Все чаще и чаще нам приходится на улицах и даже у себя дома(!) сталкиваться с таким явлением, как навязчивость протестанских проповедников различных сект. Чтоб противостоять им нужно знать — что — же такое протестантизм вообще в основе своей.
Протестантизм (от лат. protestans, родительный падеж protestantis — публично доказывающий), одно из трёх крупнейших направлений христианства (наряду с католицизмом и православием). Объединяет ряд самостоятельных церквей и сект, несколько отличающихся друг от друга культом и организацией, но связанных общностью происхождения и догматики. Название «протестанты» первоначально было дано германским князьям и городам, подписавшим на Шпейерском сейме 1529 так называемую Протестацию — протест против решения большинства этого сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии. В дальнейшем протестантами стали называть всех последователей новых церковных направлений, отколовшихся в ходе Реформации 16 в. от католицизма, а также появившихся позднее в результате отделения от главных протестантских церквей. П. возник в 16 в. как новая, специфически «буржуазная разновидность» христианства (см. К, Маркс, Капитал, т. 1, в книга: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 89) — в противоположность средневековому, феодальному в своей основе, католицизму.
Основные догматические положения нового направления христианства были сформулированы крупнейшими протестантскими теологами 16 в. — основателями П. — М. Лютером, Ж. Кальвином, У. Цвингли. Одним из главных догматических положений, отличающих П. от католицизма (и от православия), является учение о непосредственной «связи» человека с богом: согласно П., «божественная благодать» даруется человеку прямо богом, без посредничества церкви, духовенства, а спасение человека достигается только через его личную веру (принцип «оправдания верой») в искупительную жертву Христа и по воле бога. Поэтому в П. (за исключением англиканства) нет принципиального противопоставления духовенства мирянам и каждый верующий в принципе имеет право по-своему толковать и излагать «слово божие» (принцип «священства» всех верующих). Всё это обосновывало отказ протестантов от церковной организации типа католической (отрицание характерной для католицизма церковной иерархии и непризнание папы римского как главы её), открывало путь требованиям буржуазно-демократических свобод и развитию буржуазного индивидуализма, способствовало созданию национальных (независимых от космополитического папства) церквей. В соответствии с протестантскими взглядами на отношение человека к богу и церкви религиозный культ в П. существенно упрощён и удешевлен. В нём сохранены лишь немногие религиозные праздники, как правило, отсутствует поклонение иконам и мощам, число таинств сведено к двум (крещению и причащению), богослужение состоит преимущественно из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают святых, ангелов, культа богородицы, отрицают представление о чистилище, принятое в католической церкви. Протестантское духовенство избирается мирянами (на практике, однако, этот принцип подменяется назначением духовенства сверху). В П. нет монашества, нет безбрачия духовенства (целибата).
В своей реформе католицизма П. апеллировал к первоначальному христианству. Источником вероучения П. считает Священное писание (Библию, которая переведена на живые национальные языки), отвергнув католическое Священное предание как людское измышление.
Первоначальными, возникшими уже в 16 в. формами П. были: лютеранство, кальвинизм, цвинглианство, англиканство (см. Англиканская церковь), анабаптизм (см. Анабаптисты), меннонитство (см. Меннониты); к протестантам примыкали унитарии (в т. ч. польские социниане), чешские братья.
В период 16—17 вв. П., воспринятый самыми разными социальными слоями, был в первую очередь идейным оружием буржуазии, боровшейся с феодализмом, знаменем первых буржуазных революций. С 17 в. П. стал распространяться в английских колониях в Северной Америке. В Англии и в англоязычных странах кальвинизм принял форму пресвитерианства (см. Пресвитерианская церковь), существенно не отличавшегося от кальвинизма на Европейском континенте (поглотившего цвинглианство и обычно называемый реформатством). Более демократичные, чем пресвитериане, конгрегационалисты установили автономность религиозных общин. В 17 в. сложились баптизм (см. Баптисты) и квакерство (см. Квакеры).
