Пресс-служба Иркутской епархии
– Семья – это воплощенное в человеческой жизни триединство мира, своего рода духовно-телесный финиш, – убежден отец Вячеслав. – Муж и жена соединяются ради трех причин. Первая – чтобы стать одним человеком, вторая – чтобы умножить количество людей в мире, третья – чтобы все делать вместе в стремлении к Богу.
С матушкой Анной мы жили по соседству
У самого батюшки семья появилась в 25 лет. Но свою супругу – матушку Анну – он встретил, еще будучи подростком. Оба они выросли в семьях строителей БАМа. Родители отца Вячеслава приехали в Усть-Илимск из Одесской области по комсомольской путевке в 1965 году. Так получилось, что он стал первым ребенком в строительно-монтажном поселке СМП-219, где в маленьких вагончиках жили рабочие. Сейчас он признается, что детство его было обделено родительской любовью и лаской:
– В раннем возрасте я пережил, можно сказать, трагические моменты. Мама ушла из семьи, когда мне было десять лет, а сестре восемь. Отец наш был очень трудолюбивым и занятым человеком – занимался строительством дорог. Поэтому мы с сестрой жили почти самостоятельно, как Бог даст – сами по себе. Конечно, я о ней заботился, как мог. Да и не только о ней. Рядом с нами в поселке тогда проживало много неблагополучных семей – женщины почти все пили, оставляя детей без присмотра. Вообще, ситуация в бамовских поселках была крайне сложная – мужчины работали, а женщины не могли никуда трудоустроиться и спивались. Я помню, как папа приводил соседских детей, которые жили без должного ухода, к нам домой. Мы их подкармливали и присматривали за ними.
Вскоре глава семейства устроился работать на лесопромышленный комбинат, и Пушкаревы получили трехкомнатную квартиру в Усть-Илимске. Городская жизнь отца Вячеслава началась в 15 лет. И именно тогда свела его судьба с восьмилетней девочкой Аней. Так вышло, что будущие супруги почти одновременно переехали в дом № 23 на улице Карла Маркса. Их квартиры были расположены в одном подъезде, поэтому семьи, как добрые соседи, стали дружить.
– Нас с сестрой воспитывал один отец, а Анну – одна мать. Я сразу же, с первого дня знакомства, стал уделять ей внимание. Она для меня всегда была очень хорошей и положительной девочкой. Проблемы, конечно, были, но у кого жизнь без них…
Свадьбу сыграли в Усть-Илимске, когда невесте исполнилось 19 лет. К этому времени отец Вячеслав уже отслужил в армии, заочно учился на третьем курсе Иркутского госуниверситета, преподавал историю в школе и одновременно работал на местном телевидении. У батюшки и сегодня день расписан по минутам. Он возглавляет миссионерский отдел Иркутской епархии, является благочинным (старшим священником) Верхоленского церковного округа, курирует строительство и реконструкцию пяти храмов в правобережном Приангарье, преподает на кафедре философии и религиоведения ИГУ, а также пишет диссертацию в Киевской духовной академии на кафедре истории Русской Православной Церкви. Но, несмотря на все эти карьерные и учебные дела, первым «церковным послушанием» в жизни отца Вячеслава является его семья, дети, домашний очаг:
– Суть моей профессиональной деятельности – это духовное общение с людьми. И оно, как правило, не регламентировано по времени. Поэтому в течение рабочего дня у меня может быть несколько свободных промежутков, в которые я непременно забегаю домой, чтобы заняться семейными делами.
А их у батюшки невпроворот. Благо, есть в его доме крепкий тыл и надежная опора – матушка Анна.
– На ней держится все, – признается отец Вячеслав. – Дети требуют ее постоянного внимания. Она всегда должна видеть, когда они приходят со школы, в каком настроении, что чувствуют и переживают. Она ведь по лицу умеет читать, что именно произошло с ребенком. Сразу подзывает, разговаривает и решает проблему.
Русоволосые, голубоглазые, с казачьим чубом…
Детей в семье сельского священника семеро. Имена родители выбирали им конечно же по православному календарю. Старшая дочь названа в честь Николая Угодника – Николь. Французское имя предпочли неслучайно. Бабушка отца Вячеслава была француженкой и носила красивое и длинное имя – Жоржет Виолетт Георгиевна Шевалье.
Николь и Арсений родились в Усть-Илимске. В 1995 году семья переехала в Иркутск, так как Владыка Вадим пригласил батюшку вступить в церковный клир и назначил его на службу в Знаменский кафедральный собор. Два года Пушкаревы жили в малюсенькой комнатке в предместье Рабочем. Здесь появился на свет их второй сын Нестор. Когда отец Вячеслав стал настоятелем храма Святой Троицы в поселке Хомутово, домом для его семьи стала бывшая школьная кочегарка.
