Приходская жизнь — явление очень многообразное. Вся жизнь прихожан была связана с храмом Божьим, начиная от крещения и заканчивая погребением. Прихожане посещали воскресные и праздничные богослужения, регулярно участвовали в таинствах Исповеди и Причащения, вступавшие в брак венчались в церкви. За посещением богослужений и регулярным участием в Таинствах наблюдали священники….
…Слюдянская Свято-Никольская церковь была снабжена превосходным набором колоколов, веселый перезвон которых радовал прихожан в дни церковных праздников. Об этом вспоминает Ганина-Копылова Е.Я. : «Когда звонил с перебором Копылов Яков Григорьевич, слюдян-цев радовал веселый перезвон: «хоть пляши!» — говорили они. Пел он и в церковном хоре. Один из старших братьев, Петр Копылов, был регентом этого хора, задавал камертон».
Народ в основной своей массе был набожный, церковный. Это подтверждает и подробнейший список покупок простого слюдянца, работника железной дороги — Александра Вилкова, добытый мной у местного директора Слюдянского железнодорожного музея Махно
В.В. Александр Вилков приехал в Слюдянку 10 мая 1911 года и поступил на работу к смотрителю зданий 13 июля 1911 года. В его записях отражаются подробнейшие заметки «харчевых расходов», расходов «на ремонт и поправку домашнего хозяйства», «на покупку и поправку одежды и обуви», расходы на «разную мелочь на себя и учеников для школы» и многие другие интересные расходы. Подробно указано, сколько фунтов какого продукта куплено, какого числа, какого месяца, какого года и для какой цели с 1912 по 1935 гг. На мой взгляд, это очень интересные и очень редкие сведения, потому что далеко не всякий обыватель станет фиксировать на бумаге каждую свою покупку вплоть до иголки, да еще в течение более чем двадцати лет. Интересно это еще и потому, что через эти сухие названия продуктов, товаров и цифр, обозначающих их стоимость, видно, пусть не в полной мере, духовное устроение автора. Это видно из того, сколько жертвовал он «в церкву», бедным, голодающим, как отмечал церковные праздники, не нарушал ли посты.
Видно как отразился голод в 20-е годы на его духовном состоянии, не перестал ли он жертвовать в церковь. Можно определить стоимость восковых свечей и других товаров в то время, уровень инфляции в связи с заменой денег (в одно время ведро картошки стоило несколько миллионов рублей) и многое другое. Но мне здесь интересны его записи, как прихожанина, касающиеся его церковной жизни.
Продукты Вилков жертвовал «в церкву» самые разные: хлеб, муку, булки, пряники, сушки, сайки, дрожжи, соду, орехи, семечки, конфеты, сахар, соль, шишки, урюк, изюм, мед, чернику, вишню, компот, черемуху, кофе, масло постное, крупы, рис, пшено, горох, картофель, яблоки, огурцы, лук, масло, творог, молоко, сыр, яйца, рыбу свежую, омуль, сельдь, кету, сига, сорогу, мясо, осердие, и др. Были и другие статьи расхода: «на праздник» — по срокам видно, что имеется в виду Пасха; «славильщикам» — на Рождество Христово, причем видно, что до революции это 25 декабря, а после нее — 7 января. Другие записи: «церковный забор за июнь» и «за июль»; «на молебен»; «на венок». Есть записи, говорящие о благотворительности Вилкова: «пожертвовал солдатке»; «голодающим Поволжья»; «на голодающих детей»; «на сирот детей»; «пожертвовал семье Теремец-кого».
С 1915 г. по 1921 г. Вилков жертвовал на храм почти одними продуктами, редко где встречались записи «на свечи» и «на просфоры», а с 1921 г. покупались почти только одни свечи, а вот продукты в церковь, наоборот, почти не жертвовались. Это, наверное, связано с голодом. Пометки «в церкву», начиная с 1922 года, становятся все реже. В 1929 году стоит три записи, из которых последняя: 23 июля «пожертвование на ремонт церкви — 1 рубль». Это наводит на мысль, что церковь закрыли не в 1928 году, как указано в некоторых источниках, а в 1929 году, хотя на ремонт церковного здания прихожане могли собирать самостоятельно, именно тогда, когда церковь уже была закрыта и изуродована.
(76)