Постепенно старые протестантские церкви превратились в государственные или равноправные с церквами др. вероисповеданий, в них усилилась тенденция к превращению в обычные церковные организации со свойственными церкви формализмом и чисто внешней «благочестивостью». Новые (возникавшие в конце 17 — начале 20 вв.) направления П. отличались более изощрёнными формами религиозного воздействия, в некоторых из них усилились мистические и иррациональные элементы. Таковы пиетизм (возник в лютеранстве в конце 17 в.), методизм (см. Методисты), отколовшийся в 18 в. от англиканства, секта адвентистов (с 30-х гг. 19 в.), секта пятидесятников, сложившаяся в начале 20 в. на баптистской основе. Для П. характерна активная миссионерская деятельность, в результате которой П. распространился в большей части бывших колониальных и зависимых стран. Видное место принадлежит П. (со 2-й половины 19 в.) в движении христианского социализма, в создании так называемых внутренних миссий в рабочей среде (как ответ на распространение атеизма среди рабочих). Социальная интерпретация христианства была в значительной мере связана в П. с распространением со 2-й половины 19 в. т. н. либеральной теологии, стремившейся приспособить христианство к современности путём более рационалистического толкования библейских текстов, попыток «примирить» религию с наукой, включить П. в решение социальных проблем. Это направление вплоть до начала 20 в. пользовалось в протестантском богословии преобладающим влиянием (крупнейшие представители А. Ричль, А. Харнак, Э. Трельч и др.). В этом направлении — в наиболее крайних его проявлениях — выявилась тенденция рассматривать христианство по существу лишь как этическую доктрину — христианство в значительной мере утрачивало черты «религии откровения» и трактовалось как определённая сторона человеческого духа, всё более смыкаясь с идеалистическими направлениями философии (эта связь, особенно в нем. П., всегда была значительной). Для протестантского богословия 1-й половины 20 в. характерны кризис религиозного либерализма, усиление влияния крайне реакционного фидеистического направления — фундаментализма, а с 20—30-х гг. 20 в. — выдвижение в качестве ведущего нового направления — диалектической теологии или теологии кризиса (К. Барт, П. Тиллих, Р. Нибур, Э. Бруннер и др.). Это направление, провозгласившее возврат к учению Лютера и Кальвина, отказалось от свойственной либеральной теологии веры в нравственный прогресс, подчёркивая идею неразрешимости трагических противоречий человеческого существования, невозможности преодоления «кризиса» внутри человека (отражение реального кризиса капиталистического мира). С 60-х гг. влияние неоортодоксии, зашедшей в тупик в своём историческом пессимизме, стало уменьшаться. Наблюдается возрождение некоторых либеральных течений П., поиски путей обновления религии, приспособления к современным потребностям общества. Создаётся теология «смерти бога» в современном мире, проповедуется «религия без бога», близкая к пантеизму, что свидетельствует уже о крахе самой теологии. Формулируется новая социально-этическая концепция, признающая необходимость перемен в общественной жизни (идеи так называемой теологии революции, близкие в своей сути ревизионистским и др. антикоммунистическими интерпретациям революции, и др.).
Протестантские церкви насчитывают (начало 70-х гг. 20 в.) около 225 млн. приверженцев, в том числе лютеран около 74 млн., кальвинистов (пресвитериан, реформатов и конгрегационалистов) около 50 млн., англикан около 30 млн., методистов около 40 млн., баптистов около 25 млн. П. распространён главным образом в скандинавских странах, ФРГ, ГДР, Швейцарии, Великобритании и её бывших доминионах (Австралия, Канада, Новая Зеландия), Нидерландах, США. В 20 в. развернулось экуменическое движение, ставящее целью объединение христианских (первоначально только протестантских) церквей (с 1948 руководящий орган — Всемирный совет церквей).
Лит.: Гараджа В. И., Протестантизм, М., 1971; его же, Кризис современного протестантизма и поиски «новой теологии». М., 1973: Чанышев А. Н., Протестантизм. М., 1969; Левада Ю. А., Современное христианство и социальный прогресс, М., 1962; Вебер М., Протестантские секты и дух капитализма, «Атеист», 1928, № 1; Капелюш Ф. Д., Религия раннего капитализма, М., 1931; Ferm V. Т., A protestant dictionary, N. Y., 1951. См. также лит. при статьях Реформация, Лютер М., Кальвин Ж.
(источник — книга «Религии мира» А. Н. Чанышев. )
******************************************************************************************************************
Хронология эпохи Реформации и распространения протестантизма
10 ноября 1483 — в Айслебене, Саксония, родился Мартин Лютер
1 января 1484 — в Вильдхаусе родился Ульрих Цвингли
17 июля 1505 — Лютер принял постриг в августинском монастыре в Эрфурте
10 июля 1509 — в Нуайоне, Пикардия, родился Жан Кальвин
19 октября 1512 — Лютер получил степень доктора теологии и начал читать лекции о Библии в Виттенберге
1515 — публикация «Писем темных людей», высмеивающих кёльнских доминиканцев
31 октября 1517 — Лютер вывесил свои «95 тезисов» на двери замковой церкви в Виттенберге 1
1519 — начало проповеднической деятельности Уильриха Цвингли
1519 — Лейпцигский диспут Экка с Карлштадтом и Лютером, который подверг сомнению мудрость церковных соборов и поддержал учение Гуса, еретика, казненного по приговору собора в Констанце
1520 — папская булла Exsurge Domine с угрозой отлучения Лютера. Тот издал сочинение О свободе христианина и публично сжег папскую буллу
3 декабря 1521 — отлучение Лютера от Римско-католической церкви
1521 — Филипп Меланхтон опубликовал первое издание Loci Communes («Общих мест»), ставших «стандартом» для богословских работ лютеранского направления
28 января — 25 мая 1521— Вормский рейхстаг. За отказ отречься от своих взглядов, Лютер был назван еретиком и объявлен вне закона, а его сочинения подлежали уничтожению. Для обеспечения безопасности Лютера, Фридрих Мудрый приказал его похитить и препроводить в замок Вартбург. Здесь Лютер взялся за перевод Священного Писания на немецкий язык
1522 — выступление в Виттенберге «цвиккауских пророков». Удаление икон из церквей города
6 марта 1522 — тайное возвращение Лютера в Виттерберг. Публикация немецкого перевода Священного Писания
1524 — начало Крестьянской войны в Германии
1525 — публикация «Комментария об истинной и ложной религии» Цвингли. Лютер женился на бывшей монахине Катарине фон Бора
27 августа 1526 — I рейхстаг в Шпейере временно до следующего церковного собора предоставил имперским князьям действовать в религиозных вопросах по своему разумению, «как если бы они были ответственны только перед Богом и его императорским величеством»
1528 — Берн принял цвинглианскую Реформацию и проведение месс было отменено
19 апреля 1529 — рождение протестантизма: немецкие князья и имперские свободные города выступили против постановления II Шпейрского рейхстага о повсеместном восстановлении католического богослужения
1 октября — 4 октября 1529 — встреча Лютера и Цвингли и Марбургский диспут
1530 — Аугсбургский рейхстаг. Попытка добиться церковного единства католиков и протестантов провалилась
27 февраля 1531 — основание северонемецкими князьями Шмалькальденской лиги в защиту протестантизма2
11 октября 1531 — битва при Каппеле, где католические кантоны наголову разгромили силы Цюриха под командованием Цвингли, павшего в сражении.
