не может больной поделиться здоровьем, не исцелившись сначала сам. Когда говоришь об этом, часто встречаешь непонимание и даже осуждение, вплоть до отказа от дальнейшей помощи. Верующий человек должен понять, что желание самому влиять на другого — это проявление гордыни, а как известно «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». (Иак.4:6) Смириться, признать, что ты ничего изменить в другом не можешь, как бы не пытался, очень трудно. Но опыт показывает, что те, кто, смирившись, избавились от болезненного самообмана, что можем влиять на другого, поручили это Воле Божьей и занялись своим исправлением, получают поразительные результаты.
Повсеместной ошибкой является то, что большинство ищут быстрого и безболезненного решения своей проблемы путем каких-то одномоментных действий, которые помогли бы измениться зависимому человеку притом без его желания. «Какой молебен отслужить и какую молитву прочитать, кому свечку поставить и в какой монастырь съездить, чтоб он (она) пить перестал?». Вроде бы все верно. И молебны с акафистами совершаются и свечи на них горят, а кто пил тот, как правило, пить и продолжает, несмотря на то, что все «рекомендации» выполняются исправно. Причины этого можно разделить на две категории.
Первая происходит из неправильного понимания духовной жизни. Молитва за ближнего не угодна Богу, если она не соединятся с глубоким смирением, прощением обид, искренним покаянием в преждесодеянных грехах и исправлением жизни по заповедям Божиим. Каждый раз, ставя свечу с храме, подавая записку на литургию или молебен, приводи на ум слова из Евангелия и 50 псалма «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. (Матф.5:23,24) «Жертва Богу — дух сокрушенный». (Пс.50:19) Без этого примирения и сокрушения сердца наши свечки и записки неугодны Богу. Ежедневное чтение Евангелия, Святых Отцов, повседневное исповедание грехов, подробная и частая исповедь перед духовником поможет понять это. Особе место в жизни христианина должно занимать по возможности более частое причастие Тела и Крови Христовых. Никакой правильной духовной жизни без причастия быть не может «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». (Иоан.6:53) Если нам действительно дорог человек, для которого мы просим у Бога исцеления, для которого нам не жалко ни сил не средств, от которого мы готовы терпеть и терпим годами обиды и унижения, то почему же нам ради него нам так трудно бывает заставить себя следовать этим простым рекомендациям? Мне встречались женщины, которые в поисках отрезвления своих мужей истратили десятки тысяч на разных «целителей», терпели побои и измены из «любви» к ним, а в ответ на просьбу священника прийти на исповедь и причастие пожимали плечами, мол, это очень сложно, нам нужен такой священник, чтоб «почитал» и сразу стало легче. Но как известно «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими.» (Матф.7:13)
Вторая заключается в нашем неправильном отношении к больному и его болезни, в поведении не только не способствующем выздоровлению, а даже наоборот поощряющем дальнейшее развитие зависимости. Как известно, ранняя диагностика любой болезни дает намного больше возможностей для ее излечения. К сожалению, на начальной стадии заболевания родные, замечающие неладное склонны попросту отрицать проблему как таковую. «Он не алкоголик, просто меры не знает«, «попал в дурную компанию», «пил бы понемногу, никаких проблем бы не было». Проблему видят не в зависимости, а в количестве выпитого. В данной ситуации очень важно понять, что причиной безобразного поведения являются не внутренние качества человека, «только проявляющиеся после выпивки», а сам алкоголь, изменяющий личность человека, привносящий в нее черты, изначально неприсущие, открывающий вход в душу для нечистой силы, которая начинает руководить пьяным и его устами и руками творить беззаконие. Количество и качество выпитого алкоголя никакого значения не имеет. Алкоголик никогда не сможет «пить в меру». Знали бы родные сколько противоречий возникает в его душе, когда, вскоре после крупного скандала устроенного на следующий день после позднего прихода в пьяном виде, по какому-то семейному поводу, жена (мать, теща) достает бутылку и предлагает принять «для аппетиту». Логика «пусть лучше выпьет дома» или, что еще хуже, совместная выпивка, всегда приводит к ускорению прогрессирования болезни, переходу к следующим стадиям деградации личности и многократному усилению признаков созависмости или даже к втягиванию в зависимость других членов семьи. Понять чувства, мысли, логику алкоголика тому, кто сам не прошел через это, очень трудно, для многих вообще невозможно. Да и пытаться не нужно. Поймите одно. Если в семье есть человек, испытывающий проблемы с алкоголем, (а алкоголик может только совсем не пить, пить «культурно» он никогда не сможет), то всем остальным, если он им действительно дорог, нет иного выхода, как полностью, навсегда принять решение об абсолютно трезвом образе жизни. Верующие это решение подкрепляют обетом трезвения, принимаемом по благословению духовника.