– Мы очень долго очищали ее от мусора, угля и шлака. Потом я попросил в Иркутске у директора кирпичного завода битый кирпич, и из него с горем пополам выложили пристрой к нашему жилищу, – вспоминает батюшка. – А спустя четыре года построил приходской просторный и уютный дом.
Здесь у Пушкаревых родились двойняшки – Ксения и Анастасия, а также сын Давид и дочь Александра. Про каждого из детей папа с мамой могут рассказывать часами:
– Пятеро ребятишек у нас русоволосы и голубоглазы, Арсений – блондин, а самая младшая Сашенька – брюнетка. Нынешней осенью наши двойняшки пойдут в первый класс. Они абсолютно разные девочки – одной можно заборы проламывать, другой пирамиды египетские строить. Одна по 20 минут стоит на голове, прыгает с больших высот, плавает и ничего не боится, а другая очень тихая, кропотливо и долго может заниматься одним делом. Давид, несмотря на свой трехлетний возраст, очень крупный и сильный мальчик. А Сашеньке еще и годика нет. Она родилась у нас прошлым летом 15 июля – такая маленькая кареглазая девчушка с казачьим чубом. Это у нее от моего деда – казака Ивана Николаевича Пушкарева.
Дети должны знать, что наказание неизбежно
В воспитании детей матушка с батюшкой руководствуются религиозными нормами и личным опытом. Они стараются уберечь свою ребятню от того негатива, который сами получили в детстве от родителей.
– К примеру, мы никогда не наказываем детей на всякий случай. Это несправедливо, – убежден священник. – В Библии говорится: «Отцы, не раздражайте ваших детей». Но, безусловно, справедливость иногда требует наказания. В этом случае мы оперируем словами премудрого Соломона «Кто жалеет розги для сына своего – тот его не любит». К сожалению, дети убеждений не понимают. Но опять же «розгами» пользоваться можно только в крайних случаях – когда ребенок лжет, обижает маленьких, берет что-то без разрешения старших. Эти вещи должны пресекаться на корню и своевременно. Причем родителям нужно помнить, что наказывать детей можно только до семи лет – «пока поперек скамьи лежит». Потом они уже другие, и в их воспитании помогут только словесные убеждения и личный пример.
Вспоминая себя в юности и сравнивая со своими детьми, отец Вячеслав говорит, что религиозность семьи приносит большую пользу в воспитании. Родители батюшки были неверующими людьми и держали детей в излишней строгости, что «не избавляло от юношеских падений в грех, а только отдаляло от сердечного общения с родителями»:
– Я с сестрой своей ссорился гораздо чаще, чем мои дети между собой. До сих пор помню, как соврал папе, чтобы избежать очередного наказания. Когда мне было пять лет, я забирал сестру из детского садика. По дороге была лужа, и я потащил ее в сапогах погулять по ней. А там до этого, оказывается, работал экскаватор. Мы так провалились, что сестра оказалась в воде по горло. Пришли домой, и рассерженный отец спросил меня, как это произошло. Я сказал, что это сестра меня в лужу затянула.
Дети Вячеслава Пушкарева более сдержанны в ссорах между собой, и на их счету очень мало осознанных негативных проступков. Родители не ставят их в угол, не бьют ремнем. Наказанием обычно служит лишение удовольствий – игры на компьютере, просмотр телевизора. По мнению батюшки, дети всегда должны помнить о том, что наказание неизбежно – словесное, физическое или материальное. При этом неважно, от кого оно исходит – от матери или отца. Священник считает, что любой отец должен быть строгим и справедливым по отношению к детям. Пускай он будет добрым в душе, но снаружи он непременно должен быть строгим. Потому что строгость нужна везде – в образовании, армии, на производстве. Без строгости не проживешь. Но при этом, говорит батюшка, мы никогда не должны несправедливо унижать своих детей «желая их смирить», всегда найдутся такие люди, которые и без нас их унизят:
– Мы внушаем детям, что они должны вырасти полноценными личностями и патриотами своей страны. Поэтому воспитываем их по принципу «Кто, если не ты? Когда, если не сегодня?». Николь в школе – активная общественница. В качестве профессии она хочет выбрать политологическую стезю. Для начала планирует поступать в иркутский педагогический колледж № 1. Сыновья пока о будущем не задумываются – учатся в обычной и музыкальной школах. Я всегда им говорю о том, что детство – для учебы. Но в свободное время они у меня, как все обычные дети, и в кино могут сходить, и «Гарри Поттера» почитать.