1534 — учреждено «Общество Иисуса» — орден иезуитов. Начало Контрреформации
1535 — успехи лютеранства в городах Ганзейского союза и осуждение анабаптизма как ереси
середина 1530-х — распространение лютеранской Реформации в вестфальских городах3 и территориях северо-восточной Германии
1527 — 1544 — распространение лютеранства в Швеции
1534 — начало Реформации в Англии: Генрих VIII на основании Акта о верховенстве принял титул главы английской церкви
1536 — Реформация на лютеранский лад в Дании при Кристиане III. Арест католических епископов; конфискация земель духовенства и монастырей; король во главе церкви
1537 — 1539 — Реформация по-датски в Норвегии и в 1551 в Исландии
1539 — издан 1-й том полного собрания сочинений Лютера
18 февраля 1546 — смерть Лютера
1552 — Пассаусский мир, гарантировавший свободу вероисповедания всем протестантам на землях Священной Римской империи
25 сентября 1555 — Аугсбургский мир, подписанный Карлом V с представителями Шмалькальденской лиги, признал Confessio Augustana (Аугсбургское исповедание), придав лютеранству официальный статус на землях Священной Римской империи, и кодифицировал принцип cuius regio, eius religio («чья область, того и вера»), дававший полную независимость князьям в религиозных вопросах и право определять религию своих подданных
1571 — законы против католиков при королеве Англии Елизавете I. Переход из протестантизма в католицизм приравнивался к государственной измене.
13 апреля 1598 — французский король Генрих IV издал Нантский эдикт, подтвердивший господствующий статус во Франции католической религии, но предоставивший протестантам (гугенотам4) свободу вероисповедания и богослужения по всей стране, за исключением Парижа
23 мая 1618 — «Пражская дефенестрация». Из окон одного из замков Пражского Града местными дворянами были выброшены двое австрийских наместников, пытавшихся восстановить в протестантской Чехии власть католической церкви
1648 — Вестфальский мир, положивший конец Тридцатилетней войне в Европе, подтвердил религиозные положения Аугсбургского мира и признал кальвинизм вторым крупным течением протестантизма
11 июля 1690 — сражение на речке Бойн, Ирландия. Войско английского короля Вильгельма III Оранского одержало решительную победу над ополчением низложенного короля Англии Якова II Стюарта, пытавшегося вернуться на трон и возродить прежний режим абсолютизма. Поражение сторонников Якова ознаменовало окончательное отстранение британских католиков от государственной власти.
Формы протестантизма
Хотя протестантизм не представляет из себя однородного явления, а его приверженцы разделяются на множество течений и групп — деноминаций, между ними, несмотря на все различия, существует или предполагается некое невидимое духовное единство. При всех теологических расхождениях, большинство протестантских церквей участвует в экуменическом движении, направленном на взаимопонимание и сотрудничество христианских конфессий. В мире существует более 33 тыс. деноминаций 238 странах, но их число продолжает расти каждый год и не поддается точному подсчету. Главными ветвями протестантизма являются — лютеранство, кальвинизм или реформатство, и англиканство. К другим течениям протестантизма относятся: методизм, баптизм, адвентизм, анабаптизм, конгрегационалистская церковь, пятидесятничество, харизматическое движение, пресвитерианство, квакеризм, свидетели Иеговы и др.