Дальше начинается самое сложное. Нужно отделить в своем сознании человека от его болезни, возненавидеть грех и возлюбить грешника, научиться спокойно реагировать на все его выходки, зная, что причина не в нем самом а «в водке». Ни в коем случае нельзя идти на поводу у своих эмоций, на которые будет давить алкоголик, изображая жертву, шантажируя, угрожая, торгуясь с вами, пытаясь навязать вам роль няньки или «спасителя». Ни в коем случае нельзя позволять алкоголику манипулировать собой, строить из себя жертву, нельзя давать деньги на выпивку, обслуживать запои, звонить с объяснениями причин прогулов на работу, покупать справки о болезни. Принимая бремя ответственности за его поступки на себя, вы навсегда лишаете его возможности осознать все положение. Дайте понять, что избавление от пьянства нужно, прежде всего, самому пьющему. Те случаи, когда бросают пить «ради семьи, детей, работы» как правило, приносят только временное облегчение. В таких случаях в период между запоями алкоголик требует повышенного внимания к себе, шантажирует, бездельничает, а в ответ на какие-то замечания говорит «…зато не пью», «было б лучше, если бы пил?». И, конечно же, находит повод для того чтоб сорваться. Ради истинной, спасающей любви нужно научиться сдерживать проявления «любви» ложной, губительной.
Несмотря на наличие общих принципов, в разных людях болезнь протекает по-разному и по каждому конкретному случаю нужно собеседование как с духовником, имеющим представление по данной проблеме, так и с врачом-психотерапевтом. Ни в коем случае нельзя покупаться на многообещающие рекламные вывески многочисленных частных кабинетов, где обещают «сотворить чудо» и избавить от всех проблем за несколько сеансов. К сожалению, часто пациенты кроме потраченных впустую денег и времени выносят из этих кабинетов вместо исцеления тяжелые психические и физические осложнения, потерпев несколько неудач, теряют веру в возможность избавления от недуга. Чудеса бывают, но они — область веры, а не медицины. Поэтому в случае тяжелого запоя или признаков развивающегося алкогольного психоза ни в коем случае не занимаетесь самолечением, не пытайтесь прервать запой самостоятельно, это может привести к внезапной смерти или страшным трагедиям. Не ищите чудо-лекарей, а обращайтесь в таких случаях в государственную наркологическую службу, которая эффективно позволяет привести человека в сознание, и только после этого станет возможно дальнейшее психотерапевтическое лечение и духовная реабилитация. Нет ничего стыдного в том, чтоб обратиться к специалисту и чем раньше вы это сделаете, тем ему легче будет оказать помощь вашему больному.
Алкоголизм — такое же заболевание, как гипертония или диабет, хотя имеет в большей степени психическую, а не только физиологическую природу. Болезнь эта многократно осложнена тем, что сами больные и их семьи признавать ее не хотят. А ведь увидеть и разобраться в том, что со мной происходит — это уже полпути к выздоровлению. Процесс духовной войны с зависимостью может быть очень не быстрым. Вообще, нет гарантии, что ваши усилия увенчаются успехом в этой жизни. Бывали случаи, когда не исправлением жизни, то хотя бы покаянием на смертном одре Бог спасал заблудшую душу. Нам не дано знать пути Господни, но одно мы знаем точно. От нас и нашего поведения зависит очень многое.
Протоиерей Евгений Пейков, член Донбасского православного общества «Трезвение»
(23131)