Секрет семейного счастья
Четкого распределения обязанностей по дому в семье протоиерея нет. Иными словами, все делают всё.
– Раньше, когда деток было мало, я готовил обе-ды. Теперь просто не успеваю физически, так как народу много, можно весь день за плитой провести. Могу мусор вынести, прибраться, белье собрать. Дети также никогда не чураются домашней работы.
По словам батюшки, в его доме царит «абсолютистский демократический патриархат». Регулярно проходят семейные советы, на которых родители обсуждают с детьми места и время проведения отдыха, а также решают проблемы каждого.
– Сейчас у старших детей переходный возраст, время разобраться в себе, время внутренней ломки и становления личности. Мы переживаем его все вместе. С чисто женскими вопросами Николь приходит к маме. А вот с мальчиками я разговариваю сам. У них в 12 лет происходит биологическое становление организма, и я заранее объясняю им, какие явления могут быть в связи с этим, как это отражается на окружающих, как нужно себя вести. С каждым ребенком непременно нужно разговаривать, – убежден отец Вячеслав.
Секрет семейного счастья, по его словам, один. В самом начале совместного пути нужно постараться войти в положение другого человека. Это позволит научиться понимать его, жалеть, стараться меньше причинить боли, прощать и просить прощение.
– Так постепенно, шаг за шагом, с годами к мужчине и женщине придет любовь. То, что испытывают юноша с девушкой во время дружбы – это не любовь, а страстное влечение. Любовь же – это огромный сосуд, который наполняется всю жизнь. И который, к сожалению, можно разбить.
А ссоры в семье – это, по мнению священника, дело нужное. В ссорах расставляются акценты, подчас незаметные невооруженным взглядом:
– Смотрю, доченька у меня вспылила. Я сразу же делаю вывод, что надо этой проблеме уделить внимание. Вообще, ссоры в семье больше четырех минут длиться не должны. По два дня не разговаривать – это уже можно считать разводом. Такого нельзя допускать. А для этого с самого начала нужно четко соблюдать следующие границы. Отец – авторитет в доме. Мать никогда не перечит ему при детях, даже если он не прав. И наоборот, отец никогда не обрывает при детях мать, даже если не права она. Родители обсуждают свою неправоту отдельно от детей и тут же находят общие пути решения проблемы, не откладывая ее в долгий ящик.
Прихожане создают многодетные семьи по примеру батюшки
С тех пор как отец Вячеслав Пушкарев стал благочинным одной из территорий Иркутской епархии, а это восемь административных единиц от Иркутского до Ольхонского района, приход его очень сильно вырос – до 2 тыс. человек. Всех их батюшка считает своей семьей. Каждого знает по имени.
– Мы взяли на приход двух деревенских подростков, которые росли без родителей и хулиганили. Устроили их в церковь работать, помогли поступить в строительный колледж. Приход платит им деньги – на питание, проезд до города, и на учебники хватает. Они молодцы, не позорят нас, хорошо учатся и примерно себя ведут. Сейчас им по 19 лет – толковые парни, золотые руки.
Многие миряне приходят к отцу Вячеславу за советом и потом идут его путем – создают многодетные семьи. То, что сейчас не принято рожать больше одного-двух детей, батюшка называет эгоизмом и трусостью:
– Это отголоски советского лозунга «Человечек – это звучит горденько». Люди не хотят брать на себя дополнительную ношу – мол, зачем нищету плодить? Но ведь большинство талантливых людей родились в небогатых семьях. Нужно помнить о том, что когда вы идете на аборт, вы убиваете не просто существо с неясным будущим, но в первую очередь образ Божий – человека и, возможно, нобелевского лауреата. Посмотрите вокруг и вы увидите, что множество состоявшихся и выдающихся людей выросли в больших семьях, в захолустных сибирских деревнях. Там они научились работать, любить и прощать, пробиваться в жизни. А тем, кто живет в городе, в устроенности, ничего не надо, поэтому они ничего не изменяют в жизни, они просто живут, существуют, потребительски относятся к миру. А Христос говорит нам: «Тот, кто не сеет со мной, тот расточает». Кто не рожает детей, тот ослабляет свой народ и делает его вымирающим. Если мы не хотим рожать русских мальчиков и девочек, то мы вымрем, и уже другие нации будут населять эту прекрасную землю. Не надо трусить! Дети – это дар и залог грядущей спокойной жизни в достатке. Если Бог дал детей, то Он обязательно даст и то, что на них надеть. Посмотрите на нас и создавайте большие и дружные семьи, а Господь всех вас за это наградит долголетием и всеми прочими благами.
Оксана Хлебникова
Иркутская Областная газета
(345)