Лютеранство
Лютеранство, Lutheranism (англ.) — главная ветвь протестантского христианства, восходящая к Мартину Лютеру, который вложил в вероучение не только идеи реформирования церкви, но и свой собственный духовный опыт. Большое место в сочинениях Лютера отводилось концепции «свободы христианина». Божественная справедливость понималась Лютером не как свойство наказания и воздаяния, а как божественная активность, которая оправдывает человека. Справедливость, как и милость Божья, не зависит от личных достоинств человека, но дается по личной воле Творца и возвещается Святым Духом. Бог не воздействует насильственно на волю человека, но, как абсолютный господин, направляет волю к своей цели. В результате человек действует свободно даже в вопросе собственного спасения, т.к. истинно свободен только человек «оправданный» — его судьба уже определена Богом, который вырвал ее из земных условностей. Но человек должен подчиняться законам судьбы и отсюда — требование подчинения церкви светской власти как одному из государственных институтов. Главные догматические положения Лютера изложены в «Аугсбургском исповедании веры» (вместе с Меланхтоном) и в «Книге согласия», которая наряду с Библией является своеобразной священной книгой лютеранства.
Лютеранство быстро вышло за пределы Германии и распространилось в других странах Европы, прежде всего в Скандинавии. В Швеции реформация церкви осуществлялась по инициативе короля и лютеранство стало способом утверждения отделения страны от Дании и диктата Ватикана (30-е годы XVI века). В конце XIX веке и на протяжении XX-го в Европы начался процесс либерализации лютеранства: например, принятие женского священства. Европейские лютеранские церкви в большинстве своем являются государственными, зависят от общенационального общественного мнения, и поэтому отличаются теологическим либерализмом. В США, наоборот, сосредоточены консервативные течения лютеранства. Наиболее значимыми среди них являются лютеранская церковь Миссури-Синод и лютеранская церковь Висконсин-Синод.
Главные международные организации лютеранских церквей
Всемирная лютеранская федерация (140 церквей в 78 странах);
Международный лютеранский совет
Конфессиональная евангелическо-лютеранская конференция.
Главные лютеранские церкви
Шведская церковь
Евангелическо-лютеранская церковь Америки
Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии
Датская национальная церковь
Эфиопская евангелическая церковь Мекане Йесус
Норвежская церковь
Протестантская христианская церковь Батак в Индонезии
Евангелическо-лютеранская церковь Танзании
Протестанская лютеранская церквовь Гановера
Малагасийская лютеранская церковь (Мадагаскар)
Лютеранство в России
Лютеранство в России имеет долгую историю и появилось еще при жизни его основателя Мартина Лютера. Особое распространение на ее территории получили скандинавская и немецкая традиции лютеранства. Приток лютеран пришелся на эпоху Петра I и Екатерины Великой. В 1763 императрица издала манифест, призывавший иностранцев переселяться в Россию: для переселенцев предусматривался ряд привилегий: «Свободное отправление веры» и государственная помощь при строительстве церквей. В дальнейшем государство продолжало политику благоприятствования. С началом XIX века, после прибытия большой волны переселенцев из Швабии5, придерживавшихся пиетистскикх убеждений, в русском лютеранстве начался раскол, затихший на время, но продолжающийся и до настоящего времени. В 1930-е лютеранство пережило период заката — все здания церквей были национализированы, а пасторы сосланы и погибли в лагерях. Возрождение лютеранства началось только после подписания Хельсинской декларации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 на основе 2-х этнических групп, исконно принадлежавших к этому вероисповеданию — немцев и финнов. В 1990-х произошел массовый переход русских в лютеранство, которые, влиливаясь в структуры ЕЛЦ, церковь Ингрии, привносят свои особенности, в частности стремятся создать свою собственную лютеранскую церковь. Численность ЕЛЦ оценивается в 200 тыс. человек; ЕЛЦИ — 20 тыс.; БЛЦ — 1 тыс.; ХЕЛЦВС — 1 тыс.6
Главные лютеранские церкви в России
Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии (ЕЛЦ)
Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии на территории России (ЕЛЦИ)
Сибирская евангелическо-лютеранская церковь (прежде Библейская ЛЦ)
Лютеранская церковь Миссури-Синод на территории России
Христианская евангелическая лютеранская церковь Висконсин-Синод (ХЕЛЦВС)
Евангелическо-лютеранская церковь Латвии
Евангелическо-лютеранская церковь Эстонии
Округ Екатеринбургской евангелическо-лютеранской консистории
Карельская евангелическо-лютеранская церковь
Кальвинизм
Кальвинизм или Реформатская церковь, Calvinism (англ.), — второе крупное течение в протестантизме, возникшее в период Реформации в Швейцарии, получило название по имени основателя движения — Жана Кальвина. Кальвинизму исторически предшествовало учение Цвингли, цюрихского священника, поборника независимости и республиканских свобод. Опираясь на авторитет Священного Писания, Цвингли отвергал Римское «священное предание» и отстаивал принципы «всеобщего священства». Систематическое обоснование Реформации было представлено Кальвином в труде «Наставление в христианской вере» (1559), где были изложены не только теологические вопросы веры, но проблемы христианской свободы и взаимоотношений церковной и светской влатей. В этом трактате Кальвин выел догмат о полном предопределении жизни человека: Бог изначально, еще до сотворения мира, предначертал спасения или осуждение людей, и они должны довериться его приговору. Но человек земной может увидеть знак своей избранности и правильности своих действий. Таким критерием служит успех в земном труде, к которому Бог призвал человека. Следуя этой гражданской морали, основанной на принципах мирного аскетизма, человек должен все свои силы посвящать труду, причем не ради накопления денег — это грех стяжательства, а пускать капитал в оборот, способствуя тем самым процветанию населения и государства. Кальвин полагал возможным построить церковь на принципах выборности, где независимые общины верующих самостоятельно могли выбрать пастора и пресвитера. Но вскоре он сам же нарушил свои принципы. Он создал диктатуру реформатской консистории в Женеве, подчинил магистрат, изгнал или уничтожил оппозицию7. Он также ввел строгую регламентацию общественной и личной жизни. И хотя формально эти строгости были отменены, они органически вошли в кальвинистскую мораль.
