Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Поучения святителя Иннокентия Иркутского

источник

 

Память святителя Иннокентия, епископа Иркутского празднуется Православной Церковью 9/22 февраля, 26 ноября/9 декабря, в день Собора Волынских святых (10/23 октября), в день Собора Санкт-Петербургских святых (3-я Неделя по Пятидесятнице) и в день Собора Сибирских святых (10/23 июня)

 

Родился святитель Иннокентий в Малороссии, в Черниговской губернии, крещен Иоанном. Начальное образование получил дома, успешно учился в Киевской духовной академии.

По окончании академии принял постриг с именем Иннокентий. Затем уехал в Москву на должность учителя и префекга в Славяно-греко-латинскую академию. Оттуда взят в Санкт-Петербург, где в то время только основывался Невский монастырь. Это были 1706-1708 годы.

5 марта 1721 года в Александро-Невском Троицком соборе за литургией была совершена хиротония иеромонаха Иннокентия в епископы в присутствии всероссийского самодержца Петра Первого.

После смерти Петра Первого он становится епископом Иркутским и Нерченским.

27 ноября 1731 года в седьмом часу утра Господь навеки упокоил святителя Иннокентия.

А через 33 года после кончины святителя Иннокентия было обнаружено, что тело его, одеяние и даже бархат на гробе не тронуло тление, хотя само место погребения было сырым и затхлым.

В декабре 1804 года Святейший Синод объявил: тело первого епископа Иркутского Иннокентия «огласить за совершенно святые мощи и с подобающим благоговением поставить в церкви иркутского Вознесенского монастыря наверху, либо в другом достойном месте».

Святитель Иннокентий неоднократно обращался к своей пастве со словом поучения. В своих проповедях он грозно вооружался против пороков и кротко увещевал своих слушателей исполнять заповеди Божии, и призыв святителя не оставался без ответа. Его мудрое и отеческое слово глубоко западало в сердца слушателей. Множество народа стекалось, чтобы послушать его поучения. Вот некоторые из них.

В одном из своих поучений святитель ясно и просто излагал правила благочестивой жизни.

«Послушайте, возлюбленнии, — говорит святитель, — се Христос Господь и Мария, Мати Его, свята сущи, изволиста со грешники вчинитися (потому что Пресвятая Дева исполнила закон, относящийся к грешным новорожденным младенцам, и принесла в жертву два птенца голубина). Также и нам, братие, учитися, еже очищати души наши святым покаянием и ходити на молитву в дом Божий и приносити потребная. Приносите кто свещи, а кто просфоры, а кто сего не имеет, тот приходи в церковь на молитву с сокрушенною жертвою сердца, со слезами покаяния. Прежде всего бойся Бога, люби Его всею душею и сердцем и помышлением, а Пречистую Богоматерь и всех святых почитайте. А в церковь Божию безленостно приходите к вечерне, и заутрене, и обедни к началу, и слушайте Божественнаго пения со вниманием в молчании, а из церкве до отпуста не выходите. Аще далече от церкве, то ты можешь дома правило свое исправить, пение и поклоны по силе, а не ленися, да не безплоден будеши, аки древо сухое. И аще сотвориши правило без лености, то великую мзду от Бога получиши и грехов отпущение. Праздники празднуйте духовно, а не телесно, нищих милуйте; рабам же своим в праздники от работы покои дайте; праздники празднуйте не объядением и пьянством, но молитвою и чистотою. Кротко живите и во Христе любовь нелицемерну имейте ко всякому христианину… Почитайте священников, яко Божии слуги, и всем церковникам честь воздавайте. И неприятеля своя люби, и Бога за них моли, и люби всех православных христиан яко сам себе, другу не завиди, никого не обиди, сребра в росты не давай, чти отца и матерь, больныя посещай, нуждным помогай, в темницах и оковах потребная донеси, нищих по силе накорми, напой и одень, вся бо та в руце Божии влагаеши, вдовиц не презри, наипаче всего от блуда бегай и с женами живите по закону. В среду и пяток и воскресенье в чистоте будьте.

