Киевский священник считает важнейшей задачей миссионерского служения воцерковление уже крещеных людей …
29 января сего года на первом заседании президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви был утвержден список тем для рассмотрения в комиссиях Межсоборного присутствия. Святейший Патриарх Кирилл на заседании президиума сказал о жизненной необходимости обсуждения тем, вынесенных на присутствие.
«Русская народная линия», следуя призыву Предстоятеля Русской Церкви, решила принять деятельное участие в этой дискуссии. В связи с этим предлагаем вниманию наших читателей разбор тем, вынесенных на рассмотрение комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной миссии. Своим видением данной проблематики поделился известный пастырь, сотрудник Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятель храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г. Киева протоиерей Андрей Ткачев. Ранее свое мнение о миссионерской деятельности высказали игумен Августин (Анисимов), игумен Лука (Степанов), протоиерей Георгий Городенцев, протоиерей Вячеслав Пушкарев, протоиерей Олег Стеняев, протоиерей Димитрий Арзуманов, иеромонах Макарий (Маркиш), иерей Валерий Буланников и диакон Владимир Василик.
Недостатков в осуществлении православной миссионерской деятельности хватает. Миссия — это не самое наше сильное место. Мы ею занимались с большими перерывами, а из-за слома системы и полного переустройства народной жизни Церковь вообще очень долго, целую советскую эпоху, не занималась этим совсем.
Теперь у нас, как мне кажется, вопросы миссии исходят из состояния нашей церковной жизни, географического положения и территориальной громадности. В первую очередь, нам нужна внутренняя миссия, поскольку количество крещеных людей критически не совпадает с количеством воцерковленных и осознающих себя православными христианами людей. Число крещеных значительно превышает число сознательно ведущих церковную жизнь, я бы даже сказал, предпринимающих усилия вести более или менее церковную жизнь. Поэтому необходимо реальное вовлечение в поле евхаристической жизни, молитвы и практического христианского труда всей той массы людей, которая остается на сегодняшний день инертной. Эта внутренняя миссия, это работа на приходах, это воскресные школы, это вхождение во все социальные ниши — школа, армия, образование, использование СМИ. Все это требует нескольких лет труда. Такая работа, я думаю, вовлечет разные слои населения. В первую очередь, важно, чтобы молодежь и интеллигенция вошли в Церковь. Потому что один воцерковленный интеллигент расширяет миссионерское поле в геометрической прогрессии. Ну и, безусловно, будущее Церкви — это молодежь.
Что касается внешней миссии, то нам не нужно ездить в Африку, в Австралию или Латинскую Америку. Стоит лишь осознать географическое соприкосновение государства Российского со всеми имеющимися в мире религиозными группами по границам в силу соседства. Мы граничим, а, следовательно, общаемся и с миром буддизма, и с миром ислама. Есть у нас протестантские и еврейские общины. Мы граничим со всеми религиозными мирами. Поэтому активизация внешней миссионерской деятельности должна быть в пограничных областях. На Дальнем Востоке — это ламаизм, буддизм, конфуцианство. В Средней Азии и на Кавказе — это мир ислама. Вот в этих областях миссия должна быть особенной и специфической, применительно к особенностям региона.
Россия очень большая, поэтому нам не нужно никуда ехать, нам нужно только научиться общаться с людьми различных групп, сформированными мировыми религиями. Научиться мягко или активно, в зависимости от ситуации, работать в этих областях. Прежде всего, это должна быть защита своего православного населения от воздействия миссионеров других религиозных групп и мягкие формы воздействия именно на эти группы. Это Богом назначенная нам задача.
Любая человеческая деятельность предполагает осознанное движение, практическим шагам должен предшествовать анализ ситуации и выработка пути реализации существующей концепции. Все это нужно обдумывать, все это должно обсуждаться достаточно широко. Отсутствие миссионерства в Церкви — это признак ее кризисного состояния. Если вы знаете о Христе и никому о том не говорите, то возникают сомнения, что вы знаете о Христе.
Протоиерей Андрей Ткачев, сотрудник Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятель храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г. Киева, специально для «Русской народной линии»
(37)