В течение XVI века кальвинизм широко распространился в Нидерландах, а также в Англии и Шотландии, где сложились общины пресвитериан, первоначально объединявшие последователей кальвинистских идей, настаивавших на идеях выборности и децентрализации церкви. Пресвитериане составили умеренное крыло пуританизма, получив особенное распространение в период Английской революции, когда они являлись правящей церковью. В 1643 — 1649 в Англии было составлено «Вестминстерское исповедание веры», где изложены основные постулаты веры реформатской церкви. Со временем кальвинизм утратил свой радикализм и его доктрина постепенна начала сближаться с лютеранскими и евангелическими учениями. С XVII века пошел процесс формирования самостоятельных национальных церквей в Швейцарии, Нидерландах, северной Германии и Франции, одни из которых строго придерживались первоначального учения Кальвина, другие шли по пути все большей либерализации.
Кальвинистские ресурсы
Центр реформатской теологии и апологетики
Реформатское христианское обучения III-го тысячелетия
Sola Gratia Ministries (реформатские и кальвинистские материалы)
Реформатские молитвы
Кальвинизм в России
Первые кальнистские общины появились еще в XVI веке и вплоть до правления Анны Иоановны кальвинисты наряду с лютеранами пользовались равными правами. После 1734 начались попытки принудительного объединения кальвинистов с лютеранами. Сотрудничество кальвинистов с православной церковью ограничивалось сферой образования. После революции 1917 началась массовая эмиграция приверженцев кальвинизма, поскольку они в основном состояли из иностранцев и русских западноевропейского происхождения. В 1990-х кальвинистская церковь по сути образовалась заново. Современная численность кальвинистов невелика — более 200 чел.8. Российские церкви входят в региональную конференцию СНГ. Поместные общины принадлежат 2-м реформатским консервативным церквям — голландской и швейцарской.
Англиканство
Англиканство, Anglicanism (англ.) — англиканское вероисповедание, объединяющее церкви Англии и бывших английских колоний во главе с духовным лидером — архиепископом Кентерберийским. Идейное обоснование необходимости разрыва с Ватиканом и католичеством было подготовлено трудами и деятельностию теолога Джона Виклифа, ученого и реформатора Тиндала, и др. Однако Реформация в Англии была проведена политическим решением короля Генриха VIII, стремившего создать национальную церковь и объединить английский народ под своей властью (Акт о верховенстве, 1534). С тех пор король/королева являются главой англиканской церкви, архиепископ Кентерберийский духовным лидером церкви. Англиканство содержит в себе элементы католического и протестантского вероисповедания. Католические присутствуют в культе, а английская литургия является переработкой католической средневековой литургии. В то же время английский символ веры из 39 глав — главный документ догматических положений англиканства, принятый в 1571, содержит ряд ярко выраженных протестантских элементов кальвинистского толка.
Англиканские ресурсы
Официальный портал сообщества церквей англиканского вероисповедания
Церковь Англии
Кентерберийский проект
Онлайн центр англиканских церквей
Англиканство в России
Англиканская церковь в России ведет свое начало с эпохи Ивана Грозного. В настоящее время существует 3 англиканских прихода, которые входят в Гибралтарскую епархию в Европе. Численность — более 300 чел. в основном иностранного происхождения9. Кроме того, существует еще Епископальная церковь в Санкт-Петербурге, ассоциированная с Свободной церковью Англии в Бирмингеме.
Цитаты
На том стою и не могу иначе. Да поможет мне Бог. Аминь (Hier stehe ich. Ich kann nicht anders. Gott helfe mir. Amen нем., лат.)10
Ссылки
Русскоязычные ресурсы
Протестантизм. Миссионерский сайт об эффективном благовестии
Кальвинизм — решение проблем России!