Праздники Господские и Пречистыя Богородицы и всех святых почитай честно, дети своя и челядь учи страху Божию, храни от пьянства, воровства и всякаго зла удаляйся, а в церкви Божией детем своим вели ходити ко службе во вся дни, а наипаче в праздники.

Аще случится согрешити, по наущению диаволю, то вскоре исповеждь отцу духовному, да не вкоренится диавол в душе твоей, и смерть да не застанет тя без покаяния.

А наипачет всего буди смирен, не высокоумен, не празднослови, скверных бесед бегай, друга не укори, не досади, в церкви Божией стой на молитве со страхом, ни говоря ни с кем и не помышляй зло в сердце своем, но точно глаголи: Господи, помялуй мя».

В своих поучениях святитель предостерегал пасомых от пороков супружеской неверности. Так, изъясняя притчу о блудном сыне, святитель говорит: «А той злой обычай и ныне есть в мире. Егда человек придет в возраст, то сперва приищет друга себе такого, каков сам, сначала подружатся, а потом начнут чинить советы и все друг к другу плотским люблением располагаются, а не духовным, и в той любви научатся пьянству, а иные скакать, плясать, а затем гордитися и блуд творити. О, любители блуда и нечистоты! О, несытая мерзость! Понеже бо всякая нечистота не точию сердце помрачает, но и видение лица погубляет. Слыши, чго апостол глаголет: Бегайте блудодеяния: всяк бо грех, егоже аще сотворит человек, кроме тела есть, а блудяй во свое тело согрешает (1 Кор. 6, 18).

А ныне едва не все от Бога отступили, кто гордостию и лихоимством, кто завистию и злым пьянством. Сии все диаволу служения и все уклонишася вкупе и непотребными быша. Все уклонишася от смирения в гордость, от милостыни — в лихоимство, от любви — в ненависть, от воздержания — в объядение, от трезвости — к пьянству. Что мерзостнее пьянаго человека? Хочет утаитися, яко не пьян, а лежит яко мертв. Ничтоже сквернее пьяницы; из уст бо его смрад зол исходит, расслабление тела и самого себя невладение, из очей слезам истечение, рукам дрожание. Пьяный много обещает, тайн не соблюдает, разум и красоту погубляет, и что ино от пьянства бывает, точию брани и прекословия, еще же безстыдство и в словах неудержание».

В Вознесенский монастырь, в котором погребены мощи святого Иннокентия, раз прибыли два человека, чтобы прогуляться. Зайдя в церковь, они остановились перед ракою угодника Божия и начали кощунствовать: один взял святителя за руку, другой за ногу. Господь скоро наказал их за дерзость. Когда они возвращались домой, дрожки, на которых оба ехали, упали, и один из кощунников сломал себе руку, а другой — ногу.

Летом 1783 году в Вознесенском монастыре произошел пожар. Была уже объята пламенем и деревянная Тихвинская церковь, под которой покоились мощи святого Иннокентия. Народ с ужасом ожидал, что святые мощи погибнут в огне, и просил у епископа Михаила разрешения вынести их из пещеры. Епископ на эту просьбу ответил: «Если покойный Иннокентий угодил Богу, то ради его нетленных мощей Всемогущий спасет и церковь».

И тотчас огонь начал ослабевать. Тихвинская церковь осталась целою, лишь с обгорелыми снаружи стенами. В 1796 году перед гробницей святителя получила исцеление слабоумная женщина.

Чудеса по молитвам святого совершаются и по сей день.

 

Текст приводится по изданию: Поучения святителя Иннокентия Иркутского // Приморский благовест. Епархиальная газета (г. Владивосток, Владивостокская Епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата). № 9 (123) сентябрь, 2005. С. 4

«Приморский благовест» в Интернет — Владивостокская Епархия Русской Православной Церкви

Назад к списку

(440)

Перейти к верхней панели