Протестантский портал «Светильник» — живые христианские ссылки
Мегапортал христианских ресурсов InVictory.org
Христианский Портал Евангелие
JesusChrist.ru — сервер христианского общения
Англиканство
Лютеранство в России
Форум церкви Назарянина
Зарубежные ресурсы
Введение в протестантизм
Всемирная лютеранская федерация
Монергизм: статьи и материалы по истории христианской веры
Епископальная церковь
Литература
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма
Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. М., 2003
«Вокруг света» о протестантах
Статьи
Июль 1980 Кралицкие истоки (за 42 года существования подпольная типография протестантов в Кралицком замке, в Чехии, выпустила 76 книг, в том числе и знаменитую Кралицкую Библию)
Февраль 1983 В Ольстере без перемен (из 1,5 млн жителей Ольстера 2/3 составляют протестанты)
Июнь 1991 Легенды и были о динозаврах (наилучшая разновидность человека разумного — мужчина, англичанин и протестант)
Июнь 1995 «Вокруг света» в гостях у каннибалов (несколько лет назад были съедены два миссионера-протестанта)
Август 1995 Поувоу — это… поувоу (белых жителей Америки индейцы называли «уоспов», от англ. «White Anglo-Saxon Protestant», т.е белый англосакс-протестант)
Сентябрь 1995 Из варяг в чукчи (для шведов-протестантов неприлично кичиться богатством)
Февраль 1997 Зарабатываем на преисподней (Ява оказалась не способной отразить военный и религиозный натиск пришельцев, поначалу католиков, а потом протестантов — голландцев)
Октябрь 1997 Путь мизунгов (пигмеи и банту называли себя протестантами)
Ноябрь 1997 Пионеры штата ЮТА (мормоны утверждают, что они не протестанты)
Январь 1998 Сиреневый Леман (когда во Франции развернулись жестокие гонения на протестантов, и на протяжении столетия оттуда в Швейцарию прибыло около 60 тыс. беженцев)
Июнь 1998 Правнуки Уленшпигеля (голландцы-протестанты относятся к фламандцам-католикам, как столичные жители к провинциалам)
Февраль 2001 Закон его стихии (в 1840, когда в Нью-Йорк прибыли ирландцы-католики, произошел первый религиозный конфликт с протестантами)
Июнь 2001 Реформация (через 14 лет после начала правления Альбрехта Бранденбургского в землях Ордена победила Реформация)
Ноябрь 2001 Неприкосновенная (в Швейцарии особенно широко распространилось одна из разновидностей протестантизма — цвинглианство)
Май 2002 Королевские казематы (пока страна пребывала под властью католиков, протестанты ожидали благословенного дня, когда на престол взойдет другая дочь Генриха VIII, от Анны Болейн, — Елизавета)
Август 2002 Тихий Запад (жесткая политика, проводимая Генрихом VIII в Ирландии, привела к тому непримиримому противостоянию католиков и протестантов, которое длится и по сю пору)
Январь 2003 Кровавая месса (24 августа 1572, в праздник Св. Варфоломея, в Париже началась резня протестантов — печально знаменитая Варфоломеевская ночь)
Июнь 2003 Благословенный анахронизм (облик Брюгге несколько «попортили» протестанты в XVI столетии)
Ноябрь 2003 Галантный философ (отец Ларушфуко боролся с протестантами, хотя его предки не были католиками)
Октябрь 2004 Молот ведьм (пытаясь расколдовать мир, протестантские теологи породили массовую паранойю охоты на ведьм)
Декабрь 2004 Рыцарь печального образа (у турок были налажены широкие связи с протестантами)
Май 2005 Тайны королевы Анны (французские протестанты, лишенные кардиналом Ришелье многих привилегий, подняли восстание в порту Ла-Рошели)
Июль 2005 Прусский дух Унтер-ден-Линден (лютеранская Пруссия принимала гонимых во Франции протестантов)
2005 Генри Форд, король всея Америки (во многих отношениях Форд был сыном своих консервативных родителей-протестантов)
2005 Непрощенная измена (в 1552 у религиозного лидера протестантской общины родился Уолтер Рэли, английский пират, авантюрист и поэт)
Декабрь 2006 Елизавета: от Золушки до королевы (после заговора протестантов в марте 1554, Елизавета I по приказу Марии I Тюдор была брошена в Тауэр)
Декабрь 2006 Живые картины презепио (рождественскую елку придумали протестанты)
Март 2007 Реформация и ее «апостолы»
Телепрограммы
11 марта 2000 Израиль. Голгофа (попытка пересмотреть подлинность Гроба Господня была предпринята английским протестантом генералом Ч. Гордоном)
29 июля 2001 Венгрия. Озеро Балатон (после Реформации на берегах Балатона появилось много протестантов, что привело к серьезным конфликтам)
30 сентября 2001 Швейцария. Обзор (в XVII, во времена гонений на протестантов в страну въехало огромное количество беженцев)
28 октября 2001 Швейцария. От Цвингли до Гитхера (в 1518 настоятелем Гроссмюнстера, Большого кафедрального собора Цюриха, стал крестьянский сын Ульрих Цвингли, проводивший церковные реформы в духе протестантизма)
7 ноября 2001 Швейцария. Берн (во время Реформации протестанты уничтожили многие церковные ценности, которые они считали излишними)
17 февраля 2002 Чехия. Кутна-Гора (значительный вклад в разорение города внесли войны между католиками и протестантами)
19 мая 2002 Чехия. Гуситы (военные успехи гуситов-протестантов в Чехии вынудили католиков начать переговоры)
9 июня 2002 Чехия. Часовня скелетов (на кладбище у Кутна-Горы погребали тела монахов-католиков, убитых протестантами)
4 августа 2002 Италия. Чума (в Венеции с пониманием относились к протестантам)
22 декабря 2002 Великобритания. Гарри Поттер. Поттерофилы и поттерофобы (Гарри Поттер напоминает протестантам Иисуса)
20 июня 2004 Австралия. Старая Австралия (в храме при тюрьме Порт-Артура могли молиться и католики, и протестанты)
27 марта 2005 Исландия. Природа Исландии (в Исландии утвердилось одна из разновидностей протестантизма — лютеранство)
19 ноября 2005 Бавария (баварцы отличаются от основной массы немцев еще и тем, что они католики, а не протестанты)
Май 2006 Диана, охотница на королей (Екатерина Медичи развязала войну с протестантами, устроив кровавую Варфоломеевскую ночь)
Апрель 2007 Православие: слово и дело (Православие всегда волновали отношения с другими конфессиями. В XVII веке даже произошла попытка вступить в богословский диалог с новоявленным протестантизмом, но Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис, разделявший кальвинистские взгляды, был осужден церковным собором 1642 года)
Примечания
31 октября празднуется теперь как День Реформации
24 апреля 1547 Карл V разгромил сторонников Шмалькальденской лиги в битве при Мюльберге
Вестфалия — историческая область на северо-западе Германии. В настоящее время входит в состав федеральных земель Северный Рейн-Вестфалия и Нижняя Саксония
Гугеноты — французские кальвинисты
Швабия — историческая область на юго-западе Германии, входит в современные федеральные земли Баден-Вюртемберг и Бавария.
Данные 2001: Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. М., 2003.
За это Кальвин получил прозвище «женевского папы».
Данные 2001: Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. М., 2003.
Данные 2001: Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. М., 2003.
Слова, сказанные Лютером на Вормском рейхстаге на вопрос, отрекается ли он от своих заблуждений
—Axenophontov 20:18, 25 сентября 2007 (MSD)
( источник — интернет — портал журнала «Вокруг света»)
********************************************************************************************************************
ПРОТЕСТАНТИЗМ с точки зрения католического взгляда
Направление в христианстве
Протестантизм не существует как единое целое. В настоящее время он представлен тысячами деноминаций, различающихся между собой особенностями вероучения и церковного управления.
История возникновения
Протестантизм возник как течение, оппозиционное по отношению к Католической Церкви, в ходе т. н. Реформации, идеалом которой было «возвращение к апостольскому христианству», поскольку, по мнению ее сторонников, католичество отошло от первоначальных христианских принципов в результате многочисленных наслоений средневекового схоластического богословия и обрядности. В основе этого течения лежали, несомненно, как собственно религиозные, так и политические и экономические причины. Реформация стала знаменем буржуазных революций в Нидерландах и Англии.
Предтечами Реформации считаются профессор Оксфордского Университета Джон Уиклиф (1320 – 1384), отстаивавший приоритет Св. Писания по отношению к Св. Преданию, а также его последователь профессор Пражского Университета Ян Гус (1371 – 1415).
Однако непосредственное зарождение протестантизма связывают с проповедью немецкого богослова Мартина Лютера (1483 – 1546), выступившего изначально против практики продажи индульгенций, а затем против авторитета Папы и Церкви как института в целом. В 1521 г. на Вормсском сейме Лютер был объявлен еретиком, однако у него появились многочисленные последователи среди части немецкого духовенства и нарождавшейся буржуазии. Его учение также было поддержано немецкими князьями, стремившимися на волне антикатолических настроений завладеть церковными землями.
Само понятие «протестантизм» происходит от протеста группы германских князей и городов, сторонников Лютера, против отмены в 1529 г. Шпейерским рейхстагом права выбирать исповедание (по принципу: «чья земля, того и религия»), которого они добились в 1526 г. Постепенно всех сторонников Реформации стали называть протестантами.
Сторонники Реформации вскоре распались на несколько самостоятельных партий. Лютер и его ближайший сподвижник Филипп Меланхтон (1497 – 1560) возглавили умеренную группировку, которая выступала за отмену в церковном учении и практике только того, что на их взгляд противоречило Библии. Радикальная партия, возглавлявшаяся Томасом Мюнцером (1490 – 1525) и поддержанная беднейшими слоями населения, требовала безусловного следования только Писанию и отказа от всего того, что прямо не подтверждается текстами Библии. В результате Реформации в Германии вспыхнула Крестьянская война (1524 – 1526), в ходе которой радикальная партия была разгромлена князьями, занимавшими умеренные позиции. Немецкие князья и города, принявшие Реформацию, а также североевропейские правители произвели реформу Церкви в соответствии с учением Лютера, тем самым положив начало лютеранству.
Помимо Германии, центром европейской Реформации стала Швейцария, в частности, Женева и Цюрих. Сюда переселились, спасаясь от преследований, другие видные деятели Реформации – Жан Кальвин (1509 – 1546) и Ульрих Цвингли (1484 – 1534). В их доктрине особое место занимало учение о предопределении одних людей ко спасению, а других – к вечной погибели. Новые церкви, возникшие на основе учений Кальвина и Цвингли получили название реформатских (кальвинизм).
Реформация захватила и Англию. Здесь она проводилась «сверху», по приказу короля Генриха VIII, отвергшего духовную власть Папы и объявившего себя главой английской Церкви. Это решение было подтверждено парламентским актом 1534 г., в результате чего возникло англиканство.
Протестантизм широко распространился в Европе. Он, в частности, укрепился в Германии, Швейцарии, Франции, Нидерландах, Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Венгрии, Чехии и Польше. Благодаря Контрреформации, начавшейся в 40-х гг. XVI в., население ряда стран: Франции, Чехии, Венгрии, Польши, юга Германии удалось вернуть в лоно Католической Церкви.
В 1555 г. был заключен Аугсбургский религиозный мир между императором-католиком Карлом V и германскими князьями-протестантами, который закрепил существовавшую на тот момент религиозную ситуацию, фактически признав право протестантизма на существование. Распространение протестантизма привело к формированию в Европе национальных церковных общин, отделенных от Св. Престола и полностью подчиненных светским правителям, что несомненно способствовало усилению разобщенности между отдельными европейскими народами и возникновению националистических идей.
Часть наиболее радикально настроенных протестантов (пуритане, баптисты, квакеры) бежала от преследований в Новый Свет, заложив идеологические основы будущих Соединенных Штатов. Именно Америка стала в последствии центром распространения протестантизма.
Учение
Несмотря на отсутствие общего для всех протестантов изложения вероучения, существуют основные вероучительные принципы, которых придерживаются практически все протестантские деноминации. Это, прежде всего, принцип «Sola Scriptura, sola fides, sola gratia» («Только Писание, только вера, только благодать»). В соответствии с этим принципом, протестанты считают единственным авторитетным источником веры Св. Писание, полностью отвергая Св. Предание (а, следовательно, всю предшествовавшую им традицию Церкви) и Учительство Церкви (авторитет Папы и Вселенских Соборов). При этом из Ветхого Завета каноническими признаются только книги, написанные на еврейском языке. Второканонические книги считаются апокрифами. Спасение, согласно учению протестантизма, дается человеку по вере через благодать, поскольку после грехопадения человеческая природа была полностью искажена и люди утратили способность творить добро. Вследствие этого протестанты считают добрые дела несущественными в деле спасения. Протестантизм также отрицает роль Церкви в спасении человека, отвергая как заступничество Богородицы и святых, так и Таинства, из которых оставлены только Крещение и Причащение, трактуемые символически (преосуществление Св. Даров отвергается).
Культ
Само слово «культ» носит в протестантизме негативный оттенок. «Обрядность» противопоставляется «духовности». Почитание Креста, икон, св. мощей отвергается. Изображения в убранстве церквей сведены к минимуму или вообще отсутствуют. Многие общины не признают и самих церквей. Богослужение в большинстве протестантских церквей упрощено до крайности и состоит из молитвы, проповеди, пения псалмов и гимнов, а также, в ряде случаев, «причащения». В то же время в англиканстве и лютеранстве еще сохранились следы католической Мессы. Из христианских праздников большинство протестантов признает только Рождество и Пасху. Некоторые деноминации имеют собственные праздники, например, баптистами в США празднуется «День благодарения».
Служители
Священство протестантами отвергается, поскольку ими признается учение о «всеобщем священстве». Протестантские служители называются не священниками, а пасторами (от лат. pastor – «пастух», «пастырь»). Некоторые деноминации вообще не имеют специальных служителей.
Организационная структура
Между отдельными протестантскими деноминациями существуют значительные расхождения по вопросу церковного устройства. В англиканстве и лютеранстве сохраняется епископат, общины Пресвитерианской Церкви возглавляются пресвитерами, часть протестантских церквей не признает вообще никакой централизованной церковной организации, выступая за полную автономию общин (конгрегационалисты и др.).
Ответвления
Процесс возникновения в протестантизме новых течений, начавшись со времени Реформации, не прекращается до сих пор. К «первой волне» протестантизма относят течения, образовавшиеся в ходе Реформации: лютеранство, кальвинизм, англиканство, анабаптизм и т. д. Течения «второй волны» оформляются в XVII в.: меннониты, баптисты, квакеры и др. К «третьей волне» относят течения, возникшие в XVIII – XIX вв. на волне движения религиозного возрождения («ревивализма»): методизм, пиетизм и т. п. Ряд исследователей выделяет также «четвертую волну», к которой относятся деноминации, образовавшиеся в XIX – XX вв., например, пятидесятники. К протестантам иногда ошибочно причисляют адвентистов, мормонов и свидетелей Иеговы. В настоящее время общее количество протестантских деноминаций невозможно вычислить даже приблизительно. Некоторые самостоятельные протестантские церкви насчитывают всего несколько десятков человек. В настоящее время происходит деление протестантских общин на либеральные, фундаменталистские и харизматические.
Распространение
Протестантизм является третьим по численности направлением в христианстве. Его последователи на сегодняшний день существуют практически во всех странах мира. В начале 1990-х гг. общее число членов различных протестантских общин составляло около 408 млн. человек.
источник : сайт католической церкви в России http://www.militia-dei.spb.ru/?go=mdbase&id=12
(3666)